Общение - это Искусство
картотека по психологии
Метод активного слушания, как способ обеспечит свободное выражение чувств ребенка, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка. Положительные результаты активного слушания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общение - это Искусство | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩЕНИЕ – ЭТО ИСКУССТВО
ЕСЛИ МЫ СТАНОВИМСЯ ВСЕ БОЛЕЕ СПОКОЙНЫМ,
НАДЕЖНЫМИ И ДОБРЫМИ, ДЕТИ ОЧЕНЬ БЫСТРО
ОТКЛИКАЮТСЯ НА ЭТО И ТОЖЕ УСПАКАИВАЮТСЯ.
Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а также душевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь ему в этом на первых порах должен именно взрослый. Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно богатым житейским опытом, знающий особенности характера своего малыша, является для него авторитетом в первые годы жизни.
Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане общения. Они могут быть разными и варьироваться в зависимости от типа темперамента ребенка, особенностей воспитания и множества других факторов.
Парадоксально, но факт: неприятности всегда возникают «вдруг», как бы из ничего. Опять обратимся к житейской мудрости: «вдруг» и «просто так» ничего не случается. Это тоже факт. В жизни человека, как и в природе, все взаимосвязано. И возникшие у ребенка проблемы в общении не исключение.
Очень условно можно сказать, что трудности в общении у ребенка вызываются двумя причинами:
Первая связана с чрезмерным стремлением к лидерству. Другими словами, этот ребенок – эгоист. Данное качество не развивается само по себе. Оно систематически и, естественно, с благими целями культивируется родителями.
Вторую причину можно связать с излишней застенчивостью ребенка. Родители застенчивых детей скорее можно охарактеризовать как властных, авторитарных и не терпящих возражений.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ребенку не поможешь. В таких случаях лучше всего…его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли, называется это – «активным слушанием».
Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним общались грубо и несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это чувство или переживание. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.
Ответы же, по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять ее.
Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление.
Первое, если вы хотите послушать ребенка, повернитесь к нему лицом. Чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, что вы готовы его слушать и услышать. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине, смотря телевизор и.т.д
Второе, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следуют задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Третье, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями.
Четвертое, повторите ребенку, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Результаты активного слушания:
а) исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
б) ребенок начинает рассказывать о себе все больше. В одной беседе неожиданно может размотаться целый клубок проблем и огорчений.
в) ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Чтобы более глубоко понять особенности общения вашего ребенка с другими людьми и ваше отношение к ним можно провести небольшое тестирование.
- Много ли у вашего малыша знакомых – сверстников, детей старше его, детей младше его?
- Проявляет ли малыш инициативу при знакомстве с новым человеком?
- Вызывают ли у ребенка интерес новые люди? Если да, что в чем это проявляется?
- Если вам случилось оставить малыша одного, как он себя вел?
- Участвует ли ваш малыш в коллективных играх и забавах во дворе, когда к вам приходят гости?
- Может ли ребенок занять себя сам?
- Умеет ли ребенок придумывать игры и забавы для своих друзей, братьев или сестер?
- Если вашему ребенку нравиться другой малыш, как он это показывает, в чем проявляется его симпатия?
- Часто ли ваш малыш обижается?
- Что будет делать ваш ребенок, если у него отняли игрушку?
- Сможет ли малыш постоять за себя, если возникает такая необходимость?
- Что будет делать ваш малыш, если попадает в новый коллектив, в новую обстановку?
- Умеет ли ваш ребенок делиться игрушками?
- Жалеет ли ваш ребенок другого малыша, если его обидели?
- Любит ли ваш малыш ходить на детские игровые площадки?
- Любит ли ваш малыш быть в центре внимания?
После того как вы ответили, у вас получится своеобразный психологический портрет вашего ребенка. Если вы достаточно развернуто отвечали, вырисуются особенности общения ребенка, его коммуникативные предпочтения, а, возможно, и проблемы. Задумайтесь над ними, понаблюдайте за поведением своего малыша в ситуации общения с другими детьми, со взрослыми. Это даст вам дополнительную «пищу» для размышлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Искусство общения"
Представленный материал можно использовать на собрании, при индивидуальных консультациях. Содержит тесты для родителей....
Общение - это искусство
Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в план...
«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...
Искусство общения с ребенком, наказывать или прощать
Искусство общения с ребенком, наказывать или прощать...
ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация для педагогов ДОУ в свете нового "Закона об образовании в Российской Федерации", практические рекомендации, педагогические ситуации....
Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"
Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада....
Общение- это искусство.
Понимая свои ошибки и спровоцированные ими трудности в общении у детей, вы сможете найти подход к решению проблемы....