Проект по работе с семьей
проект (старшая группа)
Проект по работе с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи
«Вместе мы- одна семья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_roditelskiy_klub_okt.2021.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №133 компенсирующего вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Проект по работе с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи
«Вместе мы- одна семья».
Воспитатель: Ульяничева М.А
Учитель-логопед: Кузнецова А.И.
Санкт – Петербург
2021
Актуальность: Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для этого необходимо в своей работе использовать нетрадиционные формы общения с родителями, т.к. обычных рекомендаций родители чаще всего могут не слышать, или даже воспринимать агрессивно. Необходимо приобщить родителей к процессу обучения и воспитания, дать им возможность прочувствовать, попробовать и убедиться на собственном опыте.
Цель: создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями и родителей между собой:
Задачи:
- Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития
- Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи дошкольников.
- Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.
- Способствовать приобщению родителей к воспитательно-образовательному процессу.
- Объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка,
- Установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду,
- Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Проектная идея.
Объединить родителей, воспитателей и детей в совместной деятельности: развитие речи детей.
Тип проекта.
Информационный, проблемно-поисковый, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед, воспитатель группы «Сказка» ГБДОУ д\с №133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.
Методы реализации проекта:
- Анкетирование, мониторинг социального состава семьи.
- Проведение родительских собраний.
- Беседы, индивидуальные консультации,
- Заседание «Родительского клуба».
- Экскурсии
- Прогулки по городу
- Посещение театров и музеев.
- Участие в акциях, выставках, подготовке к праздникам;
∙ развлекательные, игровые досуги, спортивные мероприятия, дни здоровья;
∙ совместные занятия родителей с детьми;
Этапы реализации проекта:
- Первый этап — подготовительный (оформление стендов наглядной информации, работа с детьми, родителями и педагогами).
- Второй этап — организационно-практический (определение форм работы с родителями в группе, планирование этапов работы на год по взаимодействия с родителями, анализ, обработка материалов по проекту)
- Третий этап — заключительный (подведение итогов, выводы)
Формы взаимодействия родителей и педагогов:
- информационно-аналитические
- досуговые
- познавательные
- наглядно- информационные формы.
- Дистанционные
Информационно-аналитические формы
Цель: выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
(опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.)
Досуговые формы
Цель: устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. (совместные досуги, праздники, выставки)
Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.
Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.
Познавательные формы
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими и речевыми особенностями детей дошкольного возраста, уровнем развития речи каждого ребенка, глубиной проблемы и способами ее решения, формирование практических навыков воспитания детей.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные - это значит, что на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, коррекции речевых расстройств, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.
Наглядно – информационные формы
Цель: правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. (открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.)
Дистанционные формы.
Цель: расширение возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей .(социальные сети, электронная почта ,сайт учреждения, дистанционные родительские собрания, смс- рассылка, газета группы, дистанционное обучение.
Предполагаемые трудности:
- Недоверие родителей по отношению к воспитателю на начальном этапе сотрудничества;
- Разобщённость родителей между собой;
- Стереотипное мышление в области анализа событий происходящих в группе;
- Отсутствие потребности участия в жизни детского сада.
Ожидаемые результаты:
- Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,
- Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов, увлечений.
- Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
- Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
- Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями
Продукты проектной деятельности:
- Анкеты;
- Семейные стенгазеты;
- Декорации, костюмы;
- Папки «Консультации с родителями».
- Фотоматериалы
- Презентация.
Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашей группы стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей.
Особенности организации работы родительского клуба как формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. В связи с этим стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии и включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Учитывая запросы родителей и назревшие проблемы, в нашей группе создан родительский клуб «Подсолнушки».
Во время проведения мероприятий клуба родители имеют возможность получить необходимую информацию по речевому развитию своего ребенка, обсудить возникшие трудности при выполнении рекомендаций логопеда в домашних условиях, формирования речи дошкольника и личности в целом, пообщаться друг с другом, высказаться, получить помощь логопеда и воспитателя.
Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.
Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.
Цель «Родительского клуба» – способствовать гармонизации детско-
родительских взаимоотношений, повышению психолого-педагогичекой компетентности родителей.
Задачи:
- повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателем и логопедом группы;
- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;
- привлекать родителей к использованию здоровье сберегающих технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;
- формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;
- внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями;
- переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Программа деятельности клуба разрабатывается по трем направлениям:
1.Обучение родителей.
2.Консультирование родителей.
3.Организация и проведение утренников и праздников.
В соответствии с поставленной целью и задачами разрабатываются темы работы клуба, способствующие своевременному устранению речевых нарушений, и предупреждению их отрицательного влияния на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.
При выборе тематики заседаний Родительского клуба учитываются возрастные особенности и типичные проблемы дошкольников, лексико-грамматические темы, изучаемые в детском саду, а так же наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений.
Встречи в родительском клубе проводятся 1 раз в месяц, во второй половине дня.
План работы клуба.
