Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств к культуре своего народа. – «Патриотизм-это любовь и уважение к своей Родине»
проект (подготовительная группа)

Степанова Екатерина Николаевна
Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств к культуре своего народа. – «Патриотизм-это любовь и уважение к своей Родине»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchtentiya_stepanova.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств

к культуре своего народа. – «Патриотизм-это любовь и уважение к своей Родине»  

Степанова Екатерина Николаевна  

воспитатель первой категории

Дьяконова Анна Егоровна

воспитатель высшей категории,

МБДОУ Д/с №39 «Ромашка» ГО «город Якутск»

«Родина для человека- самое дорогое и священное,

без чего человек перестает быть личностью.»

В.А. Сухомлинский.

Актуальность.  Проблема патриотического воспитания детей в современном мире сложна и актуальна. Патриотическое воспитание – понятие емкое. Любовь дошкольника к Родине и к своему родномукраю начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, с любви к своему дому.

В настоящее время в современной семье забыты нравственные традиции. Занижен авторитет отца, так как воспитанием детей в основном занимаются мамы. Родители мало времени уделяют детям, порой безразлично относясь к ребенку, его запросам и интересам. Ведь чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, нам взрослым, надо научить его любить отца, мать, а родителей, в свою очередь, окружить любовью и заботой своих детей. Научим его так любить- значит сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.

И поэтому сейчас возникает необходимость вернуться к историям, традициям, культуре нашего народа. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Он связывает свое чувство любви с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце, где получал первые уроки жизни.

Мы считаем, что метод работы позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. 

Цель:Развитиеу детей патриотических чувств через приобщение к истории Родного края и культурном наследии.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями Республики Саха (климат, животный и растительный мир, полезные ископаемые). Расширять представления о коренных народах, их быте и традиционных занятиях.

2. Развивать творческие способности детей. Способствовать физическому, музыкально - эстетическому и духовно - нравственному развитию через якутские народные игры, песни, танцы, виды спорта.

3. Воспитывать любовь и привязанность к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям, своей семье, дому, детскому саду, города, республики.

Предполагаемый результат:

- Формирование у дошкольников основ патриотизма.

- Тесное сотрудничество детей, родителей и воспитателей в ходе решения задач проекта.

- Усвоение норм поведения и взаимоотношений между людьми.

- Знание улиц своего города, историю возникновения и развития родного города.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный: Создание условий для самостоятельной и совместной деятельности.

-подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

- выставка детских работ, папка передвижки.

- рассматривание картин о Якутии, беседы, иллюстрации с одеждой и орнаментами якутов, чтение краткого пересказа олонхо и дидактических игр. 

II этап – основной:Формы и методы работы с детьми по 5 образовательным областям.

Социально – коммуникативное развитие:

Дидактические игры"К нам пришли гости", "Вежливый разговор", "Назови одежду", «Назови посуду», сюжетно-ролевые игры "Семья", "Дочки - матери", викторины "Достопримечательности Якутии", "Растительный и животный мир Якутии", цикл занятий «Тереебуттерутдойдум – Саха сирэ», «Путешествие в историю», «Быт и традиции народов Якутии», рассматривание фотографий и картин родного края, беседа о том, что на них изображено. Составление генеалогического древа.

Познавательное развитие:

 Цикл занятий "Карта Якутии", " Климат Якутии", "Природные зоны Якутии", "Растительный и животный мир Якутии", "Полезные ископаемые", "Коренные народы Якутии". Викторины "Узнай по голосу (животные Якутии)", "Да-нет (растения Якутии, "Найди полезные ископаемые".Просмотр видеофильмов и презентаций "Путешествие по родному краю", "Таежные животные", "Ленские столбы", «Зоопарк Орто Дойду», "Открытие якутских алмазов". Дидактические игры "Узнай по описанию", "Пернатые друзья", "Какую рыбу поймали", настольные игры «Куерчэх», «Тырыынка», «Хабылык», «Хаамыска», «12 ыйбэлиэлэринэндомунуо», «Таал – таалэмээхсин», «Познай свой край» и исследовательские работы. Экскурсия по музеям: «Россия – Моя история», «Музей Мамонта», «Дом – музей им. Е. Ярославского.

