Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» младшая группа
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа
кружка по развитию мелкой моторики
«Ладушки»
младшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_melkaya_motorika.docx | 74.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №97»
Рабочая программа
кружка по развитию мелкой моторики
«Ладушки»
младшая группа
Подготовил воспитатель:
Педюра Ольга
Владимировна
г. Воронеж, 2021-2022 уч. г.
Содержание
1.Пояснительная записка 3
2.Цель и задачи программы 4
3.Методы и формы программы 4
4.Список детей 6
4.Содержание программы 7
5.Дигностика развития 8
6.Содержание работы с родителями 13
7. Перспективное планирование 14
8. Приложения 23
9. Список используемой литературы 32
Пояснительная записка
«Источники способностей и дарований детей
- на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Данная программа составлена для развития мелкой моторики рук у дошкольников раннего возраста. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Поэтому следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно, владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека;
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Цель программы.
Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук детей дошкольников.
Задачи программы.
• Формировать навыки лепки.
• Формировать умение узнавать на ощупь предметы и материалы.
• Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.
• Воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
• Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
•Укрепление физического здоровья детей через укрепление мелкой и крупной моторики.
•Развитие координации движений.
Методы работы.
Для освоения программы используются разнообразные методы работы. Выбор осуществляется с учетом возрастных, психофизических возможностей детей. Используемые методы работы с детьми:
1. Словесный (разучивание потешек, пальчиковой гимнастики, чистоговорок).
2. Практический (показ способов действия с предметами).
3.Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Формы работы.
• Сенсорные занятия
• Дидактические игры
• Индивидуальная работа с детьми
• Развлечение
Реализация работы по программе.
- Программа составлена для детей младшего дошкольного возраста, реализуется через кружковую работу.
- Работу с родителями проводим дистанционно.
- Занятия проводятся 2 раза в неделю (вторник, четверг). Продолжительность каждого занятия 15 минут. Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.
- Дидактические игры, пазлы, шнуровки, мячи, доступны детям.
- Для создания максимальных условий развития мелкой моторики создан сенсорный уголок.
Принципы проведения занятий
1. Наглядность обучения-осуществляется на восприятии наглядного материала.
2. Доступность-занятие составлено с учетом возрастных особенностей.
3. Развивающий и воспитательный характер учебного материала-на расширение кругозора, на развитие самостоятельности и познавательных процессов.
4. Системность подачи материала.
5. Практический - показ способов действия с предметами.
Индивидуальная работа
На индивидуальных занятиях с детьми решаем проблемные ситуации.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование отдельных навыков, представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
К концу года дети овладевают навыками:
• приема самомассажа рук (пальчиковые гимнастики)
• изготовления простейшие изделия из бумаги, пластилина,
соленого теста.
• работы с трафаретами.
• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
• завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
• лепить шар, диск.
• изготовления поделок в технике “аппликация” по образцу.
• лепки: раскатывание, скатывание,
расплющивание, сгибание, присоединение.
• выполнять шнуровку.
Содержание программы.
виды деятельности | содержание деятельности | цель | средства обучения |
Игровая | - развитие игровой деятельности детей; - формирование положительного отношения к себе, к окружающим; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Знакомство детей с различными пальчиковыми играми. Вырабатывание ловкости, умения управлять своими движениями, концентрирования внимания на одном виде деятельности. | Картотека пальчиковых игр, дидактические игры, потешки. |
Изобразительная | - развитие изобразительной деятельности; - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству. | Знакомство детей с различными техниками рисования. Развитие эстетического восприятия, творческих способностей, координации движения пальцев и кистей рук, внимания, памяти, мышления. Формировать умение правильно держать карандаш. | Раскраски, пластилин, гуашь, ватные палочки, различные крупы, бросовый и природный материал. |
Двигательная | - накопление двигательного опыта детей; - формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - развитие физических качеств; | Знакомство детей с играми с мячом, с самомассажем. Развитие координации движения и двигательных навыков. | Массажные мячи, картотека самомассажа. |
Познавательно- исследовательская | - развитие сенсорной культуры; - развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. | Знакомство детей с различными природными материалами | Сухой бассейн, природные материалы, шнуровки, пазлы, различные виды застежек: крючки, пуговицы, молнии. |
Трудовая | - развитие трудовой деятельности; - формирование первичных представлений о навыках самообслуживания. | Способствовать навыкам развития самообслуживания, усидчивости, терпению, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца. | Шнуровки, потешки. |
Диагностика развития мелкой моторики у детей 3–4 лет
В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития. Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для прохождения диагностики
Задание1.
• Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
Задание2.
•Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
Задание3.
•Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
Задание4.
• Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
Задание5.
• Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
Задание6.
• Поочередно постукивать пальчиками по столу.
Задание7.
• Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
Задание8.
• Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
Задание9.
• Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
Задание10.
• Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
Таблица для диагностики развития мелкой моторики
рук (сентябрь)
№ | Ф.И.ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 |
Таблица для диагностики развития мелкой моторики
рук (май)
№ | Ф.И. ребенка | 11 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 |
Работа с родителями
Цель: создание условий для вовлечения родителей в творческий процесс развития мелкой моторики у детей.
Задачи: заинтересовать родителей перспективами развития мелкой моторики детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование
- индивидуальные беседы
- наглядная информация: консультации «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей», «Игры для развития мелкой моторики»
- выставки, фотовыставки
- домашние задания
Перспективное планирование
месяц | занятие | задачи занятия |
СЕНТЯБРЬ | 1 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Мальчик-Пальчик». | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. |
Дидактические игры (мозаика) | Формировать умение выкладывать простые схематичные изображения предметов; развивать воображение и творчество, пространственное расположение; воспитывать терпение и усидчивость. | |
Рисование «Волшебный дождик». | Формировать умение рисовать пальцами. Прививать интерес к рисованию. | |
2 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Белка» | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способность согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
Игра в сухом пальчиковом бассейне «Отгадай, что спрятано» | Развивать тактильную ориентировку и способность действовать по словесному указанию или схеме, поощрять стремление задавать вопросы. | |
Подвижная игра « Передай мяч» | Развивать общую подвижность, ловкость и координацию верхних конечностей. | |
3 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…» | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способность согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
Рисование «Гроздья спелой рябины» | Формировать умение рисовать пальцами руки, дорисовывая недостающие детали кисточкой. Испытать творческое наслаждение. | |
ОКТЯБРЬ | Гимнастика с массажным мячом | Развивать координацию движения и двигательные навыки. |
Дидактические игры (шнуровка) | Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. | |
Пластинография «Пушистое облачко» | Формировать умение создавать образ облачка путем общипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. | |
Рисование цветным песком «Осенние листочки» | Формировать умение передавать образ осеннего листочка при помощи нетрадиционной техники. Развивать память и внимание детей, мелкую моторику, аккуратность, творческую активность, любознательность. | |
7 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Алые цветочки». | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способность согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
Подвижная игра « Передай мяч» | Развивать общую подвижность, ловкость и координацию верхних конечностей. | |
Лепка «Веселый ежик» | Формировать приемы лепки: скатывание шара между ладонями; умение вытягивать отдельные части из целого куска. Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат. | |
Дидактическая игра "Покорми Нюшу" | Воспитывать усидчивость, самостоятельность. Развивать координацию движения. | |
НОЯБРЬ | Гимнастика с массажным мячом | Развивать координацию движения и двигательные навыки. |
Рисование ладошкой « Петушок». | Формировать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
Аппликация «Грибок» | Развивать умение аккуратно наклеивать готовую форму, засыпать крупой шляпку грибочка, предварительно смазанную клеем, создавать образ гриба. | |
4 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Белка» | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
Дидактические игры «Закрой – открой крышечки» | Развивать у детей мелкую моторику. Формировать умение аккуратно открывать и закрывать крышечки. | |
Игра в сухом пальчиковом бассейне «Пальцы играют» | Развивать координацию мелких мышц рук, словарный запас слов. | |
Дидактические игры (мозаика) | Формировать умение выкладывать простые схематичные изображения предметов; развивать воображение и творчество, пространственное расположение; воспитывать терпение и усидчивость. | |
Лепка «Покатился колобок по дорожке» | Формировать навыки работы с пластичными материалами: скатывать шарик из соленого теста. Развивать мелкую моторику рук, речь, творческое воображение. Воспитывать отзывчивость, желание помочь сказочному герою; интерес к лепке. | |
ДЕКАБРЬ | 10 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Горошки» | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. |
Рисование ладошками «Мои рукавички». | Формировать умение рисовать рукавички способом отпечатка ладони. Развивать умение дорисовывать недостающие детали. | |
Дидактическая игра «Кто что ест?» | Обогащать словарный запас детей. Формировать знания о диких животных, чем питаются. Развивать внимание, мелкую моторику. | |
Массаж рук с природными материалами | Развивать координацию движения и двигательные навыки. | |
Дидактические игры (шнуровка) | Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. | |
Пластилинография «Зимний лес» | Формировать умение детей рисовать снежинки путем ощипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. | |
Подвижная игра « Передай мяч» | Развивать общую подвижность, ловкость и координацию верхних конечностей. | |
