мастер- класс "Технология проблемного обучения в организации образовательного процесса"
материал (старшая группа)

Севостьянова Ирина Анатольевна

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx527.99 КБ

Предварительный просмотр:

D:\sevos\Pictures\2019-01-24\002.jpg

Знания только тогда знания, когда они приобретаются

усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.

Л.Н.Толстой

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного обучения.

Задачи:

Углубить знания педагогов о данной методике;

Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе использования технологий проблемного обучения в работе с детьми.

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления.

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н. Е. Веракса).

Проблемное обучение что же это – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.

Проблемная ситуация которую мы создаем каждый день сами того не замечая – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Проблемное обучение — это решение детьми познавательных задач, когда роль воспитателя – направить детей на поисковую самостоятельную деятельность.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

Недостатки

Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками:

Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
- «Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?» (Почему у птиц клювы разной формы? «Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемная задача: дети должны найти решение на поставленный в задаче вопрос.

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Примеры проблемных задач.

1.Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

2. .Жили два друга Саша и Миша. Они часто ходили в гости друг к другу. Но на улице идет сильный дождь.

3.На столе стоят чашки и бокалы.  Как узнать, что одних предметов больше, чем других?

4.Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?

5. Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом?

Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.

Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:

- неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

- познавательная деятельность;

- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

В ходе анализа проблемной ситуации выделена определенная последовательность, или алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:

постановка проблемы;

актуализация знаний;

выдвижение гипотез, предположений;

проверка решения;

введение в систему знаний.

1.Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды. Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают: «Где же эта вода?».

Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира. (Чтобы убедиться в этом, надо их отжать через марлю или соковыжималку).

2. Как принести воду в решете? Для этого воспитатель организует ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лёд. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из ёмкости. Проблемная ситуация может быть использована в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его.

Любая проблемная ситуация - это непривычная для ребенка обстановка. Поиск оптимального способа решения задачи зависит от творческого потенциала воспитателя. Проблемное обучение предполагает организацию через игру творческой и исследовательской деятельности дошкольников. Применяя разнообразные приемы формирования познавательной активности у своих воспитанников, педагог воздействует в первую очередь на эмоционально-волевую сферу детей. Воспитатель заботится о том, чтобы при получении новых знаний дети испытывали ощущение удовлетворения, удовольствия, радости. Созданная воспитателем проблемная ситуация - это возможность вызвать у детей чувство восхищения, неумения, удивления.

Подводя итог своего выступления, можно сделать выводы:

               Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

             Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

              Найденное, в процессе мышления становится знанием, тогда как то, что запомнилось часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

                Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

                 Вопросы «Почему?», «Как ты считаешь?», «С какой целью?», «Из-за чего?», «Как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.

                Вопросы «Где?», «Что?», «Когда?», «Какой?», «Сколько?» - контролируют память.

 

Стремясь поддержать у детей интерес к любой новой теме, мы создаем, соответственно, проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, ставить цели, делать выводы, приучаем их не бояться допускать ошибки и не повторять их впредь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса"

quot;Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы с использованием технологий проблемного обучения по формированию фонематических процессов по теме: « Звук и буква К»

Это конспект по ознакомлению со звуком и буквой "К". В данном конспекте применены элеметы технологии проблемного обучения, игровые технологии....

Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В современном обществе  развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...

Презентация "Организация образовательного процесса в ДОО с применением дистанционного обучения и электронных образовательных ресурсов"

В настоящее время наша привычная жизнь претерпела серьезные изменения, связанные с эпидемиологической ситуацией в мире. В условиях пандемии нам пришлось подстраивать свою жизнь и работу к режиму самои...

"Организация образовательного процесса в ДОО с применением дистанционного обучения и электронных образовательных ресурсов"

В настоящее время наша привычная жизнь претерпела серьезные изменения, связанные с эпидемиологической ситуацией в мире. В условиях пандемии нам пришлось подстраивать свою жизнь и работу к режиму самои...

«Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса»

Цель:  Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию   проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности Задачи:...

Мастер-класс «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг»

Мастер-класс «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг»Шамова Мария Анатольевна - воспитатель Муницип...