Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе О.о. Познавательное развитие Тема: «Вода - волшебница»
план-конспект занятия (старшая группа)

Соловьева Елена Викторовна

 

Конспект

 НОД по опытно – экспериментальной деятельности

 в старшей группе

О.о. Познавательное развитие

Тема: «Вода - волшебница»

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_.docx50.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1 ст. Милютинская

Конспект

 НОД по опытно – экспериментальной деятельности

 в старшей группе

О.о. Познавательное развитие

Тема: «Вода - волшебница»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b7a0ff2a603cff76a4f4d8ee5cc8626f-4888009-images-thumbs&n=13

Подготовила и провела

Воспитатель: Соловьева Е.В.

Ст. Милютинская

декабрь 2021 г.

Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды. Формировать у детей представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода источник жизни

Задачи:

  Образовательные:

    Знакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность. Формировать представление о разных состояниях воды: о круговороте воды в природе. Побуждать детей к исследовательской деятельности: опытам по определению свойств воды (отсутствие формы, вкуса, цвета, запаха, обладает текучестью, прозрачностью, может растворять некоторые вещества.) Формировать умение делать выводы. Развивать связную речь детей.

      Воспитательные:

   Воспитывать умение действовать в коллективе. Воспитывать навыки бережного отношения к воде и ко всему в природе,

Воспитывать дружеские   взаимоотношения.

      Развивающие:

   Учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение. Стимулировать познавательную активность детей. Развивать любознательность, логическое мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

       Предварительная работа:

   Беседа о воде, её значении в жизни растений, человека, природы. Беседа о бережном отношении к водным ресурсам. Чтение сказок о воде, рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов «Родничок», «Русалочка»

       Методы и приемы:

       Материалы и оборудование:

      Ход занятия:

      1.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются)

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

Давайте все встанем в круг и передадим друг другу хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я-твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Вот теперь у вас у всех хорошее настроение.

     2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

Меня пьют, меня льют

Всем нужна я, кто такая я?. (вода)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

Стук в двери.

Воспитатель: Ребята к нам кто-то пришел! Посмотрю кто там? (капелька игрушка)

-Кто это? ( Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это капелька, частица воды.

На огромной планете Земля

Жила скромная чистая капля

Ей вопросы мешали, друзья:

Как зовут? Где живу?

Что собой представляю?

Для чего всем нужна я?

На вопросы ответить

Сама капля не сможет.

Ждет она, не дождется,

Когда мы ей поможем.

Воспитатель: Ребята, поможем нашей гостье ответить на интересующие её вопросы? (ответы детей). 

Воспитатель: Ребята, для жизни человека какое значение имеет вода? Для чего еще нужна вода?

Ответы детей: (Вода для человека главный компонент для жизни. Без воды человек сможет прожить не больше 5 дней. Всему живому на земле нужна вода Где есть вода, там есть жизнь.)

Воспитатель: А где мы можем ее встретить в природе ее?

Дети: (ответы детей) речка, водоемы, озера и т.д.

Воспитатель: Верно. А теперь я вам покажу на карте моря, океаны, реки и озера. (Показ)

Воспитатель: Ребята, в морях и океанах какая вода? (соленая вода), а в реках какая? (пресная.)

Воспитатель: Давайте сравним, какой же воды на планете больше: пресной или соленой?

Дети: (ответы детей) соленой

Воспитатель: Раз мы уже узнали, что пресной воды меньше на земле, то как мы должны к ней относится?

Дети: беречь воду.

Воспитатель: А как мы ее будем беречь?

Дети: Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, когда поливаем цветы, не загрязнять реки и озера.

Воспитатель:  А  ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи  с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- Ребята, а как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе(Объяснения детей) Чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим мультфильм. Показ мультфильма «Круговорот воды в природе»

Воспитатель: Ребята, нашу гостью интересует ещё один вопрос, какими свойствами она обладает. Капелька, но мы с ребятами тоже хотим узнать ответ на этот вопрос и сейчас вместе с тобой отправимся в мини-лабораторию, и как настоящие учёные будем проводить опыты, чтобы узнать ответ на этот вопрос. Но для начала немного отдохнём. 

 

Физкультминутка «К речке быстрой». 

К речке быстрой мы спустились, 
(шагаем на месте) 

Наклонились и умылись. 
(наклоны вперед, руки на поясе) 

Раз, два, три, четыре, 
(хлопаем в ладоши) 

Вот как славно освежились. 
(встряхиваем руками) 

Делать так руками нужно: 
Вместе – раз, это брасс, 
(круги двумя руками вперед) 

Одной, другой – это кроль, 
(круги руками вперед поочередно) 

Все, как один, плывем как дельфин. 
(прыжки на месте) 

Вышли на берег крутой 
(шагаем на месте) 

И отправились домой.

Воспитатель: Ребята мы пришли в лабораторию, где и узнаем о свойствах воды. Но для начала я хочу спросить, как надо вести себя в лаборатории и при проведении опытов?

Воспитатель: А что такое лаборатория? (Лаборатория – это специальное помещение для опытов и экспериментов)

Воспитатель: А кто работает в лаборатории? (ученые и лаборанты)

Ребята, давайте станем с вами настоящими учеными, оденем халаты и начнем исследовать воду. Узнаем какими волшебными свойствами она обладает.

1) Какой формы вода? (опыт проводят дети под руководством воспитателя) 
Имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. А теперь разольём воду в блюдце, она растеклась лужицей. Давайте возьмём кубик и положим его в блюдце, затем переложим в другую емкость. Форма кубика изменилась? 
(Нет). 

 Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. 

Оборудование: 2 стакана разного размера, тарелка, кубик, вода. 

