План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста» 2019-2020гг
методическая разработка (средняя группа)
План по самообразованию "Познавательно-исследовательской деятельность детей среднего возраста" 2019-2020гг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2019-_2020.docx | 71.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
п. Лиственичный
ПЛАН
РАБОТЫ ПЕДАГОГА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
(индивидуальный маршрут развития педагога)
Воспитатель Котнева Елена Юрьевна
Средняя группа группа «Земляничка»
Дата начала ведения журнала: 15.09.2019 г
Дата окончания ведения журнала:_______
План по самообразованию на 2019 - 2020 учебный год
Тема самообразования: «Познавательно-исследовательская деятельность детей Среднего дошкольного возраста» на период с 15.09.2019г. - 30.05.2020г.
Цель работы по теме самообразования:
Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Пояснительная записка
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 3-5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность-естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.
В дошкольном возрасте - это манипуляторный центр, в котором используются разные материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктурированные (песок, вода, опилки); сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др.), емкости для игр с водой, песком, снегом. Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке, совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей.
Таким образом, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования.
Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Ожидаемый результат:
Для детей: четырех лет
- Может исследовать различные объекты окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
- Активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
- с помощью взрослого используют действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.
Для детей пяти лет:
- Умеет с помощью обобщённых способов исследовать разные объекты
- Осваивает перцептивные действия, специально разработанные системы эталонов
- Умеет получать сведенья о новом объекте в процессе его практического исследования
- умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности
- Понимает и использует в познавательно – исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
Для педагогов: умение анализировать научно-методическую литературу; умение применять полученные знания на практике; активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Для родителей: повышение компетентности родителей воспитанников по данной теме; - укрепление детско - родительских отношений. - качественное и заинтересованное участие родителей в образовательном процессе ДОО.
Перспективный план работы по теме самообразования
на 2019-2020 учебный год
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Примечания; результат |
Теоретический этап (начальный) | Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме самообразования | В течение года | Аннотация на методическую литературу |
Изучения места детского экспериментирования в предпочтении детей | Сентябрь2019г. | Использование методик направленных на изучение мотивации детского экспериментирования | |
Изучение условий организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ. | Сентябрь 2019 г. | Анкета для педагогов | |
Практический этап (основной) | Выявление участия родителей в познавательно-исследовательской деятельности ребенка | Октябрь 2019 г. | Анкета для родителей. |
Составление перспективного планирования по теме самообразования. | Ноябрь – декабрь 2019 г. | Перспективные планы (3). | |
Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты). | В течение всего периода | Консультации для родителей. | |
Разработка совместного проекта «Мир бумаги» Привлечение родителей к оснащению и оформлению развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития поисково- познавательной деятельности детей. | Декабрь 2019 г. | Методическая копилка Привлечение родителей к оснащению в группе центра «Почемучка». | |
Проведение ООД «Волшебный магнит» по познавательному развитию с элементами экспериментирования. | Январь 2020 г. | Конспект мероприятия | |
Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | В течение года | ||
Разработка совместного проекта «Солнышко». | Февраль 2020 г. | Методическая копилка | |
Проведение деловой игры с педагогами ДОУ «как? почему? зачем? | Март 2020 г. | Конспект мероприятия | |
Конкурс поделок среди родителей «Песочная фантазия на бумаге». | Март 2020 г. | Выставка поделок | |
Заключительный этап | Проведение круглого стола для педагогов «Мир экспериментирования» | Апрель 2020 г. | Презентация мероприятия |
Перспективно -тематический план работы с детьми
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»
Тема: Неживая природа. | |||||
2 младшая группа | |||||
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи | Ответственный | ||
Сентябрь | Тема: «Неживая природа. Мел и уголь» | Формирование способности сравнивать материалы по свойствам и качествам. | Воспитатели групп | ||
ООД «Уголек и мелок» | познакомить детей со свойствами древесного угля и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. | Воспитатель группы, | |||
"Волшебный пластилин» («Поиграйка») | Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования : раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем. | Воспитатель группы | |||
Игровая ситуация «Украсим кукле платье» | Закреплять знания детей о свойствах пластелина Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
| Воспитатель группы | |||
Средняя группа | |||||
1.«Песочная страна» | * Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Воспитатель группы | |||
2.«Песочные струйки» | * Познакомить детей со свойством песка- сыпучесть. Рисование удивительных картин с развитием фантазии и воображения. | Воспитатель группы | |||
3.«Чудесная глина» | * Познакомить детей со свойствами глины. Рассматривание глиняных игрушек, посуды. | Воспитатель группы | |||
Тема: | |||||
2 младшая группа | |||||
Октябрь | Тема: «Овощи» | Формировать у детей представления об овощах. | Воспитатели групп | ||
Проблемная ситуация. «Овощи с огорода». | Расширять представления о выращивании овощных культур. | Воспитатели групп | |||
Д/и «Чудесный мешочек» | Учить детей на ощупь узнавать овощи. | Воспитатели групп | |||
Отгадывание загадок об овощах. | Закреплять умение отгадывать по описанию | Воспитатели групп | |||
Чтение стихотворения «Спор овощей» | Закреплять название овощей. | Воспитатели групп | |||
Тема: «Фрукты» Беседа: «Что мы фруктами зовем» | Обучение характеризовать объект исследования в разных аспектах (лимон: по цвету — жёлтый, по запаху — приятный, ароматный, по вкусу — кислый, по тактильным ощущениям — гладкий с небольшими пупырышками и т. д.). | Воспитатели групп | |||
Чтение сказок «Про Фрукты» | Закреплять знания о фруктах. | Воспитатели групп | |||
Д/И: «Четвертый лишний» | учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь. | Воспитатель группы | |||
П/и: «Собери урожай», Х/и: «Урожай» | учить различать дары садов и огородов, соблюдать правила игры. | Воспитатель группы | |||
Средняя группа | |||||
«Свойства воды». | расширяем представление о воде, в ходе опыта выявляем способность воды принимать форму сосуда, в котором она находится. | Воспитатель группы | |||
«Вода и её св-ва». Опыт: взаимодействие воды и снега (льда). | знакомим с жидким и твёрдым состоянием воды, выделяем св-ва: прозрачность, текучесть, хрупкость, твёрдость. Чем выше t° воды, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег ( лёд). Если в воду положить лёд, то она станет холоднее. | Воспитатель группы | |||
« Что растворяется в воде?» | показать растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | Воспитатель группы | |||
«Взаимодействие воды и снега». | продолжаем знакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидкое и твёрдое). Выявляем, что чем выше t° воды, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лёд (снег) или вынести её на улицу, то она станет холоднее. Сравниваем св-ва снега и воды: прозрачность, текучесть-хрупкость-твёрдость. Проверяем способность превращения снега в воду. | Воспитатель группы | |||
«Волшебная водица». | закрепить с детьми св-ва воды: прозрачность, льющаяся, без запаха, выявить, что вода имеет вес, принимает форму ёмкости, в которую налита. | Воспитатель группы | |||
« Лёд». Изготовление цветных льдинок. | познакомить с двумя агрегатным состояниями воды: жидким и твёрдым. Выявить Св-ва и качества воды: превращаться в лёд (замерзать на холоде; принимать форму ёмкости, в которой находится; тёплая вода замерзает медленнее холодной.) | Воспитатель группы | |||
Тема: | |||||
2 младшая группа | |||||
Ноябрь | Тема: «Природные явления» | Воспитатели групп | |||
ООД «Листопад» | Познакомить детей младшего дошкольного возраста с природным явлением «Листопад» | Воспитатель группы | |||
Д/И «Найди одинаковые листочки» | Развивать внимание, память, воображение. | Воспитатель группы | |||
Занятие эксперимент «Как появляется дождь» | Показать детям на опыте образование дождя. | Воспитатель группы | |||
Чтение «Сказка про дождик» | Вызывать интерес детей к природному явлению – дождь. | Воспитатель группы | |||
