Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки»
рабочая программа (средняя группа)
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Данная программа составлена для развития мелкой моторики рук у дошкольников раннего возраста. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Поэтому следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека)
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_srednyaya_gruppa.docx | 76.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №4»
города Сосновоборска
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ДСКН № 4
г. Сосновоборск
Н.А. Литошик
Рабочая программа
кружка по развитию мелкой моторики
«Ладушки»
(средняя «А» группа)
Срок реализации программы 2021-2022гг.
Подготовили воспитатели средней «А» группы:
Кунц Елена Александровна
Рогова Ирина Анатольевна
Содержание. Стр.
1.Пояснительная записка 3
2.Цель и задачи программы 4
3.Методы и формы программы 5
4.Содержание программы 6
5.Реализация работы по программе 8
6.Принципы проведения занятий 8
7.Предполагаемые результаты реализации программы 9
8.Диагностика развития мелкой моторики у детей 10
9.Взаимодействие с родителями 16
10. Перспективное планирование 17
11.Список используемой литературы 31
12.Приложения 32
Пояснительная записка:
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Данная программа составлена для развития мелкой моторики рук у дошкольников раннего возраста. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Поэтому следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека)
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Цель программы.
Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук детей дошкольников.
Задачи программы.
• Формировать навыки лепки.
• Формировать навыки работы с ножницами.
• Формировать графические навыки.
• Формировать умение работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
• Обогащать тактильный опыт детей.
• Развивать художественный вкус, конструктивные навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур;
• Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.
• Воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
• Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
•Укрепление физического здоровья детей через укрепление мелкой и крупной моторики.
•Развитие координации движений.
Методы работы.
Для освоения программы используются разнообразные методы работы. Выбор осуществляется с учетом возрастных, психофизических возможностей детей. Используемые методы работы с детьми:
1. Словесный (разучивание потешек, пальчиковой гимнастики, чистоговорок).
2. Практический (показ способов действия с предметами).
3.Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Формы работы.
• Сенсорные занятия
• Дидактические игры
• Индивидуальная работа с детьми
• Развлечение
Содержание программы.
виды деятельности | содержание деятельности | цель | средства обучения |
Игровая | - развитие игровой деятельности детей; - формирование положительного отношения к себе, к окружающим; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Знакомство детей с различными пальчиковыми играми. Вырабатывание ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. | Картотека пальчиковых игр, дидактические игры, потешки |
Изобразительная | - развитие изобразительной деятельности; - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству. | Знакомство детей с различными техниками рисования. Развитие эстетического восприятия, творческих способностей, координации движения пальцев и кистей рук, внимания, памяти, мышления. Формирование умения правильно держать карандаш, работать с ножницами. | Раскраски, пластилин, гуашь, акварельные краски, ватные палочки, различные крупы, бросовый и природный материал. |
Двигательная | - накопление двигательного опыта детей; - формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - развитие физических качеств; | Знакомство детей с играми с мячом, с самомассажем. Развитие координации движения и двигательных навыков. | Массажные мячи, картотека самомассажа. |
Познавательно- исследовательская | - развитие сенсорной культуры; - развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. | Знакомство детей с различными природными материалами | Сухой бассейн, природные материалы, шнуровки, пазлы, различные виды застежек: крючки, пуговицы, молнии. |
Трудовая | - развитие трудовой деятельности; - формирование первичных представлений о навыках самообслуживания. | Способствовать навыкам развития самообслуживания, усидчивости, терпению, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца. | Шнуровки, потешки. |
Реализация работы по программе.
1. Программа составлена для детей младшего дошкольного возраста, реализуется через кружковую работу.
2. Работу с родителями проводим дистанционно.
3. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.
4. Дидактические игры, пазлы, шнуровки, мячи доступны детям.
5. Для создания максимальных условий развития мелкой моторики создан сенсорный уголок.
Принципы проведения занятий
1. Наглядность обучения-осуществляется на восприятии наглядного материала.
2. Доступность-занятие составлено с учетом возрастных особенностей.
