«Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса»
консультация
Цель: Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности
Задачи:
1. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций при организации образовательного процесса;
2. Научить использовать методы проблемного обучения на примере проблемных ситуаций;
3. Вызвать у участников мастер - класса интерес к технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве…
Завтра он способен выполнять самостоятельно».
Советский психолог Л.С. Выготский
«Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса»
Цель: Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности
Задачи:
1. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций при организации образовательного процесса;
2. Научить использовать методы проблемного обучения на примере проблемных ситуаций;
3. Вызвать у участников мастер - класса интерес к технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Развитие творческой личности ребёнка - цель современного образования.
Исследования психологов и педагогов доказывают, что ребёнок лучше усваивает не то, что получил в готовом виде, а то, что открыл сам.
Поэтому перед нами, взрослыми стоит задача — развить в детях мотивацию к познанию, учению. В жизни дети часто встречаются с трудностями, но мы, к сожалению, ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Дети привыкают просить помощи, подсказки взрослых, вырастают не готовыми к реалиям жизни.
Основная задача взрослых — подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.
Основная задача педагогов детского сада – наполнить повседневную жизнь детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность.
Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы дошкольного образовательного учреждения. Проблемное обучение относится к одной из активных технологий обучения, на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.
Традиционное обучение | Проблемное обучение |
Содержание обучения | |
Обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления. | Обучение предполагает сотрудничество ребёнка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления». |
Деятельность педагога | |
Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребёнку. | Педагог учит мыслить путём создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской и поисковой деятельности, направленной на открытие нового при решении проблем. |
Деятельность ребёнка | |
Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истина в последней инстанции. | Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий. |
По ФГОС мы, педагоги, должны ориентироваться на планируемые результаты освоения детьми Основной общеобразовательной программы дошкольного образования - интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы (целевые ориентиры)
Задание для педагогов: Из целевых ориентиров выбрать те, которые ориентированы на мотивацию детей к самостоятельному познанию, стремлению справляться с возникающими проблемами (на слайде)
• любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращаться за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; вне зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе и др
Строки детского писателя, написанные много лет назад, как никогда актуальны и в наши дни.
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?» (С. Маршак)
Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице
Для этого педагогам необходимо:
- Расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;
- Продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;
- Учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;
- Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;
- Учить детей слушать друг друга;
- Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого и самостоятельно формулировать противоречие и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.
Рекомендации
- Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.
- Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
- Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).
- Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).
- Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи...», «Чем может быть...листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в...» (Используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари).
- Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса...карандаша...»).
Рекомендации по стилю общения с детьми
- Выслушивайте каждого желающего.
- Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
- Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
- Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.
- В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.
1. Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работ с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами, а также при наличии программно-методической и материальные базы.
2. Применение проблемных ситуаций помогает воспитателю:
- формировать у детей самостоятельное, творческое мышление;
- быть активными, наблюдательными и общительными;
- развивать познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
3. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
- Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
- Найденное, в процессе мышления становится знанием, тогда как то, что запомнилось часто останется нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
- Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
- Вопросы «Почему?», «Как ты считаешь?», «С какой целью?», «Из -за чего?», «Как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
- Вопросы «Где?», «Что?», «Когда?», «Какой?», «Сколько?» - контролируют память.
Таким образом, проблемная ситуация, является инновационным направлением в технологи проблемного обучения, сочетает в себе все необходимые компоненты для индивидуальной работы гармоничного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс ": Выстраивание образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций"
Расширить знания педагогов о методе проблемного обучения дошкольников. Помочь освоить приёмы создания проблемной ситуации в совместной деятельности с детьми. Выстраивать работу с детьми на...
"Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса"
quot;Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса"...
мастер- класс "Технология проблемного обучения в организации образовательного процесса"
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя &nda...
использование современных подходов к организации образовательного процесса в ДОУ
В настоящее время в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании современных подход...
Диплом участника в Googl-марафоне: использование онлайн инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации.
Диплом участника в Googl-марафоне: использование онлайн инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации....
Использование детской журналистики в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на фо...
Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"
Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"...