месяц | тема | цель | форма |
Сентябрь | «Давайте познакомимся!» | Познакомиться с участниками клуба. Наметить план работы клуба на год. Обсудить выявленные у детей речевые нарушения и причины их возникновения | Круглый стол |
Октябрь Октябрь | « Прогулка в летнем саду» «Осень в Петербурге» | Учить взаимодействию детей и родителей в процессе совместной деятельности. Научить родителей проводить предварительную работу с детьми. Пополнение знаний и кругозора о достопримечательностях родного города, об истории строения и развития культурных ценностей. Развитие внимания и памяти. | Интегрирован-ная образователь-ная деятельности по речевому развитию с элементами художественно-эстетического развития для детей и родителей. Экскурсия |
Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь | «Петропавловка» «Говорить красиво – это здорово!» «Что такое театр» «День матери» | Продолжать знакомить детей и родителей с достопримечательностями города, способствовать формированию детско-родительского коллектива группы. Обучение родителей артикуляционной гимнастике и введению поставленных звуков в речь на различных этапах автоматизации. Обучение родителей некоторым формам работы по развитию фонематических процессов у детей. Закрепить правила поведения в театре. Познакомить детей и родителей с новым видом театра. Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. | Экскурсия Практикум для родителей Посещение спектакля «Волк и семеро козлят» в детской филармонии. Совместное мероприятие с родителями |
Декабрь Декабрь Декабрь | «Снова в театр мы идем» «В гостях у сказки» «Раз, два, три, четыре, пять- Вышли пальчики играть» | приобщение детей к одному из направлений искусства – театру; воспитывать интерес и любовь к театру; вызвать у детей положительный отклик от просмотра спектакля; формирование дружеских отношений между детьми и родителями нашей группы. Продолжать знакомить детей и родителей с достопримечательностями города. Довести до сознания родителей, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Обучение родителей элементам самомассажа. | Посещение «Детского театра на Неве»,спектакль «Баба Яга и гуси лебеди» Посещение музея-макета «Петровская Акватория» Консультация. Семинар-практикум |
Январь | «Мой театр» | Продолжать знакомить детей с правилами поведения театра. Знакомить детей с разными видами театрального искусства. | Посещение спектакля в «Театре сказки у Московских ворот» «Щелкунчик» |
Январь | «Использова-ние нейропсихоло-гических методов в развитии речи детей с ТНР» | Познакомить родителей с некоторыми методами нейропсихологии для мозговой организации психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирова-ния, слухового и тактильного восприятия, пространствен-ных представлений, саморегуляции, самоконтроля, координации и баланса, нейродинамики мозга. | Мастер-класс родителей, обмен опытом Семенович Н.С. |
Февраль | «Мы по городу гуляем» | Продолжать знакомить детей и родителей с достопримечательностями города. | Экскурсия на «Стрелку Васильевского острова» |
Февраль | «Влияние шитья на развитие мелкой моторики рук у детей с диагнозом ТНР» | Обучение родителей методам способствующим развитию точности и координации движения руки и глаза (мелкую моторику рук). Показать, как возможно совершенствовать психические процессы – произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, автоматизировать поставленные звуки в словах и предложениях, развивать диалогическую и монологическую речь в процессе шитья. | Мастер-класс для родителей, проводимый Кондратьевой Ю.А. |
март | «Жизнь диких зверей весной» | Расширить культурно-образовательное пространство воспитанников и родителей; формирование целостной биологической картины мира. Задачи: 1) образовательные овладение поисковыми, исследовательскими, проектными навыками; закрепление и систематизирование знаний о многообразии живой природы; 2) развивающие: развитие умения анализировать информацию, систематизировать, обобщать, творчески перерабатывать. | Экскурсия в Зоологический музей |
Март | Влияние театрализован-ной деятельности на речевое развитие дошкольников | Приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду. Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества. Развитие творческих способностей родителей. | Мастер-класс для родителей. Совместная подготовка спектакля. |
Список литературы
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 1993.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М, 2004.
- Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города.// Управление ДОУ. 2004. №5. С. 18
- Виноградова Н.А., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. Педагогика, 1993.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.М.: Айрис – пресс, 2008.
- Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей./ [Т.Н.Доронова, Е.В.Глушакова, Т.И.Гризик и др.] М: Просвещение, 2005.
- Воспитание дошкольника в семье. Вопросы теории и методики. / Под ред. Т.А.Марковой. М. Педагогика, 1979.
- Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей.//Дошкольное воспитание. 2000. №2. С.44
- Дорохина Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей.//Ребенок в детском саду. 2003. №6. С.27.
- Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи:
современные подходы. М.: ГПИ, 2003.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.
- Общение детей в детском саду и семье./Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. М.: ИНТОР. 1990.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998г.
- Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №11. С.57.
- Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ.// Управление ДОУ. 2005. №3. С.75.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2006. С.80. 3-е изд.
- Н.Н.Давыдова. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений. //
- Е.Якушкина. Какие сетевые сообщества нужны педагогам? // Народное образование. - 2009. - №4.
- Закон РФ «Об образовании» ред. от 28.02.2012.
- Л.Е.Осипова. Работа детского сада с семьей. - М. : Издательство Скрипторий, 2008.
- О.В.Фролова. Модель сетевого взаимодействия в сфере воспитания как фактор развития образовательного пространства района // Методист. - 2009. -№1.
- Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655.
- Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ .
- Ю.В.Микляева. К вопросу о педагогической культуре родителей. // Ребенок в детском саду. - 2005 - №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод проектов в работе с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития»
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ...
Педагогический проект по работе с семьей «Главное – вместе»
Педагогический проект по работе с семьей«Главное – вместе»Тема: «Главное - вместе!»...
Проект по работе с семьей «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ»
Проект «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ» - направлен на культурно – просветительскую деятельность педагогов с родителями воспитанников КУ...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по работе с семьями воспитанников логопункта «Трудный звук, Я твой друг!»
Проект «Трудный звук, Я твой друг!» направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьм...
Социальный проект по работе с семьей "Наша большая семья"
В материале представлен проект по сотрудничеству с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности в ДОУ, активному вовлечению коллектива родителей в воспитательно-образовательны...
СЕМЕЙНЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН "СИДИМ ДОМА - НЕ СКУЧАЕМ" Проект «Дистанционная работа с семьями воспитанников. Помощь родителям в организации образовательной деятельности и досуга с детьми».
СЕМЕЙНЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН "СИДИМ ДОМА - НЕ СКУЧАЕМ" Проект «Дистанционная работа с семьями воспитанников. Помощь родителям в организации образовательной деятельности и до...