Волшебница вода
план-конспект занятия (старшая группа)
Открытое занятие. Основы науки и естествознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_voda_st.gr_.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по основам науки и естествознания
в старшей группе на тему: «Волшебница вода».
Образовательная область: «Познание».
Раздел: Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.
Цель: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с приёмами элементарного экспериментирования; познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представление детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить знания воды для всего живого.
Развивающие:
- развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать представления о воде и её свойствах, развивать любознательность, мышление, речь детей, ввести в активный словарь слова: жидкость, бесцветная, лаборатория, развивать вкусовой анализатор.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий. Воспитывать бережное отношение к воде.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материал:
- карточки в виде капелек воды с загадками; прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, трубочки коктейльные, сахар-рафинад, камни, вода, молоко, аудиозапись «Музыка дождя», «Журчание ручья».
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций: «Дождь», «Зима».
2. Разучивание стихотворения «Вы слыхали о воде?»
3. Чтение произведений: К. Д. Ушинского «Ручеек», И. Р. Смольянова «Красота воды», И. М. Новикова «Удивительные капельки».
4. Наблюдение за состоянием воды в природе.
5. Проведение опытов с водой: «У воды нет вкуса», «Вода не имеет запаха», «Вода прозрачная», «В воде одни вещества растворяются, а другие — нет».
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. Поздороваться и улыбнуться!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель беседует с детьми о времени суток. Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время суток? вечер, день, ночь или утро?
Ребята отвечают: -Утро!
- А что мы обычно делаем по утрам? Правильно зарядку! Давайте покажем нашим гостям, как хорошо мы умеем двигаться!
Физкульминутка:
Мы проснулись рано утром, (шагают на месте)
Потянулись бодро, шумно. (поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх.)
Чтобы сон ушел, зевнули,
Головой слегка тряхнули. (выполняют наклоны влево- вправо, отводят руки к плечам)
Разбудил нас бег на месте. (бегут на месте)
К ванне побежали вместе. (выполняют упражнение «пружинка», руки на поясе)
Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались. (выполняют круговые движения ладонями около лица)
Причесались аккуратно. (гладят ладонями голову от макушки к вискам)
Приоделись все опрятно. (выполняют руками 2 раза движения от груди вниз опускают руки к бедрам)
Не хотим мы больше спать, будем весело играть. (выполняют упражнение «пружинка», хлопают в ладоши.
I. Вводная часть (Звучит музыка дождя).
Воспитатель рассказывает. Жил-был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много- много весёлых капелек. Одна такая капелька и пришла к нам в гости. Зовут капельку - Капитошка. Поздороваемся с Капитошкой. (Воспитатель показывает детям капельку и прикрепляет ее на доску). Капелька сегодня будет с нами.
Присаживайтесь на стульчики.
II. Основная часть:
Воспитатель: Как вы думаете, где живёт капелька?
Дети: Капелька живет в воде.
Воспитатель: Верно, она живет в воде. Кто знает стихотворение о воде?
Ребенок читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем рассказывать капельке?
Дети: Сегодня мы будем говорить о воде.
Воспитатель: Правильно. Мы поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Давайте с вами подумаем и ответим, для чего нам нужна вода
Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.
Воспитатель: Правильно ребята. Молодцы.
Воспитатель: А откуда взялась Капелька? Где она может быть? Давайте посмотрим на экран.
Дети: Лужа, ручей, озеро, море.
Воспитатель: Значит Капелька - это частица чего?
Дети: Воды.
Воспитатель: А откуда берутся капельки?
Дети: Из тучи.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»:
Сколько знаю я дождей, сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром, дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем, дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом,
Дождь со снегом, дождь с грозой,
Дождь холодный, проливной!
Вот как много есть дождей!
Воспитатель: Ребята, а можно ли пить воду из рек, водоёмов или готовить из неё пищу?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Почему?
Дети: Она не очищенная, в ней много различных вредных микробов.
Воспитатель: Вода, которую мы используем в быту проделывает большой путь, прежде чем стать чистой. Сначала она была в реке, потом человек направил её в водопроводные трубы. Чтобы вода была чистой и безопасной для нас, её специально очищают. Только тогда она попадает в кран.
Воспитатель: Что может произойти на земле, если люди перестанут бережно относиться к воде?
Дети: Все растения, все животные, все люди и вообще всё живое погибнет.
Воспитатель: Так давайте же не тратить воду зря и беречь её каждую капельку.
Давайте вместе с Капелькой пройдём в нашу лабораторию.
Воспитатель: Ребята, но Капелька не знает, что такое лаборатория.
Воспитатель: А вы, ребята, знаете?
Дети: Лаборатория -это место, где проводят опыты, делают открытия.
Воспитатель: А какие правила нужно соблюдать в лаборатории?
Дети: Вести себя осторожно, не толкаться, не мешать друг другу.
Воспитатель: Правильно, молодцы! В лаборатории работают в специальной одежде.
Воспитатель: Вода бывает очень разной. Давайте приглядимся к ней лучше и познакомимся с ее свойствами.
Опыт №1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель: Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Опыт №2: «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).
Воспитатель: давайте проведём с вами следующий опыт. Бросим в стаканчик с водой сахар, который находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует сахар). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей).
Воспитатель: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт №3: «Вода прозрачная, бесцветная».
Воспитатель: На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить камень в стакан с водой. Что заметили? А теперь – в стакан с молоком. – Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком камень не видно, а в стакане с водой видно. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: вода прозрачная, чистая
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная (вывешивается символ этого свойства)
Опыт №4: «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха.
Опыт №5: «Вода разной температуры».
Воспитатель: Ребята, а что это стоит у меня на столе? (Термос).
В термос мы наливаем какую воду? (Горячую).
А как Вы догадались? (Пар).
А можно её попробывать? Почему?
Посмотрите, я поддержу стекло над паром.
Что происходит? (Капельки воды на стекле).
А из крана у нас какая льётся вода? (Тёплая и холодная).
Вывод: вода может быть разной температуры.
Психогимнастика – сесть удобно, включается аудиозапись: шум воды, послушать «голос» воды; закрыть глаза и пофантазировать. Образы – ручей журчит, плещется рыба в реке, капает дождь, волнуется море, ревет водопад.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Мы сегодня много говорили о воде. Мы узнали, что:
1.Вода - это жидкость, которая льётся, течёт.
2.Вода не имеет цвета.
3.Вода не имеет запаха.
4.Она может быть разной температуры.
5.Она может растворять соль, сахар.
Воспитатель: Да, действительно вода – волшебница. Она нужна всем живым существам, чтобы расти и жить. Поэтому её надо беречь. Чем меньше мы будем бесцельно тратить воду, тем больше её будет в реках, озёрах.
Спасибо всем за работу. Нам с Капитошкой очень понравилось с вами работать. (Дети прощаются с гостями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"
Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...