Занятие- эксперимент «Откуда берется ветер» | Показать детям на простом примере как может образовываться ветер. | Воспитатель группы | |||
Добрая сказка инсценировка для малышей «Где живет ветер?». | Учить детей высказываться, развивать воображение, речь. | Воспитатель группы | |||
Беседа: «Где живет Снег» | Уточнять представление детей о снеге | Воспитатель группы | |||
ООД «Белый снег пушистый». | Закреплять представление о свойствах снега. | Воспитатели групп | |||
Средняя группа | |||||
Растения: «Сравнение листьев летом и осенью». | формируем знания о сезонных изменениях. Исследование листьев на ощупь, на запах, сравнение по форме, цвету, по возрасту. | Воспитатель группы | |||
«Мир насекомых». | знакомство с видовым разнообразием насекомых, на примере бабочки, божьей коровки, муравья. Формируем представление об их жизни, пользе, их необходимости. | Воспитатель группы | |||
«Зимой и летом одним цветом». | формируем представление о том, что иголки у хвойных, это видоизменённые листья, которые через 9 лет постепенно меняются. | Воспитатель группы | |||
«Семена растений. У кого, какие детки?» | выявить общее в строении семян (наличие ядра). Побуждаем к названию частей строения семян: ядро, оболочка. | Воспитатель группы | |||
«Как развивается растение?» | выявить циклы развития: семя-росток-растение-цветок-плод-семя. | Воспитатель группы | |||
Тема «Живая природа.» | |||||
2 младшая группа | |||||
Декабрь | « Животный мир». | Воспитатель группы | |||
Кто они – домашние животные. | Закреплять знания домашних животных, почему их так называют. | Воспитатель группы | |||
Беседа «Повадки домашних животных» | Расширять знания о жизни домашних животных. | Воспитатель группы | |||
Дидактическая игра «Угадай по голосу» | учить детей различать животных по голосу, образовывать глаголы от звукоподражательных слов ( мяукает, мычит, лает, и т.д.) | Воспитатель группы | |||
Занятие- практика «Чем любят лакомиться домашние животные» | Закрепить представление детей о кормление животных. | Воспитатель группы | |||
Дикие животные , почему их называют дикими. | Расширить знания о диких животных. | Воспитатель группы | |||
Д/И: «Что делает?» | Учить определять и называть действия животного. | Воспитатель групп | |||
Чтение П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; аппликация «Ежик» | учить внимательно слушать, выполнять инструкцию по работе. | Воспитатель групп | |||
Проблемная ситуация: «Зачем зайцу другая шубка?» | продолжать знакомить с жизнью животных в зимнем лесу, учить делать простейшие логические выводы. | Воспитатель групп | |||
Тема: «Рукотворный мир» | |||||
Средняя группа | |||||
Проект «Мир бумаги» | Познакомить детей с этапами производства бумаги. | Воспитатель групп | |||
«Какая бывает бумага?» | Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разных цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая. | Воспитатель групп | |||
-Дидактические игры «Подбери похожий» «Бумажное лото» «Бывает – не бывает» «Найди пару», «Определи на ощупь» | Закреплять представления детей о различных видах бумаги . -салфетки, цветная бумага для творчества, цветной ламинированный (глянцевый) картон, обойная бумага, журнальная, бархатная). Наждачная бумага. | Воспитатель групп | |||
- Беседа с детьми: « Может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги?» | Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Учить обследовать предмет и устанавливать причинно - следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду и т.д.) | Воспитатель групп | |||
«Свойства бумаги» | Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Учить детей определять и называть свойства предметов. Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях. | Воспитатель групп | |||
Чтение стихотворений С. Михалков «Лист бумаги»; Анна Штро «Подарок Другу»; Анна Штро «Мальчишке-мечтателю»; Чусовитина Ольга «Из цветной бумаги Вырежу кусочек». Загадывание загадок. | Воспринимать на слух стихотворный текст, понимать его содержание. Формировать представления детей о бумаге её свойствах и качествах. | Воспитатель групп | |||
«Разрывание бумаги» | Расширять представления детей о свойствах бумаги, закреплять умения делать выводы. | Воспитатель групп | |||
«Режем тонкую и толстую бумагу» | Совершенствовать умение определять предметы по признакам материала (картон, цветная бумага для творчества). Расширять представления детей о свойствах бумаги, закреплять умения делать выводы. | Воспитатель групп | |||
«Сминание бумаги» | Подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой, и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?. Учить сравнивать материал, из которого сделан кубик – прочный, твёрдый; а бумага – не прочная, мягкая, её можно смять. | Воспитатель групп | |||
