Аппликация, как инструмент всестороннего развития дошкольника.
статья по аппликации, лепке по теме
В статье раскрывается роль аппликации во всестороннем развитии дошкольника, выделяются виды аппликации и приводятся примеры нестандартных техник аппликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_applikatsiya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аппликация, как инструмент всестороннего развития дошкольника.
Дошкольное детство - период в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок любит активную деятельность, стремится к ней, и нужно поддерживать это стремление, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность, а в частности аппликация. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Аппликация («прикладывание») - это один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон и наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью клея, ниток. Аппликация - эффективное средство познания окружающей действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Задачи, которые позволяют решить занятия аппликацией:
- Умственное воспитание
- расширять запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- формировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- развивать речь детей, обогащать словарный запас, формировать связную речь, развивать образную, связную речь.
- создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
- Сенсорное воспитание
- создавать условия для непосредственного, чувствительного знакомства с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
- развивать мелкую моторику
- Нравственное воспитание
- воспитание у детей любви ко всему лучшему, справедливому.
- воспитывать нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
- Трудовое воспитание
- формирование умения вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков.
- формировать трудолюбие через участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
- Эстетическое воспитание
- воспитывать:
- чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний.
- чувство ритма, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей.
- чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.
- постепенно развивать художественный вкус.
В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов. В аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Аппликация может быть:
- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетной, отображающей те или иные события;
- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений чаще склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
Реже можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации. Однако, работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Виды нестандартных техник аппликации.
Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация.
Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация.
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация.
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квиллинг.
Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Возможно, полностью выполнить работу в технике «квилинг» дошкольнику будет сложно, но некоторые элементы, например ветер или волны он выполнить вполне в силах.
Торцевание.
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.
Аппликация из салфеток.
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:
- возможность создавать шедевры без ножниц;
- развитие мелкой моторики маленьких ручек;
- развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
- широкие возможности для проявления креатива.
Аппликация из крупы.
Деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы очень привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из соломы.
Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
Аппликация из засушенных растений.
В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционной техники рисования, как инструмента для всестороннего развития дошкольника.
В статье раскрывается значение использование нетрадиционных техник рисования в развитии ребенка, приводятся примеры таких техник....
Театрализованная деятельность как инструмент всестороннего развития ребёнка раннего возраста.
Статья о развитии детей раннего возраста посредством вовлечения их в театрализованную деятельность....
Значение аппликации для всестороннего развития дошкольников.
Статья про значение аппликации для всестороннего развития детей 4-5 лет...
«Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»
laquo;Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»...
Консультация для педагогов "Использование геокешинга как педагогического инструмента в процессе всестороннего развития дошкольников в условиях детского сада
Знакомство педагогов с геокешингом и его применение в воспитательном процессе....
Значение аппликации для всестороннего развития дошкольников
презентация...
Конспект мастер - класса "ФАНКЛАСТИК - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА"
Цель: познакомить участников мастер-класса с разнообразными приёмами использования конструктора «Фанкластик» в работе с детьми старшего дошкольного возраста....