Кружок "Веселые ладошки" по развитию мелкой моторики детей младшей группы
методическая разработка (младшая группа) на тему
Кружок по развитию мелкой моторики детей младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_veselye_ladoshki.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок по развитию мелкой моторики детей младшей группы
«Веселые ладошки»
Руководители: Тихонова Н.А.
Сафронова Л. А.
«Источники способностей и дарований
детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполняемыми движениями. Такие упражнения способствуют развитию памяти ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Цель кружка: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности;
- развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формирование практических умений и навыков;
- обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Для развития моторики рук, на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами: мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты)
- аппликация.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года.
Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
Планируемый результат:
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научатся правильно держать карандаш, научатся самостоятельно и творчески работать, у детей разовьется мелкая моторика рук.
План работы кружка на год
Программное содержание :
Месяц | Тема | Задачи | Упражнения |
Сентябрь 3 неделя | «Овощи с огорода» | 1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию дви-жений, соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. 4.Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. |
|
Октябрь 2 неделя | «Рыбалка» | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2.Учить «ловить» рыбу при помощи магнита. | Дидактическое упражнение «Рыбак» |
Октябрь 3 неделя | «Транспорт» | 1.Совершенствовать мелкую моторику. 2.Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. | «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпан-ной тонким слоем на разносе, следы от машины. |
Октябрь 4 неделя | «Домашние животные» | 1.Развивать мелкую моторику. 2.Учить детей раскатывать плас-тилин прямыми движениями ладоней. 3.Воспитывать любовь к животным, фантазию. | Лепка «Угощение для кошечки, собачки» |
Ноябрь 1 неделя | «Игрушки» | 1. Совершенствовать мелкую моторику. 2. Учить детей катать из пласти-лина шарик и сплющивать его пальцами. | Лепка из пластилина «Пирамидка» |
Ноябрь 2 неделя | «Птицы» | 1.Развивать зрительное внима-ние, мелкую моторику. 2.Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать в комочки. 3. Воспитывать бережное отно-шение к птицам, желание забо-титься о них. | Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки. |
Ноябрь 3 неделя | «Чаепитие» | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Стимулировать тактильные ощущения. 3. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек. | Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку. |
Ноябрь 4 неделя | «Разноцвет-ные палочки» | 1.Совершенствовать мелкую моторику. 2.Учить собирать счетные палоч-ки по одной. | Упражнение «Собери палочки» |
Декабрь 1 неделя | «Дикие животные» | 1.Развивать зрительное внима-ние, мелкую моторику. 2.Учить детей аккуратно пере-ливать воду из стакана в тарелочки ложкой. | Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой. |
Декабрь 2 неделя | «Деревья» | 1. Развивать мелкую моторику . 2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев. 3.Воспитывать любознатель-ность, интерес к природе. | «Зимние деревья» - рисова-ние ладошками. |
Декабрь 3 неделя | «Зима. Признаки зимы» | 1. Развивать мелкую моторику . 2. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии. 3.Стимулировать тактильные ощущения. | «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками. |
Декабрь 4 неделя | «Новый год. Елка» | 1. Развивать мелкую моторику . 2.Закреплять умение рисовать пальчиками. 3.Развивать творчество, фанта-зию. | «Украшаем елочку» - ри-сование пальчиками. |
Январь 2 неделя | «Снег идет» | 1. Развивать мелкую моторику . 2. Учить разрывать лист бумаги на мелкие кусочки, подбрасывать их вверх. | Упражнение «Снегопад» |
Январь 3 неделя | «Веселые ежики» | 1. Развивать мелкую моторику . 2.Стимулирование тактильных ощущений. 3. Учить подбирать прищепку к ежику по цвету. | «Разноцветные прищепки» |
