Моя психолого–педагогическая компетентность (эссе)
материал
Творческая работа, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя психолого–педагогическая компетентность
(эссе)
Образование принципиально работает на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, следовательно, экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом. «Пора осознать: все люди, от президентов до рядовых граждан, - продукт системы образования» - писал Б.С. Гершунский.Потребность социума в преподавателях, способных занять личностно – гуманную позицию по отношению к детям и к себе, еще более актуализирует проблему повышения профессиональной, прежде всего психолого-педагогической,компетентностипедагога. Проблема эта, по мнению М.И.Лукьяновой, приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации и гуманитаризации образования, перестройки учебно-воспитательного процесса на психологической основе.
В структуре профессиональной компетентности психолого-педагогическая компетентность – относительно самостоятельная подсистема – проявляет себя как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми и обозначает возможности педагога. Под психолого – педагогической компетентностью педагогапонимается совокупность определенных качеств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с детьми, их родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения в образовательном процессе.
В структуру психолого – педагогической компетентности входят три блока психолого – педагогической ориентации:
· грамотность, то есть общепрофессиональные знания;
· общие и профессиональные компетенции,обеспечивающие способность педагогаиспользовать имеющиеся у него знания в организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами(приложение 2);
· профессионально значимые для педагогической деятельности личностные качества.
Сущность психолого – педагогической компетентности педагогасостоит в направленности на ребенка как главную ценность своего труда, а также потребности в самопознании и самоизменении.Исходя из общих подходов к структуре личности, изложенных в концепциях Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, согласно которым начало формирования личности лежит в подструктуре опыта и обусловлено знаниями, умениями, навыками, можно сделать вывод, что основой психолого – педагогической компетентности педагогаявляется умение применять знания о закономерностях личностного развития человека на разных возрастных этапах в практике своей работы. (М.И.Лукьянова)
По мнению Н.В. Кузьминой, к психологическим компонентам системы профессиональной компетентности личности относятся:
· дифференциально-психологический – знания об особенностях усвоения учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного ребенка в ней, об особенностях взаимоотношений педагогас группой, о закономерностях общения;
· аутопсихологический– знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.
Высокий уровень психологических знаний позволяет педагогупереструктурировать всю систему раннее приобретенных знаний и «перекодировать новые знания таким образом,чтобы, в свою очередь, формировать у своих воспитанников/обучающихся дифференциально-, социально-, ауто-психологические компоненты усвоения этих знаний, то есть чтобы усвоение этих знаний стало средством развития их способностей» (Н.В.Кузьмина).
По мнению Г.С. Сухобской, именно психолого-педагогические знания лежат в основе анализа практических ситуаций и служат критериями оценки результативности предпринятых педагогомдействий. Только в психологических терминах можно зафиксировать те реальные сдвиги в уровне знаний и воспитанности детей, которые происходят в реальной практике и по сути своей являются именно психологическим результатом взаимодействия в образовательной среде.
Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьми осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет:
· приводить воспитанников/обучающихсяв более деятельное состояние;
· так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых и достаточной для более сильных;
· включать всех воспитанников/обучающихсяв работу.
Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого – педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию воспитанников/обучающихся. Выбор способов, с помощью которых педагог добивается тех или иных целей педагогической деятельности необходимо уметь соотнести с личностными качествами – своими и детей.
Замечено, что глубина и разносторонность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. Уровни развития педагогических знаний могут быть рассогласованы со сложившимися взаимоотношениями с субъектами образовательного процесса (детьми, их родителями, коллегами, администрацией). Опытность педагога сама по себе не приводит к структурным изменениям педагогической деятельности, характерным для высокого уровня профессионализма.Личность педагога рассматривается в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное «Я» тесно связаны системой ценностей. Невозможно рассматривать психолого-педагогическую компетентность педагога вне развития его личности. Детерминируется это, видимо, тем, что, во-первых, личность усваивает необходимые знания, умения, навыки лишь в личностном контексте. Во-вторых, овладевать профессиональным мастерством можно лишь на индивидуально-творческом уровне.
