Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ как условие дальнейшей успешной социализации воспитанников с ОВЗ на начальном этапе школьного обучения.
статья
Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи. Все это возможно при гармоничном слиянии основного и дополнительного образования. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной самоорганизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ как условие дальнейшей успешной социализации воспитанников с ОВЗ на начальном этапе школьного обучения.
Система образования в России нацелена на пополнение общества социально-активным молодым поколением. Рассматривая образование в целом, мы имеем три ступени: дошкольное, среднее и высшее. Одной из центральной проблем «нового» развития системы образования выступает их преемственность. Меня, как педагога-дошкольника, в первую очередь волнует вопрос взаимодействия дошкольного и школьного образования.
Нередко приходится слышать, что дошколята приходят в школу, имея низкий порог «школьной зрелости». Школа хочет видеть среди первоклассников интеллектуально развитых детей, свободно вступающих в коммуникативное общение как со взрослыми, так и с детьми, умеющими высказывать свои мысли, делать выводы, психофизически развитыми, с крепким иммунитетом и достаточно самостоятельными. Однако таких детей немного. Это обусловлено тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим, педагогам приходится переосмысливать цели, содержание, методы своей работы, направив их на тенденцию к гуманистическому, личностно-ориентированному обучению и воспитанию. В практике прочно закрепилось понятие инклюзивного образования.
На мой взгляд, данный подход в образовании детей с различными стартовыми возможностями и особыми образовательными потребностями просто необходим современному обществу. Взрослые и дети учатся модели сплоченного общества, свободного от дискриминации, открытого к принятию индивидуальных особенностей и различий людей.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов при обучении. Для достижения данных целей современная социальная политика в Российской Федерации в рамках развития инклюзивного образования отмечает необходимость организовывать комплексную работу с детьми с ОВЗ. В частности, очень важным является направление работы, связанное с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей успешно социализироваться в современном обществе. В связи с этим, в системе Российского образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов детей.
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребёнка, обеспечивает ему «ситуацию успеха».
Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ – неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
Начало систематического обучения в школе предъявляет ряд требований не только к личностно-интеллектуальному развитию дошкольника, но и организма в целом. Исходя из этого, с учетом интересов дошкольников и запросов родителей по дополнительным услугам, в образовательную систему нашего детского сада были введены дополнительные образовательные услуги, направленные на удовлетворение разносторонних социальных потребностей заказчиков. Направленные, на творческое развитие (Волшебная палитра), здоровьесбережение воспитанников (Сдаем ГТО, Детская йога, Аквааэробика), интеллектуальное развитие (Английский язычок). Достаточно большой спектр услуг, направленных на физическое развитие дошкольников обусловлен тем, что детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР. Детям с ТНР свойственна эмоциональная неуравновешенность, которая выражается не только в резкой смене реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи, быстрой утомляемости, вялости, дискоординации движений. Чтобы помочь таким детям и устранить нарушения в их двигательной сфере в зависимости от индивидуальных возможностей и были введены такие дополнительные образовательные услуги.
При получении дополнительного образования в нашем ДОУ воспитанники с ОВЗ не только получают возможность физически и психически крепнуть, но и в процессе обучения переходят в режим личностного развития, интеллектуального совершенствования, саморегуляции и самоконтроля. Что, несомненно, поможет им в дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Для организации дополнительного образования детей с ОВЗ в детском саду созданы необходимые условия: оборудованы кабинеты, тренажерный зал, разработаны программы. Подобраны педагогические кадры с профильным образованием, которые в работе с детьми данной категории применяют интегрированные формы обучения, индивидуальные встречи, подгрупповые специализированные занятия. Также обеспечивается психологическая поддержка взрослых и детей.
Одной из основных задач дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Темп школьного образования значительно отличается от дошкольного и в связи с этим детям с ТНР, не всегда удается успешно преодолеть нагрузку, которая выражается не только в изменившейся форме обучения, но и в дополнительной психологической нагрузке, социальной адаптации.
Для того, чтобы моим выпускникам облегчить первые шаги на этапе начального школьного обучения, чтобы вкус успеха, вкус победы, уверенность в своих возможностях, умениях стали крепким основанием фундамента дальнейшего обучения мной была разработана и апробирована программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, имеющая социально-педагогическую направленность «Первые ступени».
Данная программа является дипломатом II степени V областного конкурса дополнительных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья ГБУ ДПО ЧИППКРО.
Программа «Первые ступени» направлена на полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, обучение чтению.
Практика показывает. Что дети, имеющие сформированный навык чтения, более успешно социализируются, процесс школьного обучения не вызывает у них негативных эмоций, школьный мир не захлёстывает своей новизной и не кажется таким пугающим и непонятным. Кое-что мы уже знаем и умеем. Организовывая занятия по дополнительной программе, стараюсь интегрировать прямое и игровое обучение. Да, в детском саду ведущей выступает игровая деятельность, но в школе её уже нет. А дошкольник не может 31 августа играть, а 1 сентября сесть за парту. Конечно, я утрирую, но, тем не менее, я не вижу ничего плохого в том, что ребенок будет иметь навыки самоорганизации, саморегуляции, дисциплинированности. Тем более, что у детей с тяжелыми речевыми нарушениями речи данные компоненты формируются достаточно длительно, по сравнению со здоровыми детьми.
Практически с первых занятий мы с детьми начинаем читать. Процесс обучения буквам и формирование чтения идет параллельно. Материалы подобраны и сконцентрированы таким образом, что процесс овладения чтением идет легко, постепенно, при этом упор делается на предупреждение дисграфических и дислексических проявлений. По окончанию обучения у каждого из ребят остается «Букварик», который он самостоятельно наполнял алфавитом. А так же сформирован навык сознательного чтения.
Дошкольное детство длится не бесконечно и когда-то малышу необходимо будет сделать шаг на следующую ступень образования. И зависит от совместных усилий педагогов, родителей, ребенка, окружающих каким этот шаг будет: робким и боязливым или уверенным.
Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи. Все это возможно при гармоничном слиянии основного и дополнительного образования. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной самоорганизации.
Автор статьи :
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 7»
Новожилова Марина Анатольевна
Г. Троицк, Челябинская область
2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В МДОУ ЦРР № 159
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы до...
по организации дополнительных образовательных услуг кружка "Математическая игротека"
Перспективный план кружка "Математическая игротека"...
Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.
Опыт работы ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....
Создание условий для успешной социализации воспитанников посредством компонентов детской субкультуры
Мир детства существует как субъективная реальность со своими отличительными особенностями восприятия и познания окружающего. Поэтому я считаю, что необходимо преодолеть некоторый авторитаризм в воспит...
Проект «Поплавок». Организация дополнительной образовательной услуги по обучению плаванию детей, не посещающих МАДОУ №88 Кировского района г. Казани – опыт реализации.
Выступление в рамках круглого стола "Фестиваль педагогических идей"...
Организация дополнительных образовательных услуг на платной основе в группах дошкольного образования МБОУ "Горельская СОШ"
Презентация на тему "Организация дополнительных образовательных услуг на платной основе в дошкольных группах МБОУ "Горельская СОШ"...
«Современные подходы к организации дополнительных образовательных услуг в дошкольной организации»
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Сегодня образованность человека определяется не только специальными знаниями...