3. Развивающий и воспитательный характер учебного материала-на расширение кругозора, на развитие самостоятельности и познавательных процессов.
4. Системность подачи материала.
5. Практический - показ способов действия с предметами.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование отдельных навыков, представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Результатом освоения программы у детей является:
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2. Овладение разными видами ручной умелости.
3. Овладение приемами работы с разными инструментами.
4. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
Диагностика развития мелкой моторики у детей 4-5 лет
В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития. Для проведения диагностики мы использовали методику Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008, а также диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задание 1.
• Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа, мочки уха.
Задание 2 «Ладонь, кулак, ребро».
• Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Задание 3 «Посолим капусту».
• Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли. Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу. Задание 4 «Коза», «Зайчик».
• Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:
«Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).
«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).
Задание 5 «Игра на рояле».
• Поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
Задание 6 «Вырезание ножницами».
• Ребенку предлагается нарезать «травку».
Задание 7 «Сгибание листа пополам».
• Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
Задание8 «Дорожки».
• На рисунке изображены дорожки (рис. 1). Животные должны “пройти” по дорожке. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно провести линию не съезжая с дорожки.
Задание 9 «Мячики».
• На рисунке изображены кегли и мячик (рис. 2). Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание10.
• Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
Таблица для диагностики развития мелкой моторики
рук (сентябрь)
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 | |||||||||||
22 |
Таблица для диагностики развития мелкой моторики
рук (май)
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 | |||||||||||
22 |
Взаимодействие с родителями
Цель: создание условий для вовлечение родителей в творческий процесс развития мелкой моторики у детей.
Задачи: заинтересовать родителей перспективами развития мелкой моторики детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
• анкетирование
• индивидуальные беседы
• наглядная информация:
консультации «Значение развития мелкой моторики рук для
речи детей», «Игры для развития мелкой моторики»
• выставки, фотовыставки
• домашние задания
Перспективное планирование
месяц | занятие | задачи занятия |
СЕНТЯБРЬ |
Дидактическая игра «Собери пирамидку» | Формировать умение группировать по цвету, собрать пирамидку из цветных бумажных овалов разных размеров, различать и называть цвета. |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Определить игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. Продолжать развивать тактильную чувствительность. | |
Пальчиковая гимнастика «ПДД» | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
Дидактическая игра «Маленький конструктор-машина» | Формировать умение выкладывать машины из геометрических фигур по образцу. Развивать внимание, мышление. | |
Графические упражнения «Дождь идет» | Продолжать формировать графические умения и навыки. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги. | |
Обрывная аппликация «Осенний лист» | Формировать умение передавать образ осеннего листка при помощи нетрадиционной техники. Развивать мелкую моторику, аккуратность, творческую активность. | |
Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи» | Формировать умение работать с трафаретами, раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Развивать координацию движений пальцев рук. Прививать интерес к рисованию. | |
Упражнение «Помоги Золушке» | Рассортировать фасоль (белую отдельно, красную отдельно). Развивать мелкую моторику рук. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | |
ОКТЯБРЬ |
Пластилинография «Груша» | Выкладывание груши пластилиновыми жгутиками по контуру. Развивать память и внимание детей, мелкую моторику, аккуратность, творческую активность, любознательность. |
Рисование пальцем на манке «Волшебные фрукты» | Формировать умение рисовать пальцами рук. Стимулировать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику. | |
Самомассаж рук косточками фруктов. | Развивать координацию движения и двигательные навыки. Стимулировать тактильные ощущения. | |
Рисование с элементами аппликации «Осеннее дерево» | Познакомить детей с пейзажем. Формировать умение рисовать деревья всей кистью и кончиком кисти, работать ножницами. Развивать воображение, эмоционально-эстетические чувства. | |
Рисование крупой «Грибок» | Формировать умение использовать в работе нетрадиционную технику - рисование крупой. Развивать мелкую моторику рук. | |
Работа с трафаретом «Обведи и раскрась ягодку» | Формировать умение работать с трафаретами, раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Развивать координацию движений пальцев рук. Прививать интерес к рисованию. | |
Упражнение «Животные хотят пить» | Формировать умение аккуратно переливать воду из стакана в тарелочку ложкой. Развивать координацию движений и мелкую моторику. | |
Оригами «Лиса»
| Развивать мелкую моторику пальцев. Формировать умение преобразовывать квадрат в мордочку лисы. Развивать внимание, логическое мышление. | |
Упражнение «Угощение для птиц» | Рассортировать фасоль и горох. Развивать мелкую моторику рук. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | |
Пальчиковая гимнастика «Птичка летит» | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. |
НОЯБРЬ | Массаж рук: катание грецких орехов между ладошками.
