Сказкотерапия как способ развития дошкольника.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Попова Татьяна Евгеньевна

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или
иные эмоциональные или поведенческие затруднения, является сказкотерапия.
Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya_kak_sposob_razvitiya_doshkolnika.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как способ развития дошкольника.

Воспитатель Попова Т.Е.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или
иные эмоциональные или поведенческие затруднения, является сказкотерапия.
Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями.  Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном
и младшем школьном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится
специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации,
т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
При этом ребенок отожествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих
взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по
сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым,
но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки,
только ориентированы на какую-либо проблему.

Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется
формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о
предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок
начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело,
строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет
наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с
человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной
ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении
ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно
выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа
сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного
пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Что могут дать такие сказки для детей?
Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что
родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для
разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь
трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда,
надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они  поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение -
результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с
необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая
ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование на песке как способ развития дошкольников

В нашем детском саду «Рябинка» летом дети очень любят играть в песочнице, придумывая сказку и рассказывая ее, строят подземный город, подводный мир и много интересных вещей. Приезжая из отпуска с моря...

Метод сенсорного воспитания как способ развития дошкольников

Статья (можно использовать как консультацию для родителей) в которой рассказывается что такое сенсорика, какие этапы сенсорного воспитания проходят дети, содержание психологического развития дошкольни...

"Влияние методов сказкотерапии на речевое развитие дошкольников с ЗПР"

Исследуется влияние применения  элементов сказкотерапии в старшей дошкольной группе...

Игры с кинетическим песком, как способ развития дошкольников (по технологии Андреенко Т.И.)

Пособие поможет педагогам в увлекательной форме организовать образовательную деятельность с детьми во время пребывания в детском саду в НОД, в совместной деятельности в свободное время, в период адапт...

Сказкотерапия - инструмент нравственного развития дошкольников.

Сказкотерапия - инструмент нравственного развития дошкольников....

Презентация СКАЗКОТЕРАПИЯ в речевом развитии дошкольников

Презентация СКАЗКОТЕРАПИЯ в речевом развитии дошкольников...

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие дошкольника

Дошкольное детство – важный период развития эмоций ребенка, его впечатлительности, открытости новому. Дети в этом возрасте воспринимают социальные и культурные ценности, налаживают взаимоотношен...