«Сгибание листов бумаги» | Закреплять умения детей производить действия с бумагой, развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи. | Воспитатель групп | |||
«Склеивание бумаги» | Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи. Подвести детей к выводу бумажные предметы можно склеивать. | Воспитатель групп | |||
«Тонет-не тонет, намокает» | Знакомство детей с окружающим миром (свойства воды, качества материалов, действия с водой и предметами). | Воспитатель групп | |||
Тема: «Неживая природа» | |||||
2 младшая группа | |||||
Январь | Тема: «Тонет — не тонет» Занятие-эксперимент | Знакомство со способностью воды выталкивать предметы из резины, пластмассы, дерева, пенопласта. | Воспитатель групп | ||
Тема: «Тяжелый-легкий» Занятие - эксперимент | Объяснить детям, что предметы бывают легкие и тяжелые; учить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). | Воспитатель групп | |||
Тема: «Волшебный магнит»- занятие эксперимент. | Познакомить со свойствами магнита. | Воспитатель групп | |||
Средняя группа | |||||
1.«Волшебная рукавичка» | * Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Воспитатель групп | |||
2.«Предметы из металла» | * Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики. | Воспитатель групп | |||
3.«Действие магнита на предмет» | * Расширять знания, связанные с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться. | Воспитатель групп | |||
4.«Как достать скрепку из воды» | * Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе | Воспитатель групп | |||
Тема: | |||||
2 младшая группа | |||||
Февраль | Тема: «Солнце» Исследовательский проект | Пополнение знаний о солнце, свойствах его света и тепла. | Воспитатель групп | ||
Презентация «Солнце-звезда» | Дать детям представление о космосе, познакомить со звездой – Солнце. | Воспитатель групп | |||
Изобразительная деятельность Рисование Аппликация Лепка | Знакомить с разными видами рисования; Знакомить с нетрадиционными видами лепки и аппликации; | Воспитатель групп | |||
Чтение художественной литературы | расширять кругозор и знания детей о природе; | Воспитатель групп | |||
Разучивание песенок, потешек, попевок, закличек | Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца | Воспитатель групп | |||
Музыкальные досуги и праздники. | Вызвать радостные эмоции у детей. | Воспитатель групп | |||
Наблюдение. Экспериментирование | Воспитывать умение наблюдать и доказывать экспериментально. | Воспитатель групп, | |||
Игровая деятельность | развивать чувство ритма; координацию движений. | Воспитатель групп | |||
Взаимодействие с семьями воспитанников | Развивать сотрудничество дети, родители, воспитатели. | Воспитатель Групп | |||
Средняя группа | |||||
«Где ночует солнышко?» | Обратить внимание на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно. | Воспитатель Групп | |||
Солнечные зайчики | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | Воспитатель Групп | |||
Черное и белое | Познакомить с влиянием солнечных лучей на белый и черный цвет; развивать наблюдательность, смекалку. | Воспитатель Групп | |||
«Игра с тенью» | продолжать знакомить детей со свойствами света и тени. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность. | Воспитатель Групп | |||
«Что в коробке?» | познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик). | Воспитатель Групп | |||
Тема: Тема: «Человек» | |||||
2 младшая группа | |||||
Март | . Органы чувств» | Воспитатель групп | |||
Презинтация «Наши помощники». | Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза - смотреть, уши слышать, нос –определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств. | Воспитатель групп | |||
Э. Мошковская «Мой замечательный нос» | Учить слушать, отвечать на вопросы | Воспитатель группы, | |||
Д/И «Узнай по запаху» | Способствовать развитию органов чувств, тренировке обонятельного аппарата. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности | Воспитатель группы | |||
С. Капутикян «Ротик», | Приобщать детей к художественному слову | Воспитатели групп | |||
Д/И «Узнай на вкус», | обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. | Воспитатель группы | |||
Н. Орлова «Ребятишкам про глаза» | знакомить детей с детской литературой познавательной направленности. | Воспитатель группы | |||
опытно-экспериментальная деятельность: «Язычок-помощник», «Проверка зрения», «Как распространяется звук», «Где живет эхо» | способствовать познавательному развитию детей, научить их анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания детей. | Воспитатель группы | |||
ООД«Мои ушки» | познакомить детей со строением уха и с основными правилами ухода за ушами; | Воспитатель группы | |||