| Развивать координацию движения и двигательные навыки. Стимулировать тактильные ощущения. | |
Упражнение «Быстрые ножки» | «Ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки. Развивать мелкую моторику и силу мышц руки. | ||
Оригами по сказке «Заюшкина избушка» с элементами аппликации | Формировать представление у детей о различных способах работы с бумагой. Расширять представления детей о возможностях техники оригами. Развивать мелкой моторики, памяти, внимания, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. | ||
Лепка по сказке «Три медведя»
| Формировать умение детей делить кусочек пластилина с помощью стека. Развивать творческие способности детей. Формировать умение соотносить детали между собой (голова меньше туловища, хвостик меньше головы) | ||
Аппликация «Смешные человечки»
| Развивать интерес к аппликации. Закреплять навыки работы с ножницами, аккуратного наклеивания. | ||
Дидактическая игра «Поможем бабушке смотать клубочки» | Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук. | ||
Аппликация «Украсим мамино платье» | Развивать интерес к аппликации. Закреплять навыки работы с ножницами, аккуратного наклеивания. | ||
Дидактическая игра «Собери бусы для мамы» | Развивать у детей образное восприятие, воображение, мелкую моторику рук. Способствовать умению детей составлять бусы в определенной последовательности (красный, зелёный, жёлтый). | ||
ДЕКАБРЬ |
Аппликация «Весёлые Снеговики» | Формировать умение составлять изображения из частей, располагая их по величине. Закреплять навыки работы с ножницами, аккуратного наклеивания. | |
"Снежинки" нетрадиционное рисование с использованием соли | Формировать умение использовать в работе нетрадиционную технику - рисование солью. Развивать видение художественного образа, мелкую моторику рук. | ||
Упражнение «Накорми птичек» | Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки. | ||
Рисование пальцем на манке «Птичьи следы на снегу» | Формировать умение рисовать пальцами рук. Стимулировать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику. | ||
Рисование методом тычка «Белый медведь и северное сияние» | Формировать умение рисовать по трафарету. Развивать чувство фактурности и объемности. Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями и отражать впечатления в изобразительном творчестве. | ||
Пластилинография «Беленький мишка» | Формировать умение передавать простейший образ предметов, посредством пластилинографии, работать на заданном пространстве. Развивать аккуратность, мелкую моторику рук. | ||
Дидактическая игра «Маленький конструктор - бусы на елку» | Формировать умение выкладывать геометрические фигуры в определенной последовательности. | ||
Лепка из соленого теста « Новогодняя игрушка» | Формировать умение моделировать ёлочные игрушки из солёного теста. Вызвать желание создать поделку и украсить ёлочку игрушками-самоделками. | ||
Оригами «Книжка малышка» | Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. | ||
ЯНВАРЬ
| Работа с трафаретом «Обведи и раскрась игрушку» | Формировать умение работать с трафаретами, раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Развивать координацию движений пальцев рук. Прививать интерес к рисованию. | |
Подвижная игра « Передай мяч» | Развивать общую подвижность, ловкость и координацию верхних конечностей. | ||
Лепка «Дом» | Выкладывание дома пластилиновыми жгутиками по контуру. Развивать память и внимание детей, мелкую моторику, аккуратность, творческую активность, любознательность. | ||
Рисование с элементами аппликации «Снежинки за окном» | Продолжать знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования. Совершенствовать умение тонировать бумагу. Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, цветовое восприятие. | ||
Массаж рук ребристым карандашом | Развивать координацию движения, двигательные навыки, тактильные ощущения. | ||
Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку). | Развивать зрительное и слуховое внимание, память, связную речь, мыслительные операции сравнения, обобщения, группировки, умение ориентироваться в пространстве рисунка. | ||
ФЕВРАЛЬ |
Работа с трафаретом «Обведи и раскрась чашку» | Формировать умение работать с трафаретами, раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Развивать координацию движений пальцев рук. Прививать интерес к рисованию. | |
