Общение - это Искусство
картотека по психологии

Васкан Ирина Евгеньевна

Метод активного слушания, как способ обеспечит свободное выражение чувств ребенка, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка. Положительные результаты активного слушания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Общение - это Искусство21.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕНИЕ – ЭТО ИСКУССТВО

ЕСЛИ МЫ СТАНОВИМСЯ ВСЕ   БОЛЕЕ СПОКОЙНЫМ, 

НАДЕЖНЫМИ И ДОБРЫМИ, ДЕТИ ОЧЕНЬ БЫСТРО 

ОТКЛИКАЮТСЯ НА ЭТО И ТОЖЕ УСПАКАИВАЮТСЯ.

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а также душевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь ему в этом на первых порах должен именно взрослый. Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно богатым житейским опытом, знающий особенности характера своего малыша, является для него авторитетом в первые годы жизни.

Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане общения. Они могут быть разными и варьироваться в зависимости от типа темперамента ребенка, особенностей воспитания и множества других факторов.

Парадоксально, но факт: неприятности всегда возникают «вдруг», как бы из ничего. Опять обратимся к житейской мудрости: «вдруг» и «просто так» ничего не случается. Это тоже факт.  В жизни человека, как и в природе, все взаимосвязано. И возникшие  у ребенка проблемы в общении не исключение.

Очень условно можно сказать, что трудности в общении у ребенка вызываются двумя причинами:

Первая связана с чрезмерным стремлением к лидерству. Другими словами, этот ребенок – эгоист. Данное качество не развивается само по себе. Оно систематически и, естественно, с благими целями культивируется родителями.

Вторую причину можно связать с излишней застенчивостью ребенка. Родители застенчивых детей скорее можно охарактеризовать как властных, авторитарных и не терпящих возражений.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ребенку не поможешь. В таких случаях лучше всего…его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли, называется это – «активным слушанием».

Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним общались грубо и несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это чувство или переживание. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Ответы же, по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять ее.

Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление.

Первое, если вы хотите послушать ребенка, повернитесь к нему лицом. Чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, что вы готовы его слушать и услышать. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине, смотря телевизор и.т.д

Второе, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следуют задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Третье, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями.

Четвертое, повторите ребенку, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Результаты активного слушания:

а) исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.  

б) ребенок начинает рассказывать  о себе все больше. В одной беседе неожиданно может размотаться целый клубок проблем и огорчений.

в)   ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Чтобы более глубоко понять особенности общения вашего ребенка с другими людьми и ваше отношение к ним можно провести небольшое тестирование.

  1. Много ли у вашего малыша знакомых – сверстников, детей старше его, детей младше его?
  2. Проявляет ли малыш инициативу при знакомстве с новым человеком?
  3. Вызывают ли у ребенка интерес новые люди? Если да, что в чем это проявляется?
  4. Если вам случилось оставить малыша одного, как он себя вел?
  5. Участвует ли ваш малыш в коллективных играх и забавах во дворе, когда к вам приходят гости?
  6. Может ли ребенок занять себя сам?
  7. Умеет ли ребенок придумывать игры и забавы для своих друзей, братьев или сестер?
  8. Если вашему ребенку нравиться другой малыш, как он это показывает, в чем проявляется его симпатия?
  9. Часто ли ваш малыш обижается?
  10. Что будет делать ваш ребенок, если у него отняли игрушку?
  11. Сможет ли малыш постоять за себя, если возникает такая необходимость?
  12. Что будет делать ваш малыш, если попадает в новый коллектив, в новую обстановку?
  13. Умеет ли ваш ребенок делиться игрушками?
  14. Жалеет ли ваш ребенок другого малыша, если его обидели?
  15. Любит ли ваш малыш ходить на детские игровые площадки?
  16. Любит ли ваш малыш быть в центре внимания?

После того как вы ответили, у вас получится своеобразный психологический портрет вашего ребенка. Если вы достаточно развернуто отвечали, вырисуются особенности общения ребенка, его коммуникативные предпочтения, а, возможно, и проблемы. Задумайтесь над ними, понаблюдайте за поведением своего малыша в ситуации общения с другими детьми, со взрослыми. Это даст вам дополнительную «пищу» для размышлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Искусство общения"

Представленный материал можно использовать на собрании, при индивидуальных консультациях. Содержит тесты для родителей....

Общение - это искусство

Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в план...

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

Искусство общения с ребенком, наказывать или прощать

Искусство общения с ребенком, наказывать или прощать...

ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для педагогов ДОУ в свете нового "Закона об образовании в Российской Федерации", практические рекомендации, педагогические ситуации....

Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"

Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада....

Общение- это искусство.

Понимая свои ошибки и спровоцированные ими трудности в общении у детей, вы сможете найти подход к решению проблемы....