Средняя группа | |||||
, Тема: «Человек. Звук и слух» Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» | Закрепляем знания об органах чувств (уши, нос, пальцы, язык). | ||||
Бе Беседа- игра: «Почему все звучит?» | : подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета | ||||
Что мы знаем о себе? (Организм человека) Ушки - «подслушки». | продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес | ||||
Видимые - невидимые отпечатки | продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес | ||||
Тема: Живая природа. | |||||
2 младшая группа | |||||
Апрель | «Мир растений.» | Развивать познавательный интерес к природе. | Воспитатель группы | ||
Путешествие в лес.
| Познакомить детей с понятием «растение». Расширить знания детей о мире природы. | Воспитатель группы | |||
Рассматривание картинок «Какие бывают растения» | расшить наглядный опыт детей разнообразием растений: цветы, деревья и др., обратить внимание, что фрукты, овощи и ягоды – плоды растений. | Воспитатель группы | |||
Исследовательско-экспериментальная работа «Огород на окне» | приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым растений, развивать, наблюдательность, воспитывать интереса к миру растения. | Воспитатель группы | |||
Опытно-экспериментальная деятельность «Цветы тоже хотят пить?» | уточнить первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле, почвенном питании, об уходе за ним – создании необходимых условий. | Воспитатели групп | |||
Наблюдения «Растения на участке» | обратить внимание на растения участка, закреплять названия их частей (ствол, ветки, листочки) | Воспитатель группы | |||
Итог эксперимента «Огород на окне» | Отметить результат проделанной работы. | Воспитатель группы | |||
Беседа «Деревья и кустарники» | знакомить детей с деревьями, кустарниками, научить детей различать деревья от кустарников, различать хвойные и лиственные деревья, | Воспитатель группы | |||
П/и «Бегите к дереву, какое назову», | - активизировать знания названий деревьев | Воспитатель группы | |||
Средняя группа | |||||
«Чудеса растений» | * Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.
| Воспитатель группы | |||
«Нужен ли корешкам воздух» | * Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. | Воспитатель группы | |||
«Растениям теплую водичку» | * Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. | Воспитатель группы | |||
«Луковая грядка на окне» | * Познакомить детей со свойствами лука( цвет, запах, вкус, форма). Способами посадки лука. | Воспитатель группы | |||
Расти, семечко, расти! | формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растения; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий | ||||
Чем полезен холодный снег для растений? | формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования | ||||
Тема: Неживая природа. | |||||
2 младшая группа | |||||
Май | «Древесина, ее качества и свойства» | учить узнавать предметы, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердая, гладкая, шершавая); степень прочности; толщина и свойства (горит, не бьется, не тонет в воде). | Воспитатели групп | ||
Д/И «Найди деревянный предмет» | Закреплять умение находить деревянные предметы. | Воспитатели групп | |||
«Ткань, ее качества и свойства» | учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). | Воспитатель группы | |||
Аппликация из ткани «Лоскутное одеяло | Закреплять знания прививать эстетические навыки. | Воспитатель групп, | |||
«Свойства глины» | на основе сенсорного опыта формировать у детей представления о свойствах глины, учиться выявлять и называть свойства сырой глины (мягкая, пластичная, вязкая, липкая, хорошо мнётся, под воздействием усилий рук легко меняет форму). | Воспитатель группы | |||
«Лепка тарелочки» | Закреплять навык работы с глиной, развивать мелкую моторику. | Воспитатель группы | |||
Проведение опыта «Свойства муки» | Обогащение сенсорного опыта детей, формирование способов зрительного и тактильного обследования муки для обогащения и уточнения восприятия ее формы, цвета, запаха. | Воспитатель группы | |||
Лепка куличей из теста | Знакомство детей с народным творчеством, учить использовать разные способы лепки. Развивать мелкую моторику рук, воображение, самостоятельность | Воспитатель группы | |||
Средняя группа | |||||
| * Познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знания детей об одежде. | Воспитатель группы | |||
2.«Волшебный клубок» | * Познакомить детей со свойствами разных по фактуре нитей, видов ткани, готовых изделий из нитей. | Воспитатель группы | |||
3.«Путешествие в мир стеклянных вещей» | * Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. | Воспитатель группы | |||
