Сказкотерапия - инструмент нравственного развития дошкольников.
методическая разработка (средняя группа)
Сказкотерапия - инструмент нравственного развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказкотерапия - инструмент нравственного развития дошкольников. | 256.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Канашская средняя общеобразовательная школа»
Шадринского района Курганской области
Чистова Наталья Валерьевна
воспитатель дошкольной группы
1 квалификационная категория
Тема опыта:
Сказкотерапия - инструмент нравственного развития дошкольников.
Технологическое описание опыта
Сказкотерапия - инструмент нравственного развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска для принятия правильных решений.
Цель опыта:
• Создание коммуникативной направленности ребенка.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.
• Создание в деятельности благоприятной атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Задачи:
· Развитие эмоциональной сферы ребенка.
· Развитие коммуникативных навыков.
·Снятие эмоционального напряжения, обучение конструктивным способом выплескивания агрессии, релаксация.
· Обыгрывание проблемного поведения ребенка в актуальных для него ситуациях.
Возраст детей: средняя группа (4-5лет)
Актуальность опыта:
Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания, разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются острыми и трудно переносимыми в силу незрелости его нервной системы. Выделяют две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь у ребенка быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида или душевная травма или само нападение. Очень часто страх порождается нарушениями в социальных отношениях ребенка и окружающих его взрослых. Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Ребенок хочет получить куклу или конфету, спрыгнуть с лестницы, бросить мяч в вазу-разнообразие таких желаний не имеет границ. Только малая часть их может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка или для взрослых. Во всех остальных случаях приходится ограничивать требования ребенка. Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Это часто встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми. Они заставляют ребенка что-то делать, вызывая у него реакцию протеста. Большое значение для проявления агрессивности в дошкольном возрасте имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе. В различные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы: интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Среди дошкольников ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовывать игру, придумывать сюжет, распределять роли. Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Агрессивность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемлением самолюбия. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов. Учитывая все эти факторы, я решила подобрать комплекс занятий для снятия агрессивных проявлений у детей и обучение их навыкам конструктивного общения. Одним из эффективных методов снятия агрессивности является сказкотерапия. Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их. Следующим приемами снятия агрессивности у детей через сказку являются: Прорисовывание, лепка, аппликация, конструирование сказки.
Новизна:
Существует необходимость во взаимодействии с детьми по данному направлению, так как это многосторонний процесс, где развивается:
- активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
- самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
- творчество — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
- эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
- произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
- связная речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям
Направления работы:
. Нравственное развитие
. Познавательное развитие
. Развитие творческих способностей
.Речевое развитие
.Социально-коммуникативное развитие
Основной формой работы является образовательная деятельность один раз в неделю – 32ч. Индивидуальная работа предполагается в свободное от ОД и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.
Содержание работы:
Занятие проводится 1 раз в неделю, их продолжительность до 20 минут. Целевая аудитория: дети от 4 -5лет. Количество 8-10 человек, или вся группа.
Технология занятия.
Первоначально занятие строится на слушании и обсуждении детьми поучительной сказки. Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.
Следующим приемом снятия агрессивности у детей через сказку являются: Прорисовывание, лепка, аппликация, конструирование сказки.
Они дают:
∙ возможность выразить свои чувства с помощью образов, т.е. освободиться от гнетущих эмоций. Рассказывание сказки по кругу, драматизация сказки, рассказывание сказки наоборот помогают корректировать проявление негативных поведенческих реакций, помогают ребенку встать на позицию, противоположную своему обыденному поведению, формируют новый опыт поведения, помогают выразить свои чувства, мысли, умения выслушивать собеседника
∙ Разыгрывание сказочных проблемных ситуаций помогает ребенку встать на позицию обиженного героя, почувствовать себя в роли слабого.
Каждое занятие строится на уважении и доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Использование художественной литературы и сюрпризных моментов делают ОД еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на нравственное развитие дошкольников.
Использование тематического принципа построения образовательной деятельности позволяет добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Количество ОД, входящей в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же подгруппой. Использование тематических блоков позволяет переводить ОД из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели .
Методы и приемы обучения:
1. Наглядные (иллюстрации и картины, мультимедия, игровые персонажи).
2. Словесные (беседа, художественное слово,вопросы, рассказывание сказок по картинам и иллюстрациям).
3. Практические (моделирование сказок).
4. Игровые (игры-драматизации, режиссерские игры, сюжетные, подвижные, дидактические ,игровые проблемные ситуации)
Этапы работы:
1. Анализ сказок
Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.
2. Рассказывание сказок
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения.
3. Переписывание сказок
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д.
4. Постановка сказок с помощью кукол
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы.
5. Сочинение сказок
Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе
Ожидаемый результат:
Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление
∙ доброжелательности; преобладание положительных эмоций;
∙ способность сдерживать негативные эмоции;
∙ изменение характера общения с использованием конструктивных приемов;
∙ изменение в продуктивной деятельности детей: появление ярких красочных рисунков, выбор позитивных ролей в играх, изменения в речевых высказываниях (исчезновение нецензурной лексики, брани).
Работа с воспитателями предусматривает: беседы, консультации, мастер-классы, семинары -практикумы.
Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи.
Перспективное планирование дополнительного образования детей является вариативым, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм ОД, времени прохождения материала.
Перспективное планирование работы
сентябрь | Эмоции Э. Мошковская «Встало солнце кислое» Игры и упражнения «Я и эмоции» Использование дразнилок Урок 1-про медвежонка Песня «Вместе весело шагать»(сл. Матусовского, муз Шаинского) |
октябрь | Культура общения С.Маршак «Урок вежливости»,А.Барто «Вовка –добрая душа» Разработать нормы поведения «Уроки вежливости и этикета» Беседа «Общение со сверстниками» Игра «пожалуйста» Урок 2-про крокодильчика |
ноябрь | Культура взаимоотношений В.Маяковский»Что такое хорошо?» Рассматривание картинок, изображающих ситуации положительных и отрицательных поступков, обсуждение Д.игра «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?» Урок 3-про зайца с рюкзачком |
декабрь | Дружеские отношения Б. Заходер «Мы друзья»,Н.Саксонская «Подружки, С.Михалков «Хорошие товарищи»,Л.Толстой «Лев и собачка» Обсуждение пословиц «Нет друга -ищи, а нашел береги» Правила дружбы. Беседа «Умеешь ли ты дружить?» Тренинговое упр.»Что бы ты пожелал товарищу?» Песня «Настоящий друг»(муз. Б.Савельева, сл. М. Пляцковского) Урок 4-про львенка в школе |
январь | О дружбе С.Михалков»Как друзья познаются»,Л.Толстой «Два товарища»,В.Осеева «Синие листья». Обсуждение пословицы «Помогай другу везде-не оставляй его в беде» Беседа «Друг в беде не бросит» Песня »Все мы делим пополам» (муз и сл . Шаинского) Урок 5-про королеву капризулю |
февраль | Кто я? Тренинговое упр.»Как можно нас назвать по разному?» Тренинговое упр «Комплимент» Урок 6 –про дерево характеров |
март | Трудолюбие Н.Носов «На горке», ненецкая сказка «Кукушка». Обсуждение пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья». Урок 7-про кабанчика |
апрель | Самостоятельность «Все ,что можешь-делай сам!»-наши правила. Совместная трудовая деятельность детей. Урок 8-про настроение |
май | Честность Н.Носов «Огурцы»,»Карасик». Л.Толстой «Косточка» Правила честности. Урок 9-про зайчика, который обиделся на свою маму |
Приложение
Список сказок, которые можно использовать при коррекции поведения. .Сказка «Петушок и бобовое зернышко»
∙ Ненецкая сказка. «Кукушка.»
∙ Сказка «Волк и семеро козлят.»
∙ Л.Н.Толстой. «Отец и сыновья.Дед и внуки.»
∙ К.Ушинский.Умей обождать
∙ О.Пройслер.Сказка «Неприятности.»
∙ Как поссорилась иголка с ниткой
∙ В.Щергин.Рифмы-обзывания.
∙ Л.Киселева. Крошка Енот.
∙ Притча.Ядовитая змея.И.Фурманова
∙ Сказка «Два жадных медвежонка»
∙ .Африканская сказка «Кто лучше».
∙ Сказка.Лиса и кувшин.
∙Нар.Потешки.
∙Нехотелка..Е.Синицина
∙Басни Крылова.Лебедь,рак и щука.
∙ Стрекоза и муравей.
∙ Ворона и лисица. Лиса и виноград
∙ Н. Носов Фантазеры
∙ Л.Фесюкова Сказка «Как лисичка бычка обидела»
Литература
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Просвещение, 2011.
- Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль. Академия развития.1996.
- Е.И.Синицына Умные сказки. Умные стихи.Москва.Лист.1997.
- Л.П.Стрелкова Уроки сказки.М.Мир.1989
- Л.Б. Фесюкова. Воспитание сказкой.М.Фолио.2000
- С.И. Семенака. Учимся сочувствовать,сопереживать.М.Аркти.2003.
- С.И. Семенака. Уроки добра.М.Аркти.2005.
Учебно-методическое обеспечение
Магнитофон, фотоаппарат, атрибуты для игр, диски с познавательной информацией, книги, ноутбук, планшет, мультимедиа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аппликация, как инструмент всестороннего развития дошкольника.
В статье раскрывается роль аппликации во всестороннем развитии дошкольника, выделяются виды аппликации и приводятся примеры нестандартных техник аппликации....
Сказкотерапия как способ развития дошкольника.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те илииные эмоциональные или поведенческие затруднения, является сказкотерапия.Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей ...
"Влияние методов сказкотерапии на речевое развитие дошкольников с ЗПР"
Исследуется влияние применения элементов сказкотерапии в старшей дошкольной группе...
«Сказкотерапия как средство духовно-нравственного развития дошкольника»
Сообщение на тему «Сказкотерапия как средство духовно-нравственного развития дошкольника»...
ТРИЗ как инструмент креативного развития дошкольников
Представлена презентация консультации для воспитателей на тему: "ТРИЗ как инструмент креативного развития дошкольников"...
Презентация "Сказкотерапия как средство духовно-нравственного развития дошкольников"
Цель сказкотерапии – воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста....