Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе "Что в имени тебе моём?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Развитие речи. Тема "Что в имени тебе моём?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53» г. Саратова

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по познавательно-речевому развитию

в подготовительной к школе группе «Родничок»

на тему: «Что в имени тебе моём»

                                           

                                                                                      Подготовила и провела:

                                                                                                воспитатель

                                                                                     МДОУ «Детский сад № 53»

                                                                                                г. Саратова

                                                                                              Горелова И.П.

                                                                 

                                                                                                                                 

г. Саратов, 2021г.

Образовательные задачи.

1. Познакомить детей со значением слов «имя», «отчество» и «тезка».

2. Учить детей образовывать от своего имени полное имя и отчество.

3. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй.

4. Закреплять умения проводить полный звуковой анализ слов.

Развивающие задачи.

1. Развивать связную речь. Активизировать диалогическую речь.

2. Развивать умение пользоваться графическими знаками, схемами.

3. Развивать само- и взаимоконтроль.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени.

2. Воспитывать желание работать самостоятельно и в команде.

Предварительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Я и моё имя», индивидуальная работа с детьми «Моё известное имя»; выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени», чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание песен, в которых встречаются имена.

Материалы и оборудование: «Колесо знаний» со схематичным изображением заданий; ребус «имя», иллюстрации с изображением представителей древних народов; карточки со слогами; звуковые пеналы на каждого ребёнка; буквы на магнитах для составления имени Никита; аудиозапись музыки из игры «Что? Где? Когда?», мелодий песен (без слов), в которых встречаются имена, плача ребёнка; образец свидетельства о рождении; мяч; два обруча.

 

Ход занятия:

В: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга, и скажите, чем вы похожи? (Ответы детей).

В:  Несмотря на то, что у нас много общего, всё-таки есть у каждого и что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, сначала обратите внимание на мольберт и скажите, что здесь изображено? (Ответы детей) ребус.

В: Все согласны? Докажите, что это ребус, а не кроссворд? (ребус - это зашифрованное слово с помощью букв, цифр, знаков, картинок).

В: Если это ребус его нужно…..? (расшифровать, разгадать).

Дети работают над расшифровкой ребуса. 

В: Ребята вы отгадали слово – ИМЯ. Что же такое имя? Имена - это слова, но особые. Они означают очень многое. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Дети, как вы думаете, зачем человеку имя? (Высказывания детей).

В: Правильно, имя - это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, обратиться к нему, отличить его от другого. Без имени нам было бы трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь. По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или девочка, молодой человек или пожилой. Вот мы сегодня и постараемся побольше узнать о ваших именах. А поможет нам вот этот колесо знаний. Оно будет давать нам задания, а мы, выполняя их, узнаем много интересного об именах. Готовы? Тогда начинаем!

Воспитатель крутит колесо под фонограмму из игры «Что? Где? Когда?»

ЗАДАНИЕ № 1

В: Колесо знаний предлагает нам разобраться в том, почему родители выбирают для ребёнка какое-то одно конкретное имя. Вы знаете, как раньше на Руси давали имена? Давным-давно, в стародавние времена, наши предки - славяне (показывается иллюстрация древних славян) наделяли имя особой волшебной силой. Древние люди считали имя важной частью человека и предпочитали хранить его в тайне. Поэтому настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные его звали по имени рода или по прозвищу. Также запрещалось произносить своё имя перед врагами. Считалось, что враги, узнав имя, могут погубить человека.

 А египтяне запрещали произносить имя  фараона вслух (показывается иллюстрация фараона). Японцы же строго-настрого запрещали произносить вслух имя императора, нарушившие это были строго наказаны (показывается иллюстрация императора). А у взрослых индейцев имя говорило о характере человека. Например: «Сокол - острый глаз», «Ястребиный глаз», «Хитрый лис», «Быстрый очень». Вот такая интересная история.

Наши предки внимательно относились к выбору имени своих детей. На Руси верили в могущество имен. Древние считали, что с именем человека связана его судьба. Им хотелось, чтобы их дети выросли: крепкими, сильными, добрыми, милыми. Вот и имена давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям). Каждое имя имеет своё особое значение.  Например, Александр - мужественный, сильный, смелый. Алексей - защитник, поможет, защитит слабого, хороший друг. Лена, Елена, Алёна - светлая, светящаяся. Вика, Виктория - победа. А вы знаете, о чём говорят ваши имена?  (Несколько детей рассказывают о значении своих имён).

В: Ваши имена все про вас рассказали. Ну а нам пора снова крутить колесо знаний.

ЗАДАНИЕ № 2

В: Следующее задание от колеса знаний состоит в следующем. Сейчас я назову несколько имён, а вы подумайте и скажите, на какие две группы можно их разделить? (Мужские и женские) Правильно. На свете существует много разных имён. И сейчас мы узнаем, сколько же имён мужских и женских знаете вы.

Для этого сначала вам нужно разделиться на две команды: мальчиков и девочек, и подойти к своим столам. Что вы там видите? (Слоги) Из этих слогов вам необходимо собрать имена. Мальчики должны собирать женские имена, а девочки – мужские. На это у вас будет ровно 1 минута. (Песочные часы). Вот мы и узнаем, кто каких имён знает больше.

Но сначала давайте вспомним, с какой буквы пишется любое имя? (С заглавной). Значит, тот слог, который написан с заглавной буквы, где должен стоять в собранном вами имени? (В начале) Приступайте!

