Паспорт центров группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Подробное описание центров группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_tsentrov_gruppy.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт центров группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.
Центр физического развития «Здоровячок»
Задачи:
Учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности (организованной и самостоятельной).
Развивать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.
Воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества, приобщать детей к занятиям физической культуры и спорту.
Старшая и подготовительная группа
Для ходьбы, бега, равновесия:
1. Балансир-волчок - 1
2. Коврик массажный со следочками - 12
3. Шнур короткий (плетеный) - 5
4. Обруч малый – 5
Для прыжков
1. Скакалка короткая - 5
2. Кегли (набор) – 3
Для катания, бросания, ловли
1. Кольцеброс (набор) - 2
2. Мешочек малый с грузом - 12
3. Мяч большой - 6
4. Мешочек с грузом большой – 12
5. Мяч для мини-баскетбола - 2
6. Мяч утяжеленный (набивной) - 1
7. Мяч-массажерм - 1
Для ползания и лазанья:
1. Комплект мягких модулей (6-8 сегментов)
Для общеразвивающих упражнений:
1. Гантели детские - 12
2. Кольцо малое - 12
3. Лента короткая -12
4. Мяч средний -12
5. Палка гимнастическая короткая - 12
Центр сюжетно- ролевой игры «Раз, два – начинается игра»
Задачи:
Учить детей проявлять инициативность игрового поведения, отражая в темах и сюжетах игр знания о действительности, свой эмоциональный опыт, комбинируя умения и знания, полученные из разных источников.
Развивать умение к созданию самодельной «макетной» среды с использованием дополнительной игровой атрибутики и поделочных материалов для реализации своих игровых замыслов.
Воспитывать чувство доброжелательности и взаимопомощи, стремление самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.
Старшая группа
Набор для кухни: мойка, стиральная машина.
Игрушечная посуда: набор чайной, кухонной, столовой посуды.
Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).
Коляски для кукол.
Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.
Предметы-заместители.
Набор мебели «Школа».
Куски ткани (полотняной, разного цвета 1х1 м.) – 5 шт.
Емкость с лоскутами, мелкими, средними разного цвета и фактуры.
Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Салон красоты», «Аптека», «Повара», «Летчики», «Строители», «Зоопарк», «Библиотека», «Школа», «Вокзал», «Банк», «Салон сотовой связи», «Тур. агенство», «Телевидение», «Цирк».
Подготовительная группа
+
Атрибуты для игр: «Автосервис», «Морской порт», «Железнодорожная станция», «Пожарная станция», «Спасатели», «Ателье», «Фотоателье», «Вет. лечебница», «Музей».
Центр развития речи «Говорушки»
Задачи:
Учить овладевать речью как средством общения, обогащать активный словарь, совершенствовать все стороны звуковой культуры речи.
Развивать связную, грамматически правильную, диалогическую и монологическую речь.
Стимулировать речевую деятельность детей, желание участвовать в речевом общении со сверстниками, педагогом и самостоятельно.
Картотеки:
а) артикуляционной гимнастики;
б) дыхательной гимнастики;
в) пальчиковой гимнастики.
Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки и т. д.).
Пособия для развития мелкой моторики.
Старшая группа:
Картинки по лексическим темам.
Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
Игры для совершенствования грамматического строя речи. («Назови ласково», «Один-много», «Добавь слово» и. т. п.)
Игры по развитию связной речи (предметные картинки для составления описательного рассказа с опорой на схему, сюжетные картинки-сюжет многоплановый);
Игры на обогащение и активизация словарного запаса.
Словесные дидактические игры.
Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
Картинки:
а) тематические, явления природы, профессии,
б) техники специального назначения, основные части транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса)
в) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, чистый, грязный и т. д.);
г) с изображением действий (ложится спать, садится, моет, гладит т. д.);
д) с изображением синонимов;
е) с изображением животных, предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
ж) с изображением несклоняемых
существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
Зеркало или индивидуальные зеркала.
Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
Портреты писателей: М. Горький, С. Михалков, М. Пришвин, Л. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский, Е. Чарушин;
Книги, рекомендованные программой;
Энциклопедии;
«Толстые» книжки;
Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
Портреты художников – иллюстраторов (Е. Рачев, Е. Чарушин);
Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. п., выставки с рисунками детей на заданную тему.
Подготовительная к школе:
Количество книг в уголке не регламентировано.
Книги на различную тематику (рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т. д.):
2-3 сказочных произведения;
Стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
Издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
Книги, которые дети приносят из дома;
Добавляются книги на школьную тематику;
Портреты известных детских писателей, поэтов.
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
Центр математических представлений «Планета размышлений»
Задачи:
Целенаправленно формировать у детей интерес к элементарной математической деятельности.
Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Старшая группа
Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна.
Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.
Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.
Наборы объемных геометрических фигур.
«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
Счеты напольные, настольные; счетные палочки.
Учебные приборы: линейки, сантиметры, ростомер для детей, набор лекал.
Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.
Система наклонных плоскостей для шариков.
Термометр спиртовой.
Модель часов. Часы песочные (на разные отрезки времени).
Наборы моделей: деление на части (2-8).
Разнообразные дидактические, настольно-печатные игры.
Рабочие тетради по математике.
Подготовительная группа
+
Наборы головоломок; головоломки-лабиринты.
Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.
Наборы моделей: деление на части (2-16).
Рабочие тетради по математике.
Центр краеведения «Я познаю мир»
Задачи:
Расширять знания детей о родном городе, крае, стране.
Воспитывать потребность узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их. Воспитывать в детях уважение к людям труда, знаменитым землякам.