Любые психологические знания, прежде чем воплотятся в педагогическую практику, пропускаются через аффективно-ценностные «фильтры» личности, становятся личным достоянием каждого педагога, преобразуясь в собственные оценочные и понятийные категории, установки, поведенческие программы. Профессионально значимые личностные качества выступают в роли тех внутренних условий, «проходя» через которые внешние характеристики и требования деятельности преобразуются в компетентность.
Стать воспитателем – моя мечта еще с того момента, когда я училась в начальных классах. Более осознанным мой выбор стал, когда мне нужно было выбрать учебное заведение.Еще с начала обучения я поняла, что профессия воспитателя требует большой ответственности. Ведь именно воспитатель отвечает за жизнь, здоровье и эмоциональное благополучие детей во время их нахождения в детском саду.Совсем скоро я перейду на второй курс и мне хотелось проанализировать те компетенциями, которыми я овладела на данный момент. Всю серьезность данной профессии я поняла на первой практике, когда мне нужно было напрямую взаимодействовать с детьми. Было немного трудно в первый день, потому что это был мой первый опыт организации деятельности детей, к тому же их было немало.Также немаловажный фактор – умение взаимодействовать с коллегами и руководством. Могу с уверенностью сказать, что я легко нахожу общий язык и располагаю к себе людей, проблем с этим у меня не было. Когда у меня возникали какие-либо трудности или появлялись вопросы, то воспитатель всегда оказывал мне помощь.
На занятии по изобразительной деятельности я использовала ИКТ средства, а в частности интерактивную доску. Вообще, сейчас век технологий и детям информация подается в более интересном формате, благодаря чему интерес к различным видам деятельности у детей высокий. Практика была направлена на укрепление здоровья детей и их физическое развитие, чтобы занятия проходили интересно, я подбирала новых героев, интересные упражнения. Также воспитатель должен следить за состоянием игрушек, мебели, инвентаря в физкультурном зале и игровой площадке, это очень важно, так как от этого зависит жизнь и здоровье детей. Также, я заполняла различную документацию во время практики : дневник, отчеты, разработка конспектов. Чтобы успешно составить конспект необходимо учитывать возрастную группу детей, их здоровье и соответствие программе.Важно наблюдать за здоровьем детей, увидеть, если кому-то из детей станет плохо и сразу же сообщить медицинскому работнику, так как организм ребенка еще не окреп полностью, и последствия могут быть непредсказуемы.
Самое яркое мероприятие во время практики – это физкультурный досуг, в котором совмещены физические упражнения, герои и развлечения в виде загадок, викторин и прочего. Это было очень увлекательно, дети были в восторге и очень активны. В таких мероприятиях можно освещать важные темы, а дети будут лучше их воспринимать.
В колледже мне осталось учиться еще два года, за которые я планирую овладеть всеми профессиональными и общими компетенциями,чтобы стать профессионалом своего и получать отдачу от детей в полной мере. Чтобы достигнуть целей, которые я поставила, мне необходимо читать больше литературы, ходить на различные тренинги, которые повысят мою профессиональную квалификацию. Главное – постоянно совершенствоваться, и как личности, и как педагогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования психолого - педагогической компетентности родителей одарённых детей в условиях ДОУ.
В развитии, воспитании и формировании одарённого ребёнка главную роль, несомненно, играет семья. Часто мы в своей практике сталкиваемся с непониманием родителями особенностей развития одар...
Психолого-педагогические условия обогащения эмоциональной компетентности детей 5-7 лет
Работа посвящена исследованию «эмоционального интеллекта» и определению условий формирования «эмоциональной компетентности» у детей. Эмоциональная компетентность оказывает значимое влияние на способно...
Психолого-педагогические условия обогащения эмоциональной компетентности детей 5-7 лет
Работа посвящена исследованию «эмоционального интеллекта» и определению условий формирования «эмоциональной компетентности» у детей. Эмоциональная компетентность оказывает значимое влияние на способно...
Влияние психолого-педагогической компетентности родителей на уровень подготовки детей к школьному обучению.
Первый школьный звонок… Как много ожиданий, надежд, волнений связы¬вают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождени...
Опыт работы «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»
Обобщенный опыт работы педагога-психолога ДОУ....
Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
Профессиональное образование сегодняшнего дня ориентировано на компетентностную модель профессиональной подготовки специалистов. Эта тенденция определена современными нормативными документами: Федерал...
«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»
ЧОУ ДПО «Институт новых технологий и образовании»...