Дети под спокойную музыку складывают из слогов имена.

В: Вот как много имён вы знаете, оказывается!! Посмотрите, пожалуйста, и скажите, а есть ли одинаковые имена на обоих столах? (Есть, Саша). У нас в группе тоже есть и мальчик Саша, и девочка Саша. У них одинаковые имена. А людей, у которых одинаковые имена, называют …? (Тёзки). Давайте подумаем, а есть у нас в группе ещё тёзки? (Две Даши, две Маши, две Ирины). А знаете ли вы какого-нибудь своего знаменитого тёзку? (Несколько детей называют своих известных тёзок).

В: Замечательно! Ну а нам пора опять обратиться к колесу знаний.

ЗАДАНИЕ №3

В: А задание будет такое. Посмотрите внимательно на эти перепутанные местами буквы. (На доске перепутанные местами буквы, Н - заглавная). Если правильно расставить буквы, то получится имя. Догадаетесь какое? (Никита).

В: Правильно! Колесо знаний предлагает вам выполнить звуковой анализ этого слова.

Дети самостоятельно выкладывают фишками слово «Никита». По окончании воспитатель проверяет правильность выполнения задания, предлагая некоторым детям охарактеризовать по одному звуку в этом слове.

В: Спасибо за работу! Вы замечательно справились с этой непростой задачей и похвалите себя — мальчики так (хлопают ритм ** *** *), а девочки вот так (хлопают ритм *** * *** *).

ЗАДАНИЕ № 4

В: Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы малы и имя у вас маленькое, короткое. (например, Саша, Маша). Это не полное имя, когда вы подрастёте и пойдёте в школу, имя ваше тоже подрастёт и станет полным (Александр, Мария). А когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени - отчеству. Кто знает, что такое отчество? (Имя папы). Давайте мы сейчас представим на минуту, что вы все вдруг выросли и стали взрослыми. Как же вас тогда будут звать-величать?

 Дети, стоя в кругу, играют с мячом. Воспитатель: Меня зовут Ирина Петровна, а как будут звать тебя? Ребёнок: Меня будут звать …, а как будут звать тебя? обращаясь к соседу. И т.д. по кругу.

В: Теперь мы знаем, как ваши имена вырастут и станут звучать  в будущем. Ну а нам пора идти дальше.

ЗАДАНИЕ № 5

В: Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут:

- Незнайка (его так назвали, потому что он ничего не знает).

- Белоснежка (она белая, как снег).

- Снегурочка (она сделана из снега).

- Синеглазка (это девочка с синими глазами).

- Курочка Ряба (она пёстрая, рябая).

- Бычок Смоляной бочок (у этого бычка бок в смоле).

В: Имена встречаются не только у героев сказок, рассказов, но и в песнях. Давайте сейчас вспомним какие-нибудь такие песни, в которых встречаются имена и устроим небольшую дискотеку!

Дети слушают минусовки песен, подтанцовывают и отгадывают песни.

-  «Антошка»;

- «Катюша»;

- «Наташка»;

- «Алёшка»;

- «Александра»;

- «Жанна»;

- «Ксюша»;

- «Марина»;

- «Николай»;

- «Фаина».

ЗАДАНИЕ № 6

В: В этом задании нам необходимо вспомнить о том, что наши имена не только растут вместе с нами, становятся полными, присоединяют к себе отчество, но и могут быть совсем маленькими, нежными и ласковыми. Так нас обычно называет мама. Давайте посмотрим на наши семейные  альбомы и узнаем, как же вас ласково называют мамы.

Воспитатель приглашает несколько детей, которые показывают свою ромашку имён и называют свои имена в уменьшительно-ласкательной форме.

В:  Ребята, а вам нравится когда вас называют ласково? Тогда предлагаю поиграть в игру «Назовите ласково друг друга». 

Дети встают в круг. На полу лежат два обруча. Дети двигаются по кругу под музыку. Когда музыка замолкает, те дети, которые оказались внутри обруча, называют друг друга ласково.

Неожиданно звучит фонограмма: «Плач младенца» и слова «Я родился!».

В: Слышите? Кажется, на свет появился малыш! И пока его родители не дали ему имя, давайте мы попробуем это сделать. Кто хочет назвать малыша? И не забудьте рассказать, каким он должен стать, когда вырастет.

Несколько детей придумывают имя малышу.

В: Сегодня мы говорили про ваши имена, вы слышали много вариантов вашего имени, эти знания пригодятся вам. А в конце нашего занятия, я хочу познакомить вас с документом, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество ребёнка, дату и место его рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придёте домой, попросите родителей показать этот документ и прочитать все его пункты: и вы ещё раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

Итог: - о чём мы беседовали?

- Что вам понравилось?

- Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе

Дети знакомятся с вулканом, его частями, самостоятельно проделывают опыты....

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"

Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»

Данный конспект поможет детям узнать об особенностях географического положения Африки, о животных Африки занесенных в красную книгу . Дети увидят разнообразие и красоту Земли. Научатся составлять расс...

Конспект занятия по познавательно- речевому развитию «Какие бывают басни» по произведениям И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского подготовительная группа

Программное содержание:ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образом русской классической литературы – баснями. Дать определение басен и их разновидностями.раскрытие и уточне...

Конспект итогового занятия. Познавательно – речевое развитие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Данное занятие рекомендовано для выявления уровня подготовки детей к школьному обучению....