 2) Какого цвета вода? (Опыт проводят дети под руководством воспитателя). 
Возьмем стакан с водой, и 9 разноцветных полосок (красная, оранжевая, желтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая, чёрная, белая). Будем поочередно сравнивать цвет полоски с цветом воды в стакане. С какой полоской совпал цвет воды? (ни с одной). 

Вывод: чистая вода не имеет цвета. 
Оборудование: стаканы с водой, 9 полосок разного цвета. 

3) Какого вкуса и запаха вода? (Опыт проводят дети под руководством воспитателя). 
А есть ли у воды вкус и запах? Дети пробуют, нюхают воду и апельсиновый сок, высказывают свое мнение. Затем, сок выпивают. 
Вывод: у воды нет своего вкуса и запаха. 

Оборудование: стаканы с водой, кружки в которых налит апельсиновый сок.

Воспитатель: Ребята вы поработали. Ваши пальчики устали, давайте их разомнем и продолжим.

Ах вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда.

Брызги вправо, брызги влево,

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!

 4) Вода – растворитель. (Первую часть опыта проводят дети под руководством воспитателя. Вторую часть проводить воспитатель, дети наблюдают). 
1. Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Они растворились и изменили вкус воды). 
2. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку,песок и подсолнечное масло. Воспитатель выполняет это задание. 
Обращаем внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим
? (Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана). 
Что мы видим в стакане, где растворяли подсолнечное масло? (Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности).

В стакане где растворяли песок, все осталось без изменений. 

 Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. 

 Оборудование: сахар, соль, лимонная кислота, растительное масло, мука,песок, ёмкости для воды, ложка.  

 5. Итог

 Воспитатель: Ну, вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали, какими свойствами обладает вода. Ребята, а вы запомнили эти свойства? (Да). 

 Воспитатель: Перечислите их. 

 Дети: - вода не имеет формы; 
- вода не имеет запаха и вкуса; 
- вода растворяет некоторые вещества; 

 Воспитатель: Правильно. 
Вода это очень ценный и важный продукт, который нужно беречь. Скажите, можно прожить без воды? 
(Нет). 

Воспитатель: Правильно, без воды прожить невозможно. Вода нужна всему живому на Земле. Поэтому воду нужно беречь и не тратить зря.

  3. Заключительная часть

Воспитатель: Капелька очень рада, что вы помоги ей ответить на её вопросы и поработали в лаборатории. Вам понравилось занятие? А экспериментировать?

Воспитатель: Капелька, за то, что вы хорошо работали, приготовила сюрприз – конфеты. Давайте поблагодарим ее и проводим к своим сестренкам – капелькам.

 

Самоанализ занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Вода-волшебница»

Цель: формировать у детей представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода источник жизни.  Познакомить детей с основными свойствами воды.

Задачи:

  Образовательные:

 Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность. Формировать представление о разных состояниях воды: о круговороте воды в природе. Побуждать детей к исследовательской деятельности: опытам по определению свойств воды (отсутствие формы, вкуса, цвета, запаха, обладает текучестью, прозрачностью, может растворять некоторые вещества.) Формировать умение делать выводы. Развивать связную речь детей.

    Воспитательные:

Воспитывать умение действовать в коллективе. Воспитывать навыки бережного отношения к воде и ко всему в природе,

Воспитывать дружеские   взаимоотношения.

    Развивающие:

Учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение. Стимулировать познавательную активность детей. Развивать любознательность, логическое мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

НОД проводила в соответствии с конспектом. Составляя конспект, учитывала возрастные, психологические и индивидуальные способности детей.

В начале занятия был использован сюрприз – приход игрушки-капельки, была создана проблемная ситуация. Всё это усилило эмоциональный настрой детей, вызвало большой интерес к предстоящей деятельности.

Наметила цель, задачи, содержание НОД. Определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. НОД построила в форме опытно – исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое». Анализируя деятельность детей, хочется отметить: дети проявили познавательную активность на протяжении всего занятия, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Дети были заинтересованы, внимательны, раскрепощены, чувствовали себя комфортно. На предлагаемые детям вопросы, они сами находили ответ, делали соответствующие выводы, побуждали детей к действиям, решению поставленных задач. Считаю, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности.

Эффективности НОД способствовала и предварительная работа, дети использовали имеющие знания и умения. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов НОД, выполнение практических заданий помогли создать положительный, эмоциональный фон процесса  деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети радовались, удивлялись, охотно делились с воспитателем и товарищами своими знаниями. Это давало возможность развитию своей самооценки: «Я знаю, я видел…» Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте НОД я старалась незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить ситуацию успеха. Смена видов деятельности (опыты, экспериментирование, просмотр мультфильма, беседа, динамическая пауза) позволили предотвратить усталость. Для получения более высоких результатов были использованы разнообразные  наглядные пособия. Карта мира, пособия для опытов, ИКТ. Пособия были красочные, яркие. Использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети постоянно проявляли любознательность, интересовались причинно – следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения. Они способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, могут выражать свои мысли и желания. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Рефлексия тоже это подтверждает. НОД своей цели достигло.              

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста...

«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей об ообенностях детской экспериментальной деятельности...

Конспект интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельности и приобщению к искусству в младшей группе «Вода- волшебница»

Задачи: Показать разнообразие состояний воды; учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности; развивать творческие способности детей через знакомство с нетрадиционными методами ...

Конспект опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Вода – источник жизни»

«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование перви...

Проект по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе "Что мы знаем о воде"

Познавательно-исследовательский, групповой  проект для детей подготовительной группы, краткосрочный...

Интегрированная ООД «Познавательная деятельность». Опытно – экспериментальная деятельность в старшей группе Квест «В поисках чистой воды»

Цель: формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:1. Познакомить детей со способами очистки воды; Закрепить знания детей о том, где, в каком ...