5 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Ну-ка, братцы, за работу!» | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
Гимнастика с массажным мячом | Развивать координацию движения и двигательные навыки. | |
Дидактические игры «Закрой – открой крышечки» | Развивать у детей мелкую моторику. Формировать умение аккуратно открывать и закрывать крышечки. | |
Аппликация «Котенок» | Развивать умение отщипывать кусочки ваты, скатывать их в шарики и приклеивать на основу. Создавать образ пушистого котенка. | |
Рисование «Солнышко» по манке | Развивать точность движения пальцев, воображение, мышление, ориентировку на плоскости, проекции. | |
Пластилинография «Беленький зайчик» | Формировать умение передавать простейший образ предметов, посредством пластилинографии, работать на заданном пространстве. Развивать аккуратность, мелкую моторику рук. | |
6 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «По грибы» | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
Дидактическая игра «Скользим на лыжах» | Развивать и тренировать координацию движения пальцев, кончиков пальцев рук, внимание. | |
ФЕВРАЛЬ | Игра в сухом пальчиковом бассейне «Отгадай, что спрятано» | Развивать тактильную ориентировку и способности действовать по словесному указанию или схеме, поощрять стремление задавать вопросы. |
7 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Алые цветочки». | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
Дидактическая игра «Весёлые клубочки» | Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук. | |
Аппликация «Веселые черепашки» | Развивать мелкую моторику, творческие способности, самостоятельность. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. | |
Пластилинографии «Кораблик» | Формировать умение приемом размазывания, закрашивания кораблика пластилином. Продолжать обучать скатывать кусочки пластилина кругообразными движениями между пальчиками. | |
Рисование цветным песком «Разноцветные машинки» | Формировать умение передавать образ машин при помощи нетрадиционной техники. Развивать память и внимание детей, мелкую моторику, аккуратность, творческую активность, любознательность. | |
Массаж рук с природными материалами | Развивать координацию движения и двигательные навыки. | |
Дидактические игры «Закрой – открой крышечки» | Развивать у детей мелкую моторику. Формировать умение аккуратно открывать и закрывать крышечки. | |
МАРТ | Игра в сухом пальчиковом бассейне «Пальцы играют» | Развивать координацию мелких мышц руки. Обогащать словарный запаса детей. |
Рисование ватными палочками «Наряды для кукол» | Формировать умение наносить узор с помощью ватных палочек. Развивать воображение. | |
Дидактические игры «Одень куклу» | Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. | |
Рисование ладошками «Букет для мамы». | Развивать умение передавать изображение в виде тюльпана, умении ориентироваться на листе бумаги, тактильные ощущения. | |
Дидактическая игра «Собери бусы» | Развивать у детей образное восприятие, воображение, мелкую моторику рук. Способствовать умению детей составлять бусы в определенной последовательности (красный, зелёный, жёлтый). | |
Игры с прищепками | Развивать мелкую моторику и силу мышц руки. | |
АПРЕЛЬ | Пластилинографии «Мячики» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Формировать умение размазывать пластилин нескольких цветов; интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику рук. |
8 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
Лепка «Божья коровка» | Развивать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики. Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать. | |
9 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Прятки». | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
Аппликация «Веселая гусеница» | Формировать умение располагать предметы (круги) на листе бумаги, работать аккуратно. Развивать мелкую моторику рук, развивать внимание, воображение. Воспитывать доброту ко всему живому. | |
Рисование ватными палочками «Звездное небо» | Формировать умение изображать звезды на темном фоне, используя ватные палочки. | |
10 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Сорока». | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
МАЙ | Дидактическая игра «Покорми Нюшу» | Воспитывать усидчивость, самостоятельность. Развивать координацию движения. |
Игра в сухом пальчиковом бассейне «Отгадай, что спрятано» | Развивать тактильною ориентировку и способности действовать по словесному указанию или схеме, поощрять стремление задавать вопросы. | |
Лепка «Улитка» | Развивать умение раскатывать пластилин равномерно и скручивать его в спираль, мелкую моторику рук, усидчивость, внимание. | |
Аппликация «Ромашка» | Развивать умение создавать красивый цветок из ватных дисков и цветной бумаги, вызвать желание у детей сделать приятный сюрприз маме. | |
11 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Осьминожка» | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
Рисования цветным песком «Рыбка» | Продолжать развивать умения детей создавать узоры цветным песком на бумаге. Упражнять детей в сочетании разных цветов песка для создания рисунка. Развивать мелкую моторику рук посредством рисования цветным песком, фантазию и творческие способности детей. | |
Лепка «Цыплята гуляют» | Формировать умение лепить шар – раскатывать круговыми движениями ладоней; изображать детали (клюв) приемом прощипывания; действовать по образцу. Обогащать словарный запас детей (клювик, крылышко, и т. д.) Развивать творческое мышление, мелкую моторику рук. Поддерживать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | |
Игры с прищепками | Развивать мелкую моторику, силу мышц руки. | |
12 комплекс пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Горошки» | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. |
Приложение
Анкета для родителей
1.Ф.И.ребенка_____________________________________________
2. Нравится ли вашему ребенку заниматься творчеством?
