Образовательная ситуация " Поможем Незнайке-кладоискателю" ( подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Знакомство детей со старинными предметами русского быта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_situatsiya_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe_yanvar_2017.docx | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4»
Образовательная ситуация
в подготовительной школе группе
«Поможем Незнайке-кладоискателю»
Подготовила и провела : Исаева Е.С.
(воспитатель подготовительной к школе группы)
Январь 2017г.
Цель:
познакомить детей со старинными предметами русского быта (утюг, чугун, ухват, рубель, валек, самовар);
развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения, любознательность, познавательную активность;
воспитывать интерес к истории родного края, бережное отношение к старинным вещам, народным традициям.
Оборудование: письмо Незнайки, предметы старинного быта (утюг, чугун, ухват, рубель, валек, самовар), картинки с изображением этих предметов, карточки с изображением старинных предметов и пустым карманчиком.
Ход образовательной ситуации
- Введение в ситуацию
( Дети сидят полукругом, воспитатель сидит напротив)
Воспитатель: Дети, назовите приборы, которые облегчают труд ваших мам дома?
- Актуализация знаний и умений
Игра «Отгадай» (ребенок описывает предмет бытовой техники, другие отгадывают)
Воспитатель: Посмотрите, дети, пришло письмо, адресованное вам-детям подготовительной группы а детского сада №4 города Болхова.
Интересно от кого оно? (на конверте изображение Незнайки)
Прочтем?
Читает письмо: « Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Я решил стать кладоискателем. И нашел сундук с какими-то странными вещами. Что с ними делать, не представляю. Помогите мне разобраться, что это такое».
-Хотите помочь Незнайке?
-Сможете помочь?
- Затруднение в ситуации.
- А вот и сундук, который нашел Незнайка.
-Интересно, что в нем? (выкладывает вещи на стол)
-Вам знакомы эти предметы? (ответы детей)
-Незнайка просит узнать, как называются все эти предметы и как их использовали русские люди.
-Откуда можно узнать о том, что нас интересует? (можно спросить у взрослых, прочитать в книге, в интернете)
- « Открытие нового знания».
(рассказ воспитателя о предметах старинного быта)
Это старинные предметы быта, которые служили в давние времена русскому народу. А для чего служили, сейчас узнаем.
Попробуйте догадаться, о каком предмете народ придумал вот такую загадку:
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
-О каком «жарком паре» говорится в загадке?
-Каким образом кипятили воду в самоваре? (Детей пригласить к столу, стать вокруг самовара)
-Посмотрите, внутри самовара находится труба. В емкость вокруг трубы наливали воду. В трубу накладывали деревянные щепки, поджигали и поддерживали огонь до тех пор, пока вода не закипит.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
-Как вы думаете, сейчас в современном мире, какой предмет пришел на смену самовару? (чайник, электрический самовар, электрический чайник).
-На полке найдите современного родственника самовара и поставьте рядом (один ребенок приносит электрический чайник).
Дети садятся на места.
-Отгадайте еще одну загадку:
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
-Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
-Найдите на полке современного родственника чугунка.
(Ребенок приносит кастрюлю)
-Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют поднять ухватом чугунок.
-Чем пользуются современные хозяйки, чтобы поднять горячую кастрюлю? (Прихватками)
Ребенок приносит по просьбе воспитателя с полки прихватки.
-Послушайте следующую загадку:
В полотняной стране,
По реке Простыне
Плывет пароход:
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать. (Утюг.)
-Этот утюг отличается от современного утюга?
Это угольный утюг. Он напоминает маленькую печь. Внутрь него клали раскаленные угли из березы. Их нужно было постоянно поддерживать в горящем состоянии, чтобы погладить все белье. Для того, чтобы разжечь остывший уголь внутри, туда дули или же размахивали утюгом. Глажка таким утюгом была довольно тяжелой, так как он имел не маленький вес, довольно неудобный.
Следующая загадка:
Не шит, не кроен, а весь в рубцах.
По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).
-На Руси не в каждой семье был утюг. Вместо утюгов использовали особый предмет – его называли «рубель». Вся его поверхность неровная. Рубель делали из дерева. Рубель можно назвать прадедушкой утюга.
Посмотрите, как им пользовались.
Показывает, предлагает детям попробовать.
-Легко было гладить таким «утюгом»?
-Найдите на полке современный утюг.
Следующая загадка:
Бью, бью, колочу,
Выстирать белье хочу.
(Валек)
Валек использовался для стирки. Так и говорили: «Навалять». Слышали такое слово? Вот откуда оно пошло! Вальком отбивали — выколачивали белье при стирке.
Какой бытовой прибор используют теперь для стирки?
Фиксация нового знания.
Игра «Подбери предмет»
Воспитатель предлагает детям объединиться в пары.
На доске воспитатель размещает 4 карточки с рассмотренными предметами быта и предлагает детям среди картинок, разложенных на столе, выбрать соответствующий современный предмет.
-Эти карточки мы отошлем Незнайке, и он поймет, для чего нужны предметы, которые он нашел.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Игра « У дядюшки Якова» (водящий показывает действие с одним из рассмотренных предметов быта, дети повторяют движение и пытаются отгадать)
Игра «Покажи предмет» (у детей картинки с изображением старинных предметов быта, воспитатель называет предмет, дети поднимают картинку с его изображением)
- Осмысление.
- Кому сегодня помогали?
- Смогли помочь?
-Почему нам удалось помочь Незнайке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игровой образовательной ситуации «Поможем Курочке» для детей первой младшей группы. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Игровая ситуация проводится в утреннее время, со всей группой детей. Проводится занятие с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы в группе за счет включения максимального количества детей...
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Цель: проверка уровня сформированности у детей математических представленийо составе числа 10 из двух меньших.Задачи: Образовательные:Закрепить у детей счетные умения: состав числа 1...
Конспект игровых образовательных ситуаций по лепке в подготовительной к школе группе «Весёлый гном»
Цель: изготовление гномика из пластилина. Создание условий для творческого применения освоенных ранее приёмов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.Задачи:- продол...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «В поисках сказки»»
Конспект НОД по развитию речи "В поисках сказки" для детей разновозрастной старшей подготовительной к школе группе...
Конспект образовательной ситуации по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе «Сказочные пальчики»
Развивать диалогическую речь посредством пальчиковых игрО: формировать умение работать в паре и выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником (объединяя в пары в первую очереди коммуник...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по изобразительной деятельности на тему: «Казачья хата»
Ознакомить детей с жильём казаков.Учить рисовать элементы кубанского творчества с помощью средств того времени (вихоть, пальцев).Мотивировать детей узнавать новое, о кубанском казачестве....
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности обрывная аппликация по художественно-эстетическому развитию на тему: «Поможем животным» в подготовительной к школе группе
Обрывная аппликация – один из видов популярного детского творчества, похожий на мозаику. Ведь и там, и здесь картина постепенно складывается, как мозаика из множества маленьких кусочков-сег...