Лепка «Ваза для цветов» | Формировать умение лепить и декорировать вазу; развивать моторику пальцев, эстетическое восприятие; воспитывать интерес к работе с лепным материалом. | ||
Аппликация «Весёлые осьминожки» | Закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность. Развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать, видеть результат. | ||
Дидактическая игра «Волшебные прищепки» | Развивать мелкую моторику пальцев рук; сенсорное восприятие (цвет, форма, величина). | ||
Дидактическая игра «Разрезанные картинки» | Ознакомление с понятиями «часть» и «целое». Формировать умение соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на части. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление. | ||
Пластилинографии «Веселый клоун» | Развивать навыки в технике пластилинографии; воображение, аккуратность, усидчивость и мелкую моторику, вызвать желание творить. | ||
Графические упражнения «Дом» | Продолжать формировать графические умения и навыки. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги. | ||
Аппликация из салфеток «Кораблик» | Развивать навыки и умения работы с салфетками; творческие способности. Воспитывать аккуратность при работе с салфетками. Создавать условия для творческой самореализации. | ||
МАРТ |
Пластилинография «Корзина с цветами» | Развивать художественно-творческие способности. Способствовать совершенствованию мелкой моторики пальцев. Воспитывать у детей терпение, усидчивость, самостоятельность и аккуратность. | |
Пальчиковая гимнастика «Наши мамы» | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | ||
Упражнение «Поможем бабушке развязать узелки на веревке» | Развивать умение развязывать узелки, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук. | ||
Аппликация из пшена «Солнышко» | Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации. Формировать умение использовать для создания аппликации нестандартный материал – пшено. | ||
Игры с прищепками «Помоги развесить одежду после стирки» | Развивать мелкую моторику пальцев рук; сенсорное восприятие (цвет, форма, величина); пространственные представления и представления об окружающем мире. | ||
Упражнение «Застегни одежду» (на пуговицы, на молнию, на кнопки, на липучки). | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы. Формировать умение последовательно одевать и раздевать куклу. | ||
Лепке «Тапочки для бабушки» | Расширять знания о домашней обуви. Формировать умение детей лепить домашнюю обувь – тапочки без задника из двух частей (подошва и верхняя часть). Закреплять умение использовать усвоенные раннее приемы соединения частей, сглаживание места скрепления. | ||
Дидактическая игра «Веселая шнуровка» | Усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно. Развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности. Воспитывать в процессе общения инициативность, сотрудничество. | ||
Аппликация «Троллейбус» | Формировать умение детей передавать характерные особенности троллейбуса, (закругление углов вагона). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, дополнять изображения характерными деталями (штанга троллейбуса). | ||
Дидактическая игра «Маленький конструктор-автобус» | Формировать умение выкладывать геометрические фигуры в определенной последовательности. | ||
АПРЕЛЬ |
Пальчиковая гимнастика «Я по Африке гулял» | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | |
Рисование слона ладошкой. | Познакомить с техникой печатания ладошкой. Развивать воображение. Закреплять умение дополнять изображение деталями при помощи кисточки. Уточнить знания о строении слона, пропорциях, движении животного. | ||
Оригами «Звёздочки» | Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Формировать умение чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность. | ||
Пальчиковая гимнастика "Будем в космосе летать". | Развивать координацию и мелкую моторику, память, способности согласовывать движения и речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить. | ||
Оригами «Кошечка» | Формировать умение складывать квадрат, получая треугольник; изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Воспитывать аккуратность в работе, внимание. | ||