____________________________________________________
3.Какой вид художественной деятельности наиболее близок вашему ребенку______________________________________
4. Как часто Ваш ребенок самостоятельно занимается художественной деятельностью?
а) 1 раз в день
б) несколько раз в неделю
в) 1 раз в месяц
5. Есть ли в вашем доме специально отведенное место, где ребенок (дети) имеют возможность заниматься художественной деятельностью?_______________________________________
6.Чем оснащено?______________________________________
7.Если нет такого места, планируете ли Вы организовать его?
_____________________________________________________
8. Сколько времени Вы проводите за совместными занятиями художественной деятельности?
а) 15 минут в день
б) 30 минут в день
в) более часа в день
9. Следите ли Вы за новинками канцтоваров и товаров для художественного творчества?_________________________
10. Приобретаете ли Вы дополнительную методическую литературу, пособия, помогающие развитию художественных способностей детей?__________________________________
11. Есть ли в Вашей семье такая традиция, дарить подарки, сделанные своими руками?_____________________________
12. Как Вы относитесь к подарку, который ребенок сделал своими руками?
а) Считаю это замечательной альтернативой, храню такие подарки.
б) Считаю, что это должно быть дополнением к подарку.
в) Считаю это не нужным.
13. Посещаете ли Вы центры по развитию ребенка?
_____________________________________________________
14. Считаете ли Вы, что ребенок должен самостоятельно выбрать вид деятельности, которым ему интересно заниматься?
а) да
б) нет
в) считаю, что мне лучше знать, чем должен заниматься мой ребенок
г) стараюсь учитывать интересы своего ребенка
Спасибо
Приложение
1 комплекс пальчиковой гимнастики
- Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)
- Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»).
- «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
- «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
- Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
Потешка «Мальчик-Пальчик»
Мальчик-Пальчик, где ты был? (показать большой палец правой руки, обращаясь к нему) С этим братцем в лес ходил. (прикасаться кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца)
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
2 комплекс пальчиковой гимнастики
- «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
- «Козлята» (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
- «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
- «Зайцы» (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
- «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Потешка «Белка»
Сидит белка на тележке, (левой рукой загибать по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца)
Продает она орешки, Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в роток, кому в зобок,
А кому в лапочку.
3 комплекс пальчиковой гимнастики
- «Флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
- «Птички» (поочередно большой палец соединяется с остальными).
- «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
- «Цветок» (то же, но пальцы разъединены).
- «Корни растения» (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
Потешка «Этот пальчик..»
Этот пальчик – дедушка, (согнуть пальцы левой руки в кулачок, по очереди разгибать пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
4 комплекс пальчиковой гимнастики
- «Пчела» (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
- «Пчелы» (то же упражнение выполняется двумя руками).
- «Лодочка» (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
- «Солнечные лучи» (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
- «Пассажиры в автобусе» (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Потешка «Белка»
Этот пальчик хочет спать, (поднять левую руку ладонью к себе)
Этот пальчик – прыг в кровать! (загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца)
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми, (обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики) Братиков не разбуди …
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
5 комплекс пальчиковой гимнастики
- «Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).
- «Лиса и заяц» (лиса «крадется» – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» – перебирая пальцами, быстро движутся назад).
- «Паук» (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
- «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
- «Счет до четырех» (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
Потешка «Hу-ка, братцы, за работу!»
Hу-ка, братцы, за работу! (дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы)
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить,
Печи все – тебе топить,
А тебе – воду носить,
А тебе – обед варить,
А малышке – песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
6 комплекс пальчиковой гимнастики
- «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу).
- «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
- «Кресло» (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
- «Ворота» (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).
- «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).
Потешка «По грибы»
1, 2, 3, 4, 5, (дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот – в миску все кидал,
Этот пальчик все-все съел,
Оттого и потолстел!