4.«Стекло, его качества и свойства» | * Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества | Воспитатель группы | |||
5.«Стекло» | * Закрепить свойства стекла | Воспитатель группы | |||
6. «Лупа» | *Познакомить детей с лупой | Воспитатель группы |
Перспективный план работы с педагогами ДОУ
На 2019-2020 учебный год
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Анкетирование педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». | Изучение состояния организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ. Выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников. |
Октябрь | Методические рекомендации для воспитателей «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Познакомить педагогов с особенностями детского экспериментирования и с методическими требованиями к познавательному экспериментированию |
Декабрь | Консультация «Значение познавательно –исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Расширение знаний педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности |
Февраль | Открытый показ ООД «Удивительное рядом» по познавательному развитию с элементами экспериментирования. | Дать детям возможность включаться в совместные с взрослыми практические познавательные действия |
Апрель | Деловая игра для педагогов «Экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС» | Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства. |
Май | Отчётная презентация по теме самообразования. | Представление результата работы за год. |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Анкетирование родителей. «Отношение родителей к познавательно-исследовательской деятельности в жизни ребенка ». Индивидуальные беседы по результатам опроса. | Выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. |
Октябрь | Оснащение центра поисково-исследовательской деятельности Почемучка». Консультация «Влияние познавательной деятельности на развитие ребенка. Особенности поисковой деятельности детей 4-5 летнего возраста | Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе. |
Ноябрь |
4.Буклет «Советы родителям по познавательно-исследовательской деятельности» | . раскрыть для родителей ценность взаимоотношений с детьми в формировании познавательного интереса, как важную составляющую разностороннего развития ребенка. |
Декабрь | Фотовыставка «Мой домашний питомец» Совместный проект «Мир бумаги» | Предложить родителям рассказать об отношении детей к домашним животным |
Январь | Открытое ООД по теме «Волшебный магнит». Родители вместе с детьми показывают опыты с магнитом. | Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. |
Февраль | Памятка для родителей «Три основных способа познания окружающего мира». | Ознакомление родителей с методами и формами работы по познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников. |
Март | Совместный проект «Солнце» | Привлечь родителей к работе в проекте. Укрепление детско-родительских отношений |
Апрель | Консультация для родителей «Как увлечь ребенка? Опыты дома». | Привлечение родителей к развитию интереса к познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе экспериментов. |
Май | Родительское собрание «Наши успехи». Форма - Круглый стол с представлением презентации. | Обсуждение полученных результатов проведенной работе по поисково-исследовательской деятельности. |
Анализ литературы:
1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 112 с.
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом:
занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для
дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
10. Зубкова Н.М Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. // СПб.: Речь 2006 – 64 с.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста " Капитошкина школа"
Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в...
: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста в средней группе №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решени...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста группа №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста «Академия юных космонавтов»
Реализация данного проекта поможет детям среднего дошкольного возраста более широко понять материал по теме "Космос"....
Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность».
Цели: Формирование представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников....
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста "В мире животных"
Проект способствует формированию у детей интереса к миру животных. Разнообразные формы работы с детьми по ознакомлению с животными учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и...