«Чёрный кот» нетрадиционная техника рисования «тычком » | Формировать умение детей рисовать домашнее животное (тычком), не заходя за контур. Закрепить знания частей тела кошки, где живет, что ест. | ||
Пластилинография «Петушок-петушок, золотой гребешок» | Закрепить основные приемы лепки у детей (отщипывания, раздавливание). Развивать мелкую моторику руки. Стимулировать у детей воображение и фантазию. | ||
Упражнение «Быстрые ножки» | «Ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки. Развивать мелкую моторику и силу мышц руки. | ||
МАЙ | Пластилинография «Ромашка» | Закрепить название цветов. Формировать умение скатывать жгутики из пластилина и лепить цветы ромашки. | |
Нетрадиционное рисование манной крупой «Ромашки» | Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность. | ||
Оригами «Веселая гусеница» | Формировать умение создавать образ гусеницы из бумажных цветных полосок. Закреплять навыки работы с ножницами. Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук; творческое воображение и интерес к процессу творчества. | ||
Рисование «Стрекоза» | Сформировать умение рисовать насекомых, следуя в определенной последовательности. Развивать фантазию и творческое воображение. Прививать бережное отношение к природе. | ||
Пластилинография "Тили-тили, тили-бом, загорелся кошкин дом!" | Закрепить знания детей о причинах пожара, средствах тушения, о правилах поведения при пожаре. Развивать умение скатывать пластилин в маленькие шарики и размазывать внутри контура, мелкую моторику пальцев. | ||
Аппликация «Светофор на пешеходном переходе» | Продолжать развивать умение пользоваться ножницами. Повторить правила дорожного движения. | ||
Аппликация с использованием нетрадиционной техники "Полевые цветы в вазе" | Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, творческие способности. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к аппликации. Развивать аккуратность, усидчивость, самостоятельность. | ||
Аппликация «Солнышко лучистое» | Упражнять в резании бумаги по прямой и составлять из вырезанных частей изображение предмета солнышка. Закреплять навык наклеивания, знание геометрических фигур. Воспитывать у детей интерес к аппликации. |
Список используемой литературы.
1.Афанасова «Маленькими шагами в большой мир знаний». 2006г 2.Аксарина Н.М. « Воспитание детей раннего возраста».
3. Аралова М.А. «Игры с детьми раннего возраста» 2018г
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008, «Тесты для определения развития ребенка. Мелкая моторика. Физическое развитие. 4+».
5.Григорьева Г.Г. «Играем с малышами»: игры и упражнения для детей раннего возраста.
6. Вераксы Н.Е. «Диагностика готовности ребенка к школе» – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Приложение 1
Анкета для родителей
1.Ф.И. ребенка__________________________________________
2. Нравится ли вашему ребенку заниматься творчеством?
_______________________________________________________
3.Какой вид художественной деятельности наиболее близок вашему ребенку_________________________________________
4. Как часто Ваш ребенок самостоятельно занимается художественной деятельностью?
а) 1 раз в день
б) несколько раз в неделю
в) 1 раз в месяц
5. Есть ли в вашем доме специально отведенное место, где ребенок (дети) имеют возможность заниматься художественной деятельностью?_______________________________________
6.Чем оснащено?______________________________________
7.Если нет такого места, планируете ли Вы организовать его?
_____________________________________________________
8. Сколько времени Вы проводите за совместными занятиями художественной деятельности?
а) 15 минут в день
б) 30 минут в день
в) более часа в день
9. Следите ли Вы за новинками канцтоваров и товаров для художественного творчества?_________________________
10. Приобретаете ли Вы дополнительную методическую литературу, пособия, помогающие развитию художественных способностей детей?__________________________________
11. Есть ли в Вашей семье такая традиция, дарить подарки, сделанные своими руками?_____________________________
12. Как Вы относитесь к подарку, который ребенок сделал своими руками?
а) Считаю это замечательной альтернативой, храню такие подарки.
б) Считаю, что это должно быть дополнением к подарку.
в) Считаю это не нужным.
13. Посещаете ли Вы центры по развитию ребенка?