7 комплекс пальчиковой гимнастики
- «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
- «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
- Сжимание и разжимание кистей рук на счет: 1-2.
Потешка «Алые цветки»
Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)
Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются)
Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка)
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка)
Головой качают.
8 комплекс пальчиковой гимнастики
- «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
- «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху).
- «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
- «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
- «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
Потешка «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы)
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для чижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка – кожура. (показать пустую ладошку)
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину)
9 комплекс пальчиковой гимнастики
- «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами).
- «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им).
- «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой рук).
- «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие).
- «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).
Потешка «Прятки»
В прятки пальчики играли (сжимание и разжимание пальцев рук)
И головки убирали.
Вот так, вот так, И головки убирали.
10 комплекс пальчиковой гимнастики
1. «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения вверх, вниз).
2. «Птички клюют» (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).
3. «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).
Потешка «Сорока»
Сорока, сорока, кашу варила, (ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
Деток кормила,
Этому дала, (сгибает поочередно каждый палец, кроме мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала
– Ты дров не рубил,
Ты воду не носил?
Нет тебе ничего!
11 комплекс пальчиковой гимнастики
- «Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).
- «Лиса и заяц» (лиса «крадется» – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» – перебирая пальцами, быстро движутся назад).
- «Паук» (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
- «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
- «Счет до четырех» (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
Осьминожки
Две веселых осьминожки
По морской брели дорожке (обе руки изображают осьминогов, передвигающихся пальцами-щупальцами по дну моря)
Повстречались, удивились, («осьминоги» замирают, «приседают», снова вытягиваются)
Улыбнулись, подружились. (руки сближаются, можно «поздороваться» указательными пальцами)
И теперь они вдвоем
Изучают водоем. (сцепившись большими пальцами, руки «путешествуют» вместе).
12 комплекс пальчиковой гимнастики
- «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
- «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху).
- «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
- «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
- «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
Горошки
Раскатились по дорожке
Разноцветные горошки.
Птички весело клюют,
Нам горошки не дают,
Дайте мне горошинку! Я такой хорошенький!
1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.
3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки. 5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.
6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.
Дидактическая игра «Покорми Нюшу»
Цель:
- Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Улучшить координацию, гибкость и точность движений;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Гармонизировать психоэмоциональное состояние.
Описание: берём пластиковую бутылку с толстым горлышком. Клеим на бутылку глазки, ушки, хвост – это поросёнок Нюша. Маленькой ложкой набираем крупу и насыпаем через горлышко в бутылку.
Дидактическая игра «Собери бусы».
Цель:
- Учить детей нанизывать бусы на нить.
Задачи:
- Обогащать сенсорный опыт детей;
- Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»; активный словарь: бусины, шнурок.
- Развитие мелкой моторики,
- Развитие зрительного восприятия, цветового восприятия.
Дидактическая игра «Одень куклу»
Цель:
- Формировать представление детей о сезонной одежде.
Задачи:
- Обогащать сенсорный опыт детей;
- Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»; активный словарь: бусины, шнурок.
- Развитие мелкой моторики,
- Развитие зрительного восприятия, цветового восприятия.
Дидактическая игра «Весёлые клубочки»
Цель:
- Учить наматывать клубки из толстых ниток.
Задачи:
- Развивать подвижность, ловкость пальцев, координацию движения.
Дидактическая игра «Скользим на лыжах».
Цель:
- Развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.
Список используемой литературы.
1.Афанасова «Маленькими шагами в большой мир знаний». 2006г 2.Аксарина Н.М. « Воспитание детей раннего возраста».
3. Аралова М.А. «Игры с детьми раннего возраста» 2018г
4.Веракса Н.Е. «Диагностика психического развития ребенка младенческий и ранний возраст» 2018г
5.Григорьева Г.Г. «Играем с малышами»: игры и упражнения для детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ»
Материал содержит игры и упражнения развивающие тонкую моторику рук, речь детей старшего дошкольного возраста. Игры подобраны в соответствии с лексическими темами....
Самообразование. "Развитие мелкой моторики в младшей группе"
Тема по самообразованию. Игры и упражнения для развития мелкой моторики....
Пальчиковые игры и игры с массажным мячом для развития мелкой моторики рук (младшая группа)
Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже ...
Кружок "Веселые ладошки" по развитию мелкой моторики детей младшей группы
Кружок по развитию мелкой моторики детей младшей группы...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» 2020-2022гг.
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» ...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки»
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» ...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» (средняя группа)
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» ...