«Метод проектов в работе с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития»
статья по теме
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Метод проектов в работе с семьями, имеющими детей
с задержкой психического развития»
Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Мыслительная деятельность детей с ЗПР характеризуется снижением познавательной
активности, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью. Ограниченные навыки процесса познания,
слабое развитие речи, необычное или неуместное поведение, значительно
затрудняют взаимодействие с окружающими. В дошкольных учреждениях постоянной заботой коррекционных педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности низкая познавательная активность детей с ЗПР создает значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний. Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формировать у ребенка умение работать в коллективе, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Теоретические основы проектной деятельности.
- Из истории возникновения метода проектов.
Метод проектов возник еще в 20 –е годы XX века в США. Его называли также «методом проблем», и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность детей, с учетом его личных интересов именно в этом знании, для чего требовалась проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.
Однако в практике обучения этот метод стали использовать значительно раньше выхода в свет известной статьи В.Х. Килпатрика «Метод проектов»(1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику.
Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и др.
Педагоги 20 –х. гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т.д.
После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно - полезные дела подростков и детей. Между тем однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. метод проектов был осужден как чуждый советской школе.
В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90 –х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключающиеся в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта.
Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
- Сущность метода проектов.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом (Е.С.Полат). Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть в его основе лежит развитие познавательных навыков у детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать, развивают речь.
-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления, внимания, памяти, воображения.
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов.
По доминирующей в проекте деятельности
Познавательные, творческие, игровые, исследовательские, тематические
По продолжительности
Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные
По количеству участников
Индивидуальные, групповые, коллективные
По составу и структуре
Монопроект, мультипроект, мегапроект
Также существует классификация проектов:
Система классификаций проектов (по В. Н. Буркову, Д. А. Новикову).
Классификация Принцип классификации | Варианты |
Тип проекта По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект | • Организационный; • социальный; • образовательный; • смешанный |
Класс проекта По составу и структуре проекта и его предметной области | • Монопроект(отдельный проект различного типа, вида и масштаба); • мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления); • мегапроект — целевые программы развития регионов, отраслей и др., включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов |
Масштаб проекта По размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир | • Мелкие; • средние; • крупные; • очень крупные (принято называть программами) |
Длительность проекта По продолжительности пе-риода осуществления проекта | • Краткосрочны; • среднесрочные; • долгосрочные. |
Сложность проекта По степени сложности | • Простые; • сложные; • очень сложные |
Вид проекта По характеру предметной области проекта | • Образовательный; • научно-исследовательский; • учебный; • смешанный |
Распределение деятельности по этапам проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап Постановка проблемы | Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта) Определяет задачи. | Вживание в игровую ситуацию. Вхождение в проблему. Принимают и дополняют задачи проекта. |
2 этап Организация работы над проектом | Активизирует полученные знания детей Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность. | Планируют совместную деятельность Распределение ролей. |
3 этап Практическая деятельность по решению проблемы | Практическая помощь (по необходимости) Направляет и контролирует осуществление проекта. | Выполняют практическую деятельность. |
4 этап Презентация продукта деятельности | Побуждает к выполнению совместных действий Подготовка к презентации. Презентация. | Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют продукт деятельности. |
5 этап Подведение итогов | Подводит к формулировке вывода Ставит новую проблему | Впечатления о проекте. |
Литература
- Гульчевская В.Г., Е.А.Чекунова, О.Г. Тринитатская «Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях». – М.АРКТИ, 2011.
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
- Л.С Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ– М. АРКТИ, 2006.
- О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец «Проекты в работе с семьей» - М. Творческий центр 2012.
- http://nsportal.ru/detskii-sad/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР) Развитие умения общения с ребенком....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА, ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции ЗПР и полноценного личностного развития детей....
Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологов;Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее;Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок д...
Рекомендации дефектолога для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития. Тема: «Развитие умения общения с детьми»
Родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями....
Рекомендации дефектолога для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития. Тема: «Развитие познавательной деятельности»
Развитие психических процессов- основная задача в развитии детей с ЗПР....
Рекомендации дефектолога для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития. Тема: «Развитие познавательной деятельности»
Развитие психических процессов- основная задача в развитии детей с ЗПР....