_____________________________________________________
14. Считаете ли Вы, что ребенок должен самостоятельно выбрать вид деятельности, которым ему интересно заниматься?
а) да
б) нет
в) считаю, что мне лучше знать, чем должен заниматься мой ребенок
г) стараюсь учитывать интересы своего ребенка
Спасибо
Приложение 2
Картотека пальчиковых игр
Пальчиковая гимнастика « ПДД».
Раз, два, три, четыре, пять (прикасаемся по очереди одинаковыми
пальцами обеих рук)
Будем пальчики считать (хлопки в ладошки)
Этот пальчик – переход, (показываем большой палец)
Его знает пешеход
Этот пальчик - Светофор, (показываем указательный палец)
На дороге дирижёр.
Этот пальчик знак дорожный, (показываем средний палец)
То спокойный, то тревожный.
Этот пальчик пассажир, (показываем безымянный палец)
Автокресла он кумир.
Ну а этот малышок, (показываем мизинец)
Не успел попасть в стишок, (хлопок в ладошки)
Пальчиковая гимнастика «Птичка летит».
Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими.
Птички полетели, (помахать «крыльями»)
Сели – посидели, (прижать ладони к груди)
Дальше полетели.
Пальчиковая гимнастика «Наши мамы».
Много мам на белом свете, (Разводят руки в стороны, затем
Всех их очень любят дети! крепко обхватывают себя за плечи.)
Журналист и инженер, (Поочередно сгибают пальчики,
Повар, милиционер, начиная с мизинца, сначала на одной,
Швея, кондуктор и учитель, затем на другой руке.)
Врач, парикмахер и строитель -
Мамы разные нужны, (Сжимают обе ладошки в «замочек».)
Мамы разные важны!
Пальчиковая гимнастика «Я по Африке гулял»
«Я по Африке гулял, и зверей там повидал – ходим указательными
и средними пальцами.
Длинношеего жирафа, высотою аж в 3 шкафа – пальцы рук
складываются в кулаки, большие пальцы
выставляем вверх.
Черепаху, тигра, льва – попеременно соединяем пальцы на обеих
руках друг с другом.
Мы с жирафом поиграли – складываем из пальцев «жирафа».
Ананасы доставали – поднимаем руки вверх.
С черепахой у реки – делаем два кулака.
Поиграли взапуски – «ходим» указательные и средними
пальцами.
Мы со львом не отдыхали – энергично сжимаем и разжимаем
кулаки.
Пальчиковая гимнастика «Тигра полосы считали»
1,2,3,4,5 – загибаем пальцы сначала на правой руке
1,2,3,4,5 – загибаем пальцы на левой руке.
Всех полос не сосчитать» – стряхиваем кисти рук.
Пальчиковая гимнастика "Мы космический отряд".
(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы)
Мы космический отряд,
Очень дружных пять ребят.
(Дети разгибают по очереди пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого. Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)
1 – Гагарин,
2 – Титов,
3 – Леонов,
4 – Комаров,
5-ый женщина, а не мужчина -
Терешкова Валентина!
(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)
В космический корабль сели,
Да и в космос полетели.
Пальчиковая гимнастика "Будем в космосе летать".
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5.
(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе лететь.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля,
(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
До свидания друзья!
(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).
Пальчиковая гимнастика «В гостях у сказки»
Будем пальчики считать, (Вытягивают руки вперед, играя
Будем сказки называть: пальчиками)
Эта сказка – «Теремок». (Поочередно касаются большим пальцем Эта сказка – «Колобок». остальных, начиная с мизинца)
Эта сказка – «Репка»
Про внучку и про дедку.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад! (Показывают большой палец)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"
Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста
Пояснительная записка «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у дошкольников "Умелые ручки"
Целью моей педагогической работы является достижение положительного развития мелкой моторики рук детей через использование разнообразных методов и приемов...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Табан хурган» в первой младшей группе.
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства ...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» 2020-2022гг.
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» ...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» младшая группа
Рабочая программакружка по развитию мелкой моторики«Ладушки»младшая группа...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» (средняя группа)
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» ...