Общение- это искусство.
консультация на тему
Понимая свои ошибки и спровоцированные ими трудности в общении у детей, вы сможете найти подход к решению проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Общение – это искусство"
Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а также душевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь ему в этом на первых порах должен именно взрослый. Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно богатым житейским опытом, знающий особенности характера своего малыша, является для него авторитетом в первые годы жизни.
Пока круг общения ребенка ограничен близкими людьми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане общения. Они могут быть разными и варьироваться в зависимости от типа темперамента ребенка, особенностей воспитания и множества других факторов. О них мы поговорим далее. Для начала, чтобы более глубоко понять особенности общения вашего малыша с другими людьми и ваше отношение к ним, проведем небольшое тестирование. Для него постарайтесь вдумчиво и достаточно развернуто ответить на следующие вопросы:
1.Много ли у вашего ребенка знакомых-сверстников, детей старше его, детей младше его?
2. Проявляет ли ребенок инициативу при знакомстве с новым человеком?
3. Вызывают ли у ребенка интерес новые люди? Если да, то в чем это проявляется?
4. Если вам случалось оставить вашего ребенка одного, как он себя вел?
5. Участвует ли ваш ребенок в коллективных играх во дворе, когда к вам приходят гости?
6. Может ли ребенок занять себя сам?
7. Умеет ли ребенок придумывать игры и забавы для себя и своих друзей, братьев, сестер?
8. Если вашему ребенку нравится другой малыш, как он это показывает, в чем проявляется его симпатия?
9. Часто ли ваш ребенок обижается?
10. Что будет делать ваш ребенок , если у него отняли игрушку?
11. Сможет ли ребенок постоять за себя, если возникнет такая необходимость?
12. Что будет делать ваш ребенок, если попадет в новую обстановку, в новый коллектив?
13. Умеет ли ваш ребенок делиться игрушками?
14. Жалеет ли ваш ребенок другого малыша , если его обидели?
15. Любит ли ваш ребенок ходить на детские игровые площадки?
16. Любит ли ваш ребенок быть в центре внимания?
После того как вы закончите отвечать на вопросы, у вас получится своеобразный психологический портрет вашего ребенка. Если вы достаточно развернуто отвечали, вырисуются особенности общения ребенка, его коммуникативные предпочтения, а, возможно, и проблемы. Задумайтесь над ними, понаблюдайте за поведением своего ребенка в ситуации общения с другими детьми, со взрослыми. Это даст вам дополнительную «пищу» для размышления.
Парадоксально, но факт: неприятности всегда возникают «вдруг», как бы из ничего. Был ребенок милым, улыбчивым, обаятельным, коммуникабельным. Как вдруг резко изменился: стал замкнутым, неразговорчивым, часто расстраивается, ни на минуту не отпускает от себя. Родители в недоумении: что случилось с ребенком? Опять обратимся к житейской мудрости: «вдруг» и «просто так» ничего не случается. Это тоже факт. В жизни человека, как и в природе, все взаимосвязано. И возникшие у ребенка проблемы в общении не исключение. Давайте рассмотрим ситуацию в динамике.
В среднем до 2-2,5, а то и 3-х лет круг общения ребенка составляют взрослые – мама, папа, дедушка, бабушка и т.д. (помните, мы говорим о полной семье, в которой есть оба родителя; у детей в неполных семьях часто проблемы иного плана). Его любят, о нем заботятся. Знают о его особенностях, в общем, ребенок живет в ситуации полного доверия, любви и согласия. Ему всегда готовы помочь, поддержать.
Но вот ребенок вступает в новые контакты, вокруг все непривычно: новые лица, новые характеры. И далеко не всегда эти люди готовы выполнить просьбу ребенка, согласиться с его желаниями, дать ему то, что он хочет… И начинается непонимание, недовольство, нежелание общаться. Одной из причиной такого поворота может быть искусственное ограничение контактов ребенка родителями. Да, современная ситуация, характеризуемая как высоко криминальная, не располагает к расширению круга общения. Родителям гораздо спокойнее оставить ребенка дома перед телевизором, чем отпустить во двор, в котором может случиться все что угодно, а соседские дети жутко невоспитанны. С другой стороны, в жизни могут сложиться объективные обстоятельства, которые не позволят ребенку удовлетворить естественные потребности в общении (занятость родителей, болезнь кого-то из родственников, проживающих вместе с ребенком, и т.д.). Конечно, необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы, но исходить в процессе воспитания нужно из интересов самого ребенка. Ведь он просто нуждается в разнообразных впечатлениях, в разнообразном опыте, причем как позитивном, так и негативном.
Итак, очень условно можно сказать, что трудности в общении у ребенка вызываются двумя причинами.
Первая связана с чрезмерным стремлением к лидерству. Другими словами, этот ребенок – эгоист. Данное качество не развивается само по себе. Обычно оно систематически и, естественно, с благими целями культивируется родителями.
Такой стиль воспитания психологи называют «кумир семьи». Ребенку оказывают постоянное внимание, потворствуют его прихотям и желаниям, идут у него на поводу. Ребенок очень быстро привыкает к такому взаимодействию и начинает считать его единственно верным. Естественно, что, приходя в коллектив сверстников, он начинает вести себя так же, как и в семье. Это, в свою очередь, вызывает у сверстников, с одной стороны, недоумение, а с другой, провоцирует их агрессивное поведение по отношению к «маленькому Наполеону». В итоге ребенка перестают принимать в игры, он становится обидчивым и озлобленным. А взрослые , в свою очередь, искренне недоумевают по поводу негативных изменений в поведении и характере ребенка.
Вторую причину можно связать с излишней застенчивостью ребенка. Если в первом случае родители ведут себя чересчур мягко, то родителей застенчивых детей скорее можно охарактеризовать как властных, авторитарных и не терпящих возражений. Эти родители больше всего предпочитают крик, моральные унижения, давление и т.п. Они не допускают послаблений, предъявляя ребенку повышенные требования. Ребенок не может справиться с таким нажимом, он не в состоянии открыто противостоять ему. Мир начинает казаться ему враждебным, как и люди, живущие в нем. А тогда приходит и выход: лучший способ – это избегать контактов, а поддержку можно найти в самом себе. Ребенка начинает пугать все новое и непривычное. В итоге он может начать «тихую войну», делая все назло взрослым.
Итак, понимая свои ошибки и спровоцированные ими трудности в общении у детей, вы сможете найти подход к решению проблемы.
Материал подготовлен с использованием - Г.А.Широкова «Справочник дошкольного психолога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Искусство общения"
Представленный материал можно использовать на собрании, при индивидуальных консультациях. Содержит тесты для родителей....
Общение - это искусство
Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в план...
«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...
Искусство общения с ребенком, наказывать или прощать
Искусство общения с ребенком, наказывать или прощать...
ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация для педагогов ДОУ в свете нового "Закона об образовании в Российской Федерации", практические рекомендации, педагогические ситуации....
Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"
Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада....
Общение - это Искусство
Метод активного слушания, как способ обеспечит свободное выражение чувств ребенка, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка. Положительные результаты активного слушания....