Январь 4 неделя | «Дикие животные» | 1. Развивать мелкую моторику . 2.Продолжать учить детей рабо-тать с бумагой техникой обрыва-ния. 3.Воспитывать любовь к при-роде. | «Угости белочку орешка-ми» - аппликация техникой обрывания бумаги. |
Февраль 1 неделя | «Виды транспорта» | 1.Совершенствовать мелкую моторику . 2. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии. 3. Развивать глазомер и точность. | «Дорисуй железную доро-гу» - дорисовать шпалы к железной дороге. |
Февраль 2 неделя | «Дорога для машины» | 1.Совершенствовать мелкую моторику. 2.Упражнять в умении посыпать манкой не выходя за контуры. | Упражнение «Дорожка». |
Февраль 3 неделя | «Защитники отечества» | 1.Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Учить детей завязывать узелки и бантики. 3.Стимулировать тактильные ощущения. | Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. |
Февраль 4 неделя | «Конец зимы» | 1. Развивать мелкую моторику. 2. Стимулировать тактильные ощущения. | Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль. |
Март 1 неделя | «Мамин праздник» | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. 3. Воспитывать доброжелатель-ное отношение к родителям, желание их порадовать. | Упражнение «Бусы для мамы» - нанизывание макарон на ленту. |
Март 2 неделя | «Дом» | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Стимулировать тактильные ощущения. 3. Развивать чувство формы. | «Домик для Мишутки» - рисуем на манке. |
Март 3 неделя | «Домашние животные» | 1. Развивать мелкую моторику . 2. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, учить детей рисовать волнистые линии. 3. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них. | Упражнение «Нарисуй хвост коню». |
Март 4 неделя | «Волшебная ложечка»» | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Учить детей аккуратно пере-ливать воду из одной емкости в другую при помощи ложечки. | Упражнение «Не разлей воду» |
Апрель 1 неделя | «Весна» | 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Продолжать учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами. | «Цветы на полянке» - цветы из пластилиновых дисков. |
Апрель 2 неделя | «Звонкая капель» | 1. Развивать мелкую моторику . 2. Учить создавать несложную композицию с помощью прище-пок. | Упражнение «Капель» - с помощью прищепок ими-тируем капель на картоне в виде крыши. |
Апрель 3 неделя | "Весеннее солнышко" | 1.Развивать мелкую моторику. 2.Стимулирование тактильных ощущений. | Упражнение «Веселое сол-нышко» - рисование на манке. |
Апрель 4 неделя | «Цветы» | 1. Развивать мелкую моторику . 2. Продолжать учить изображать простейшие предметы с по-мощью ладони и пальцев. 3.Воспитывать любовь к приро-де, чувство прекрасного. | «Красивые одуванчики» - рисование ладошкой. |
Май 2 неделя | «Дождь» | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Тренировать навык ритмично наносить штрихи. 3. Воспитывать желание дово-дить начатое дело до конца. | «Заштрихуй тучку по образцу». |
Май 3 неделя | «Насекомые» | 1.Развивать зрительное внима-ние, мелкую моторику . 2. Стимулирование тактильных ощущений. | Упражнение «Гусеница» - выкладывание гусеницы из пуговиц. |
Май 4 неделя | «Лето» | 1.Развивать зрительное внима-ние, мелкую моторику. 2.Развивать координацию движе-ний. | Упражнение «Арбуз» - на-кладывание на шаблон семян от арбуза. |
Примечание: перед каждым занятием проводится массаж пальчиков или пальчиковая игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....
Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...
презентация "Развитие речи и мелкой моторики детей младшей группы с использованием игровых упражнений"
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием им...
Самообразование по теме: Развитие мелкой моторики детей младшей группы дошкольного возраста через продуктивную деятельность
Материал может быть полезен для воспитателей группы общеобразовательной направленности...
«Формирование навыков самообслуживания через развитие мелкой моторики детей младшей группы»
Консультация предназначена для родителей детей младшей группы...
Проект на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшей группы»
Современные дети очень часто имеют проблемы в речевом развитии. Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики в младшей группе «Пальчиковые игры с куклой Катей» для детей 3–4 лет
Пальчиковые игры с куклой Катей.Возраст детей : 3-4 годаЦель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.Задачи:- Развивающиеразвива...