Технологическая карта "Что в имени тебе моём"
план-конспект занятия (старшая группа)
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности с использованием кейс-технологий по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы общеразвивающей направленности «Что в имени тебе моём»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_v_imeni_tebe_moyom_tehnologicheskaya_karta.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности
с использованием кейс-технологий по социально-коммуникативному развитию
для детей старшей группы общеразвивающей направленности
Тема: «Что в имени тебе моём»
Разработала: Кудашева Виктория Владимировна
воспитатель 1 квалификационной категории
Ноябрьск, 2021 г.
Тема: «Что в имени тебе моём»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Вид занятия: фронтальное
Формы образовательной деятельности: непрерывная образовательная деятельность в форме исследования
Цель: Закрепление знаний детей о праве каждого на имя.
Задачи
Образовательные: Закрепить знания детей о праве на имя, помочь детям в принятии своего имени; дать детям представление о культуре имён на Руси и народов Севера.
Развивающие: Развивать чувство собственного достоинства, воображение, доказательную речь.
Воспитательные: Воспитывать уважение к сверстникам, дружелюбие по отношению к окружающим, независимо от имени, национальности и других особенностей.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка Змея Горыныча (дракона), медали с именами, свидетельство о рождении, теневой и кукольный театр для д/и «Угадай сказочного персонажа».
Предварительная работа: подготовка с детьми показа инсценировки, поиск информации об именах детей.
Словарная работа: документ, свидетельство о рождении, право.
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность. Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок. Все живём в одном краю, Всех я вас приветствую! | Дети берутся за руки, здороваются друг с другом и рассаживаются за столами. | 1 мин. |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия. | Раздаётся шум урагана. - Ребята, что это было? Даже немного страшно стало. Наверное, это был ураган. Раздаётся звонок по мобильному телефону (имитация разговора). - Ребята, я вынуждена вам сообщить неприятную новость. Звонила Фея страны Вообразилии – это был вовсе не ураган, а мимо пролетел Змей Горыныч. Он похитил наши имена! Что же делать? Мне кажется, я уже не помню, как меня зовут. А с вашими именами всё в порядке? Вы уверены, что это ваши имена? Скажите, разве кто-нибудь может забрать у нас наши имена? Мне кажется, что Змей Горыныч нарушил какое-то наше право? Вы знаете, что это за право? - Да, действительно, в Конвенции о правах ребёнка говорится о том, что каждый человек имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию, которые записываются в первый документ человека – свидетельство о рождении (показывает документ). | Ребёнок читает стихотворение Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки – Каждый день рождаются Девчонки и мальчишки. Пользуются с первых дней Правами своими – Ведь с пелёнок человек Получает имя. | 2 мин. |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Выполнения действий по задачам НОД | - Ребята, как вы думаете, почему Змей Горыныч захотел забрать наши имена? Знаете, Фея страны Вообразилии сказала, что мы можем спасти наши имена. Для этого нужно всё узнать о своих именах и полюбить их. Отправляеися в страну Вообразилию для спасения своих имён? - Вот мы и добрались до первого испытания. Нам нужно узнать, кто же спрятался за тенью? Д/и «Угадай сказочного персонажа» - Так для чего же людям нужны имена? | Дети отвечают на вопросы, отгадывают сказочных персонажей и делают выводы:
Ребёнок читает стихотворение Имя нам даёт отраду, Дарит счастье и удачу, Оттого узнать нам надо, Что же наше имя значит. | 2 мин. |
4. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | - Ваши родители дали вам красивые имена, и каждое имя означает, какими вас хотели видеть родители. Наши предки на Руси внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми и милыми. Поэтому и имена давали такие: Любомир, Добрыня, Людмила. Как вы думаете, что означают эти имена? Может кто-то из вас знает, что означает его имя? - Так же и у народов Севера старые люди утверждали: «Нельзя малышу без имени – он будет мучиться и плакать». И взрослые спешили назвать новорожденного. В именах северных народов скрыта история жизни народа, при этом имена у ненцев повторялись очень редко. В древние времена было так: «Сколько жителей в тундре – столько и имён». - Ребята, посмотрите, какая интересная книга здесь лежит. Заглянем в неё? - Имя сопровождает человека всю его жизнь. Вы растёте, и вместе с вами растёт ваше имя. Это было давно. Звали эту девочку ласково Викуля, Викочка. Девочка выросла и стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? О себе. Мама называет меня по-прежнему ласково. Мои дети называют меня «мама». А в детском саду я для всех Виктория Владимировна. А как вас будут звать, когда вы станете взрослыми людьми? | Дети строят предположения относительно значения древних имён (Любомир – любящий мир, людей; Добрыня – делающий добро, добрый, Людмила – милая людям) и рассказывают о своих именах. Дети рассматривают книгу с фотографиями воспитателя в детстве и во взрослом возрасте. Дети рассказывают, как их будут звать во взрослом возрасте. | 5 мин. |
5. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | - Ребята, ваши друзья приготовили для вас небольшую сценку. Давайте её внимательно посмотрим. - Привет, Серёжа. - Привет, Ванька! - Серёжа, почему ты меня так называешь? - Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинил: «Ванька – встань-ка гуляет по полянке». - Мне не нравится такое стихотворение! - Почему оно тебе не нравится? Очень даже смешное. - Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая-то дразнилка. Я не хочу слушать тебя. - Ну и не надо, подумаешь, стихи ему мои не понравились. - Я ухожу, до свидания. - Пока-пока, Ванька – встань-ка… - Ребята, почему между мальчиками произошла ссора? Можно ли давать другим обидные прозвища? Почему? Как можно исправить эту ситуацию? А вот как. - Здравствуй, Ваня. - Здравствуй, Серёжа. - Ваня, извини, что я дразнил тебя и называл неприятным именем. Я понял, что каждый человек имеет право на то, чтобы его называли приятным именем. - Вот теперь с тобой приятно разговаривать. Я очень рад, что ты всё понял. - Ну что, Ваня, пойдём с тобой вместе играть? - Конечно, Серёжа, с людьми, уважающими других, хочется общаться. Пойдём играть. - Ну вот и настал самый важный момент нашего путешествия. Мы добрались до Змея Горыныча. - Здравствуй, змей Горыныч. Мы хотим попросить у тебя свои имена обратно. Они нам очень нужны. А чтобы твоё имя было всегда с тобой, мы хотим подарить тебе свидетельство о твоём рождении. Это будет твой документ, в котором записано твоё имя. И мы надеемся, что ты полюбишь своё имя, и больше не будешь забирать имена детей. Змей Горыныч отдаёт детям их имена (медальки с именами). - Ребята, давайте придумаем ласковые имена для Змея Горыныча. Змей Горыныч прощается с детьми и улетает. | Дети смотрят сценку и беседуют по её содержанию: называть кого-то грубыми словами, дразнить – значит задевать его достоинство, самоуважение; к человеку нужно обращаться всегда по имени, когда просим о чём-то или просто здороваемся или прощаемся, этим мы проявляем своё уважение к нему; не знать имени близкого – невежество. Предлагают варианты, как исправить создавшуюся ситуацию и смотрят продолжение сценки. Дети придумывают ласковые имена. | 12 мин. |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Систематизация знаний. Рефлексия | - Ребята, кто хочет остаться навсегда со своим любимым именем, кто его полюбил – повесьте медальки себе на шею. Я рада. Что вы полюбили свои имена и много о них знаете. Желаю вам дорожить ими всю жизнь и украшать их красивыми делами. - Как вы думаете, почему Змей Горыныч вернул наши имена? - Сегодня мы многое узнали об именах, поэтому я предлагаю вам дома вместе с родителями создать альбом про своё имя. В нём вы расскажете о значении своего имени, нравится ли оно вам, почему вас родители так назвали, впишите туда результаты нашего сегодняшнего приключения, а так же вы можете вставить в этот альбом свою фотографию. | Дети отвечают на вопросы. | 3 мин. |
7. | ИТОГО: | 25 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».
Познакомить с историческим значением имени. Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств ли...
Что в имени тебе моем?
«Без имени — было бы бессмысленное и безумное столкновение глухонемых масс в бездне абсолютной тьмы... И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, н...
Консультация для родителей "Что в имени тебе моем?"
Подготовленная консультация знакомит родителей воспитанников моей группы со значением имени их ребенка и о традициях, связанных с присвоением имени ребенку....
Мини-проект "Что в имени тебе моем..." (в рамках тематической недели "Дети имеют право!")
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей и родителей о правовой культуре....
Что в имени тебе моём?
Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию детей....
Проект «Что в имени тебе моем. Наши имена»
Дети познакомились с обозначением своего имени, что позволяет формированию индивидуальной самосознательности,воспитанию доброжелательного отношения друг к другу....
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе "Что в имени тебе моём?"
Развитие речи. Тема "Что в имени тебе моём?"...