использование современных подходов к организации образовательного процесса в ДОУ
учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
В настоящее время в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании современных подходов к организации образовательного процесса в ДОУ. В связи с этим пересматриваются формы, методы организации образовательного процесса, роли педагога и родителей. В программе дошкольного образования особое место уделяется физическому воспитанию, которое является основой для всестороннего и гармоничного развития личности.
Учитывая многофакторность влияния на здоровье детей, работа в ДОУ строиться в следующих направлениях:
- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками, психологами, родителями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию;
- повышение педагогической компетентности и деловой квалификации дошкольных работников.
- создание предметно-развивающей среды («дорожки здоровья», спортивные комплексы, тренажеры, мини стадионы, оснащённые физкультурные залы, бассейны, на участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для мини-футбола, баскетбола, беговыми дорожками, полосами препятствия и т.п.);
- соблюдение режима - последовательного чередования отрезков времени, наполненных тем или иным содержанием. Режим должен быть здоровьесберегающим, гибким, щадящим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_kursy_gorodki.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании современных подходов к организации образовательного процесса в ДОУ. В связи с этим пересматриваются формы, методы организации образовательного процесса, роли педагога и родителей. В программе дошкольного образования особое место уделяется физическому воспитанию, которое является основой для всестороннего и гармоничного развития личности.
Учитывая многофакторность влияния на здоровье детей, работа в ДОУ строиться в следующих направлениях:
- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками, психологами, родителями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию;
- повышение педагогической компетентности и деловой квалификации дошкольных работников.
- создание предметно-развивающей среды («дорожки здоровья», спортивные комплексы, тренажеры, мини стадионы, оснащённые физкультурные залы, бассейны, на участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для мини-футбола, баскетбола, беговыми дорожками, полосами препятствия и т.п.);
- соблюдение режима - последовательного чередования отрезков времени, наполненных тем или иным содержанием. Режим должен быть здоровьесберегающим, гибким, щадящим.
Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:
- Систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых в современных ДОУ. Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.
- Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.
- Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов.
Здоровьесберегающие технологии– это организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багажумений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
- Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
- Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях.
- Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.
В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик:
- Оздоровительная гимнастика (ежедневно после сна, босиком под музыку);
- гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
- мимические разминки и динамические паузы;
- пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
- дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
- массаж, самомассаж;
- упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
- Кинезитерапия;
- Игровой стретчинг;
- Фитбол-гимнастика и фитбол-аэробика;
- Степ-аэробика;
- Партерная и суставная гимнастика.
Физкультурное занятие является основной формой и обязательно для всех детей. Занятия проводятся круглый год. Современных детей в век компьютеров всё труднее становится заинтересовать традиционными физкультурными занятиями. Поэтому, чтобы увлечь детей и повысить двигательную активность, мы внедряем альтернативные занятия, отличающиеся использованием новых способов организации детей, нестандартным оборудованием, внесением некоторых изменений в традиционную форму построения занятия.
Интерес на занятиях в любой возрастной труппе достигается определённой новизной упражнений и игровым замыслом структуры занятия. Проблемные игровые ситуации и постепенное усложнение задач вызывает работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь результата. С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие типы физкультурных занятий:
- Классические занятия
- Игровые занятия
- Занятия тренировочного типа
- Сюжетные занятия
- Ритмическая гимнастика
- Самостоятельные занятия
- Занятия серии «Изучаем свое тело
- Тематические занятия
- Контрольно-проверочные занятия
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей.
Подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами(сюжетные и бессюжетные) и спортивные игры. Существует классификация по признаку преобладающего вида движений(бег, прыжки, метание и др.) и по степени вызываемого у детей мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности).
Летние забавы на прогулках. В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи, состоят из двух частей (оздоровительная разминка и развивающие упражнения).
Игры-забавы:
- Кросс с мячом
- Соревнования — поединки
- Игры на асфальте (классики, пятнашки).
- Игры с песком и водой
- Игры с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы.).
- Русские народные игры
- «Школа мяча»
- Прыжки (прыгалка-резинка, чехарда, прыжки)
- Игры и упражнения на равновесие (упрямый козлик, ножная качалка)
- Спортивные упражнения
Отдельно хотелось выделить игру в Городки! Основным содержанием этой двигательной деятельности является выполнение движений в определенных условиях. Структура игры регламентируется правилами, которые четко формулируются с самого начала, и им подчиняются все участники. Овладеть правилом, значит овладеть своим поведением , научиться управлять им. Игра «Городки» - эффективный способ воспитания выдержки. Эмоциональный подъем вызывает стремление к достижению общей цели и выражается в лучшей координации движений, в более точной ориентировке в пространстве, в ускоренном темпе выполнения заданий. Как средство воспитания и становления личности, занятия «Городками» имеют свои особенности:
- Комплексное воздействие на весь организм занимающихся ( развитие силы, ловкости, координации движений, глазомера) положительно влияет на состояние здоровья;
- Доступность игры ( простота правил, возможность играть и мальчикам и девочкам, совместно взрослым и детям, разнообразие всего диапазона бит и вариативность расстояния, включение в игру детей ОВЗ);
- Оздоровительный фактор ( занятия можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе, в любое время года).
Таким образом, разнообразие в проведении физкультурных занятий помогает развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Использование современных подходов в организации работы с родителями, как условия сближения позиций семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка"
Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают р...
Программа семинара «Использование современных подходов в реализации художественно-эстетического развития дошкольников на этапе внедрения ФГОС»
Предлагаю программу проведения семинара «Использование современных подходов в реализации художественно-эстетического развития дошкольников на этапе внедрения ФГОС». В ходе семинара был организован отк...
Использование современных подходов к созданию развивающей предметно – пространственной среды.
Материал содержит опыт работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды...
доклад " Современный подход к образовательному процессу"
Доклад о современным методах обучения, технология и методика активного обучения....
Педагогический совет «Повышение эффективности работы педагогов по использованию современных подходов к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
1.Актуальность. Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения: создание условий в ДОУ, необходимых для развития речи детей...
Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ....
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В последнее время проблема воспитания стала предметом всестороннего общепедагогического, историко-педагогического, социально-педагогического анализа. После распада Советского Союза разрушилась идеолог...