Художественно – эстетическое развитие:

Знакомство с альбомом иллюстраций одежды и орнаментами народов Якутии. Выставка рисунков "Моя семья", "Времена года", "Продолжи орнамент", "Дорисуй", «Закладка в книгу с использованием орнамента народов Якутии", "Мой чороон", "Цветы Якутии", "Животные Якутии" и выставка поделок.

Музыкальное: звучание хомуса, якутские песни, якутские танцы иосуохай.

Речевое развитие:

Составление творческих рассказов "Мой любимый город",

"Я люблю свою маму", "Моя семья", знакомство с пословицами, скороговорками, сказками народов Якутии.

Физическое развитие:

Якутские спортивные игры «Игры предков», «Ойбонтонуулааhын», «Мастардаhыы», «Бэгэччэктэhии», прыжки  куобах, кылыйыы.

Взаимодействие с родителями:

Беседы с родителями о важности данной проблемы, оформление папки – передвижки «Моя родина - Якутия», «Достопримечательности Якутии»; консультации «Ребенок и окружающий мир»«Расскажите детям о своем любимом месте Якутии»«Куда пойти с ребенком в выходной день»

3. Заключительный этап

Обобщение результатов работы в виде презентации "Познай свой край родной»".

Результат работы:

Подводя итог на основании проведенной работы, можно сделать выводы:

  • что воспитанники, имеют представление о большой и малой Родине, о родном крае, его культуре, традициях, природе.

• Знает животный и растительный мир своей республики.

• Проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям, достопримечательностям Якутии.

• Обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении.

• Привлекает внимание взрослых и детей к интересным общественным явлениям, стремиться к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно- следственные связи.

• Желает продолжать обычаи и традиции семьи, детского сада, города.

• Использует якутский орнамент и узор в продуктивно - творческой деятельности.

• Умеет самостоятельно организовывать и играть в якутские народные игры.

• С радостью участвует в праздниках и развлечениях.

В заключении хочу отметить, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества. Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. Ознакомление с окружающей действительностью.:«Педагогическое общество», 2001
  2. Андросова Ю. В., Александрова Н. П. "Олонхо в игровой деятельности детей"Якутск, изд. "Бичик", 2013
  3. Аржакова В.К., Ефромов В.Д. Ознакомление дошкольников с Якутией. Якутск.1998
  4. Виноградова Н. А. "Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей". Москва, "Айрис – пресс", 2008.
  5. Герасимова З., Н. Козачек. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / // Дошкольное воспитание. – 2001.
  6. Ильина Л.П. Национальная традиция народа Саха на основе экологического обучения и воспитания. Якутск. 1988.
  7. Лыкова И. А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа". Москва, изд. "Карапуз – Дидактика", 2006
  8. Миханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ. 2005
  9. Пестерев В. И., Илларионова М. К. "По родному краю". Якутск, изд. "Бичик", 2014
  10. Попова Л. Н. "Пословицы и поговорки". Якутск, изд. "Бичик",2012
  11. Федоров И. Г., Васильев П. К. "Уклад жизни народа Саха. Иллюстрированный словарь". Якутск, изд. "Бичик", 2012
  12. Чехордуна Е. П. "Земля Олонхо. " Краткий пересказ олонхо П. А. Ойунского "НюргунБоотур Стремительный". Якутск, изд. "Бичик", 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья"

В статье отражена работа по воспитанию духовно-нравственных чувств посредством знакомства с понятием "семья"...

"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...

Консультация: «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди- это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. И какую бы сторону развития ребёнка мы ни рассматривали, всегда скажется, что главную роль в...

Родительское собрание на тему: «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством семейных традиций».

Родительское собрание на тему:   «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством семейных традиций»....

Консультация "Влияние коми народных подвижных игр на воспитание чувств уважения к своему народу"

Консультация "Влияние коми народных подвижных игр на воспитание чувств уважения к своему народу"...