Прививать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
Формировать нравственно-патриотические качества
Формирование знаний о государственных символах страны, о многонациональном составе населения, языке, культуре.
Развитие интереса к малой Родине, формирование знаний о достопримечательностях родного города, края, России.
Знакомство детей с известными людьми города, края.
Воспитание любви к родному городу и малой Родине.
Старшая группа
Альбомы: «Мой город», «Наш детский сад», «Моя семья».
Художественная литература: стихи, рассказы и легенды, сказки, потешки, скороговорки о родном городе.
Папки с иллюстрациями, фотографиями, картинками: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Красноярского края», «Наш город во все времена года», «Труд взрослых города (детсада)».
Подвижные игры народов края.
Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
Образцы декоративно-прикладного искусства края, предметы быта народов края (иллюстративный материал).
Куклы в русских костюмах.
Герб Сосновоборска, песни о городе.
Подготовительная группа
+
Папка с иллюстрациями: «Город Красноярск в разные времена года», «Наш город» (достопримечательности)», «Профессии моей семьи», «Парк флоры и фауны Роев ручей».
Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки народов края, рассказы и стихотворения о крае, о России в целом; альбом «Моя Россия».
Подвижные игры народов России.
Элементы одежды, посуда и игрушки народов края.
Флаг, герб, гимн края и России.
Аудиоматериал «Шумы города», «Звуки леса».
Видеоматериал «Улицы города и края»…
Центр науки и экспериментирования «Почемучкино»
Задачи:
Учить устанавливать простые связи между явлениями и предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий.
Развивать интерес к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям.
Прививать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.
Старшая, подготовительная группа
Книги познавательного характера, атласы.
Схемы (таблицы, модели) с алгоритмами выполнения опытов.
Серии картин с изображением природных сообществ.
Тематические альбомы.
Коллекции, ини-музей (тематика различна, например "Изделия из камня")
Материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина".
Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена и др.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, крупа, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
Сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда.
Проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы.
Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов.
Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
Центр природы «Зеленая лаборатория»
Задачи:
Учить детей элементарным способам сотрудничества (договариваться, действовать согласованно, помогать друг другу, заботиться о своевременном завершении совместного задания).
Развивать чувство ответственности в процессе ухода за растениями и первоначальные умения учитывать при организации труда экологические, биологические, географические особенности живых объектов.
Воспитывать бережное отношение к природе, стремление доводить начатое дело до конца.
Старшая группа
Программные комнатные растения (+ аспарагус, плющ обыкновенный, амариллис, цикламен, глоксиния).
Растения характерные для различных времен года.
Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки. Фартуки.
Календарь природы:
• Картина сезона, модели года, суток.
• Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.
• Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели.
• Календарь наблюдения за солнцестоянием.
Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года», выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п.
Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.
Дидактические и развивающие игры.
Книги, энциклопедии, диски о природе.
Подготовительная группа
+
Программные комнатные растения (+ хлоро-фитум, сансевьера и каланхоэ, зефирантес, циперус, лимон)
Календарь природы:
• Картина сезона, модели года и суток.
• Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график.
• Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо.
• Календарь наблюдения за солнцестоянием.
Центр конструирования «Самоделкино»
Задачи:
Учить создавать на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора простые конструкции собственного замысла.
Развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность, способность созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе. Развивать умение конструировать знакомые объекты по схемам, рисункам, фотографиям, собственному замыслу.
Формировать умение детей договариваться и строить совместную деятельность, разворачивая сюжет игры с использованием полученных конструкций.
Старшая, подготовительная группа
Крупный, средний строительный конструктор.
Мелкий строительный конструктор.
Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма, зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка, маяк.
Конструкторы типа «Лего».
Металлический конструктор.
Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).
Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.
«Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета-трансформер, железная дорога, луноход.
Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль.
Центр художественно- эстетического развития «Город мастеров»
Задачи:
Учить детей самостоятельно пользоваться выразительными средствами.
Развивать «ручную умелость», стремление наиболее точно выражать свой замысел, проявлять творчество и самостоятельность в работе.
Формировать стремление к достижению результатов, умение преодолевать трудности, выполнять работу аккуратно и красиво.
Старшая группа
Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.
Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.
Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30, подставки для кистей, доски (20х20, розетки для клея, подносы, щетинные кисти.
Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т. п.
Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т. д.
Виды росписи («Гжель», «Хохломская»)
Картины известных художников.
Портреты художников.
Подготовительная группа
Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.
Цветная и белая бумага, картон, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.
Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30, подставки для кистей, доски (20х20, розетки для клея, подносы, щетинные кисти.
Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т. п.
Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т. д.
Виды росписи (дополняются)
Картины известных художников.
Портреты художников
Центр музыкально-театральный «Задоринки»
Задачи:
Пробудить интерес детей к театру.
Развивать первоначальные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).
Развивать память, слуховое восприятие и внимание, формировать исполнительные навыки детей.
Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
Старшая, подготовительная группа
Подиум.
Ширма, две маленькие ширмы для настольного театра, фланелеграф.
Костюмы, маски (сказочные, фантастические персонажи, атрибуты для постановки сказок.
Парики, корона, кокошник (2-4 шт.)
Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо, настольный, пальчиковый).
Атрибуты для теневого театра
Музыкальный центр.
Диски и видеокассеты с записью музыки для спектаклей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста
Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...
Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)
Задачи:ü учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü ...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...
Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.
Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...
Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»
Конспект занятия в подготовительной группе, основанный на экспериментально-исследовательской деятельности детей....
Паспорт старшей-подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.Развивающая предметно-пространственная среда &nd...