Волшебница вода
план-конспект занятия (старшая группа)

Лукашенко Людмила Викторовна

Открытое занятие. Основы науки и естествознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda_st.gr_.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект открытого занятия по основам науки и естествознания

                      в старшей группе на тему: «Волшебница вода».

Образовательная область: «Познание».

Раздел: Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.

Цель: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Задачи:

 Образовательные:

- знакомить с приёмами элементарного экспериментирования; познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представление детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить знания воды для всего живого.

Развивающие:

- развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать представления о воде и её свойствах, развивать любознательность, мышление, речь детей, ввести в активный словарь слова: жидкость, бесцветная, лаборатория, развивать вкусовой анализатор.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий. Воспитывать бережное отношение к воде.

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материал:

- карточки в виде капелек воды с загадками; прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, трубочки коктейльные, сахар-рафинад, камни, вода, молоко, аудиозапись «Музыка дождя», «Журчание ручья».

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций: «Дождь», «Зима».

2. Разучивание стихотворения «Вы слыхали о воде?»

3. Чтение произведений: К. Д. Ушинского «Ручеек», И. Р. Смольянова «Красота воды», И. М. Новикова «Удивительные капельки».

4. Наблюдение за состоянием воды в природе.

5. Проведение опытов с водой: «У воды нет вкуса», «Вода не имеет запаха», «Вода прозрачная», «В воде одни вещества растворяются, а другие — нет».

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. Поздороваться и улыбнуться!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель беседует с детьми о времени суток. Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время суток? вечер, день, ночь или утро?

Ребята отвечают: -Утро!

- А что мы обычно делаем по утрам? Правильно зарядку! Давайте покажем нашим гостям, как хорошо мы умеем двигаться!

Физкульминутка:

Мы проснулись рано утром, (шагают на месте)

Потянулись бодро, шумно. (поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх.)

Чтобы сон ушел, зевнули,

Головой слегка тряхнули. (выполняют наклоны влево- вправо, отводят руки к плечам)

Разбудил нас бег на месте. (бегут на месте)

К ванне побежали вместе. (выполняют упражнение «пружинка», руки на поясе)

Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались. (выполняют круговые движения ладонями около лица)

Причесались аккуратно. (гладят ладонями голову от макушки к вискам)

Приоделись все опрятно. (выполняют руками 2 раза движения от груди вниз опускают руки к бедрам)

Не хотим мы больше спать, будем весело играть. (выполняют упражнение «пружинка», хлопают в ладоши.

I. Вводная часть (Звучит музыка дождя).

Воспитатель рассказывает. Жил-был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много- много весёлых капелек. Одна такая капелька и пришла к нам в гости. Зовут капельку -  Капитошка. Поздороваемся с Капитошкой. (Воспитатель показывает детям капельку и прикрепляет ее на доску). Капелька сегодня будет с нами.

Присаживайтесь на стульчики.

II. Основная часть:

Воспитатель: Как вы думаете, где живёт капелька?

Дети: Капелька живет в воде.

Воспитатель: Верно, она живет в воде. Кто знает стихотворение о воде?

Ребенок читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем рассказывать капельке?

Дети: Сегодня мы будем говорить о воде.

Воспитатель: Правильно. Мы поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Давайте с вами подумаем и ответим, для чего нам нужна вода

Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.

Воспитатель: Правильно ребята. Молодцы.

 Воспитатель: А откуда взялась Капелька? Где она может быть? Давайте посмотрим на экран.

Дети: Лужа, ручей, озеро, море.

Воспитатель: Значит Капелька -  это частица чего?

Дети: Воды.

Воспитатель: А откуда берутся капельки?

Дети: Из тучи.

 Пальчиковая гимнастика «Дождик»:

Сколько знаю я дождей, сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром, дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем, дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом,

Дождь со снегом, дождь с грозой,

Дождь холодный, проливной!

Вот как много есть дождей!

 Воспитатель: Ребята, а можно ли пить воду из рек, водоёмов или готовить из неё пищу?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Почему?

Дети: Она не очищенная, в ней много различных вредных микробов.

Воспитатель: Вода, которую мы используем в быту проделывает большой путь, прежде чем стать чистой. Сначала она была в реке, потом человек направил её в водопроводные трубы. Чтобы вода была чистой и безопасной для нас, её специально очищают. Только тогда она попадает в кран.

Воспитатель: Что может произойти на земле, если люди перестанут бережно относиться к воде?

Дети: Все растения, все животные, все люди и вообще всё живое погибнет.

Воспитатель: Так давайте же не тратить воду зря и беречь её каждую капельку.

Давайте вместе с Капелькой пройдём в нашу лабораторию.

Воспитатель: Ребята, но Капелька не знает, что такое лаборатория.

Воспитатель: А вы, ребята, знаете?

Дети: Лаборатория -это место, где проводят опыты, делают открытия.

Воспитатель: А какие правила нужно соблюдать в лаборатории?

Дети: Вести себя осторожно, не толкаться, не мешать друг другу.

Воспитатель: Правильно, молодцы! В лаборатории работают в специальной одежде.

Воспитатель: Вода бывает очень разной. Давайте приглядимся к ней лучше и познакомимся с ее свойствами.

Опыт №1 «Вода – это жидкость».

Воспитатель: Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?

Дети: Потому что она жидкая.

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Опыт №2: «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).

Воспитатель: давайте проведём с вами следующий опыт. Бросим в стаканчик с водой сахар, который находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует сахар). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей).

Воспитатель: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт №3: «Вода прозрачная, бесцветная».

Воспитатель: На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить камень в стакан с водой. Что заметили? А теперь – в стакан с молоком. – Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком камень не видно, а в стакане с водой видно. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: вода прозрачная, чистая

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная (вывешивается символ этого свойства)

Опыт №4: «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха.

Опыт №5: «Вода разной температуры».

Воспитатель: Ребята, а что это стоит у меня на столе? (Термос).

В термос мы наливаем какую воду? (Горячую).

А как Вы догадались? (Пар).

А можно её попробывать? Почему?

Посмотрите, я поддержу стекло над паром.

Что происходит? (Капельки воды на стекле).

А из крана у нас какая льётся вода? (Тёплая и холодная).

Вывод: вода может быть разной температуры.

Психогимнастика – сесть удобно, включается аудиозапись: шум воды, послушать «голос» воды; закрыть глаза и пофантазировать. Образы – ручей журчит, плещется рыба в реке, капает дождь, волнуется море, ревет водопад.

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Мы сегодня много говорили о воде. Мы узнали, что:

1.Вода - это жидкость, которая льётся, течёт.

2.Вода не имеет цвета.

3.Вода не имеет запаха.

4.Она может быть разной температуры.

5.Она может растворять соль, сахар.

Воспитатель: Да, действительно вода – волшебница. Она нужна всем живым существам, чтобы расти и жить. Поэтому её надо беречь. Чем меньше мы будем бесцельно тратить воду, тем больше её будет в реках, озёрах.

Спасибо всем за работу. Нам с Капитошкой очень понравилось с вами работать.  (Дети прощаются с гостями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...