Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"
план-конспект занятия по теме
Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_v_mire_vzroslykh_i_detey.doc | 62.5 КБ |
trening_iskusstvo_obshcheniya_s_rebyonkom.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг
«В мире взрослых и детей».
№ | Задание (время выполнения задания) | СОДЕРЖАНИЕ | Примечание |
1 | Вступительное слово (2 мин.) | Психолог приветствует взрослых и детей. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы пообщаться друг с другом, поиграть и познать мир взрослых и детей. У взрослых много важных дел. Порой им некогда присесть и отдохнуть. А дети много времени проводят в детском саду. Они многое познают, им все интересно, но на общение со взрослыми остается так мало времени. Мы сегодня постараемся устроить праздник для взрослых и детей. Согласны? | |
2. | Игровое задание для детей: «Что сначала – что потом?» (10 мин.) | Психолог обращается к детям: «Ребята, иногда взрослые вас считают маленькими, а иногда они говорят, что вы взрослые. Так, например, когда вы хотите порезать хлеб настоящим ножом, взрослые говорят «Ты еще маленький», а когда вы самостоятельно завяжите шнурки или заправите постель, они говорят «Ты уже взрослый». Так какие же вы на самом деле? (ответы детей). Давайте разберемся!. У меня есть картинки, которые надо разложить в правильном порядке. Когда человек появляется на свет – он еще очень маленький, беспомощный, не умеет ходить, говорить – это новорожденные дети (затем психолог размещает картинки в правильной последовательности и комментирует их). Психолог меняет местами картинки и спрашивает, может ли так быть. | Понадобятся картинки: Новорожденный ребенок, малыш, дошкольник, школьник, студент, рабочий, пожилой человек. |
3. | Интервью «Что любят дети?», «Что любят взрослые?» (5 мин.) | Давайте попросим взрослых ответить на вопрос «Что любят дети?». Взрослые будут давать свои варианты ответов, а дети будут соглашаться или нет. Например взрослый говорит: «Дети любят смотреть мультфильмы» - «Да!» (отвечают дети); другой взрослый говорит: «Дети любят сказки» - «Да!», третий продолжает: «Дети любят, когда их наказывают» - «Нет!» и т.д. На вопрос «Что любят взрослые?» дети дают свои ответы и комментарии. Психолог награждает команду взрослых и команду детей очками за правильные ответы. Таким образом две команды получают по одному очку. | Можно использовать микрофон. |
4. | «Сказки»: Детская версия сказки «Теремок» и взрослая версия сказки «Репка» (15 мин.) | Психолог напоминает о том, что дети очень любят сказки. А вот любят ли сказки взрослые. Это мы сейчас проверим. Дети покажут им сказку «Теремок», а взрослые оценят аплодисментами. Если им понравилась сказка, то они будут громко аплодировать (других вариантов быть не может ), а это означает, что взрослые тоже любят сказки. Дети, которые показывали сказку садятся на свои места, а дети, которые смотрели сказку (и проговаривали слова автора) получают карточки с героями сказки «Репка». Этим детям необходимо будет подойти ко взрослым и отдать им свои карточки. Таким образом, будут распределены роли для взрослых. И взрослым предстоит сымпровизировать сказку «Репка». Дети помогают. И взрослые и дети заслуживают еще по одному очку. | Костюмы, декорации, карточки с персонажами к сказке «Репка» |
5. | Игра «Пойми меня» (5 мин.) | Психолог раздает детям карточки с картинками. Дети должны описать то, что изображено на их карточках, не называя картинку, а взрослые должны догадаться что же изображено на карточке ребенка. Затем взрослым, которые не участвовали в постановке сказки про репку раздаются картинки. Взрослые показывают мимикой и жестами (без слов) то, что изображено на их карточке, а дети пытаются отгадать. Снова команда детей и взрослых зарабатывает по одному очку. | Карточки для детей, карточки для взрослых. |
6. | «Музыкальная игра «Ворота» (3 мин.) | Психолог напоминает о том, что дети очень любят играть и предлагает взрослым сыграть с детьми в музыкальную игру «Ворота». Взрослые делятся на пары и стоя лицом друг к другу, берутся за руки, образуя ворота. Под музыку дети ходят по кругу, проходя через открытые ворота. Но как только музыка затихает, ворота закрываются и дети, оказавшиеся в «ловушке» тоже образуют ворота. Таким образом, формируются смешанные команды взрослых и детей. | Музыкальное сопровождение к игре. |
7. | Игра «На что же это похоже?» (5 мин.) | Командам раздаются фломастеры и шаблоны неопределенной формы (для всех команд одинаковый набор шаблонов). Каждая команда должна превратить эти шаблоны в узнаваемый предмет, дорисовав необходимые детали. Командам предлагается распределить роли так, чтобы дети определяли, во что можно превратить данный шаблон, а взрослые помогали дорисовать элементы, предлагаемые детьми. Команды показывают, во что они превратили каждый из шаблонов, сравнивают, есть ли сходства с другими вариантами других команд. Смешанные команды вновь получают по одному очку. | Фломастеры, шаблоны, музыкальное сопровождение. |
8. | Заключение. (5 мин.) | Психолог восхищается талантом и способностями детей и взрослых. Он говорит: «Представьте себе, если бы взрослые жили на одной планете, а дети на другой, то как бы было плохо и скучно. Он задает командам заключительные вопросы: Вопрос для взрослых: Для чего нам нужны дети? Вопрос детям: «Для чего нам нужны взрослые?» Детям было бы трудно без взрослых, а взрослым было бы скучно и не интересно без детей. Поэтому как хорошо, что и взрослые и дети живут на одной планете. Пусть дети радуют взрослых, а взрослые радуются за детей. Как прекрасно заглянуть в детство, поиграть с детьми, а детям доставляет удовольствие помогать взрослым и казаться большими и самостоятельными. Очень важно общаться друг с другом, познавать друг друга и играть со-вместно! Психолог подсчитывает количество очков. Их оказывается поровну. Психолог напоминает взрослым, что дети еще любят сладости, и обращаясь к детям, подсказывает, что и взрослые с удовольствиям отведают какие-нибудь лакомства. Дети берут конфеты и угощают взрослых, а взрослые угощают детей другими конфетами. | Фонограмма спокойной, таинственной мелодии. Угощения. |
1 | Вступительное слово (2 мин.) | Психолог приветствует взрослых и детей. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы пообщаться друг с другом, поиграть и познать мир взрослых и детей. У взрослых много важных дел. Порой им некогда присесть и отдохнуть. А дети много времени проводят в детском саду. Они многое познают, им все интересно, но на общение со взрослыми остается так мало времени. Мы сегодня постараемся устроить праздник для взрослых и детей. Согласны? | |
2. | Игровое задание для детей: «Что сначала – что потом?» (10 мин.) | «Ребята, иногда взрослые вас считают маленькими, а иногда они говорят, что вы взрослые. Так, например, когда вы хотите порезать хлеб настоящим ножом, взрослые говорят «Ты еще маленький», а когда вы самостоятельно завяжите шнурки или заправите постель, они говорят «Ты уже взрослый». Так какие же вы на самом деле? (ответы детей). Давайте разберемся. Когда человек появляется на свет – он еще очень маленький, беспомощный, не умеет ходить, говорить – это новорожденные дети (затем психолог размещает картинки в правильной послед-ти и комментирует их). Меняет местами картинки и спрашивает, может ли так быть. | Понадобятся картинки: Новорожденный ребенок, малыш, дошк-ник,школьник, студент, рабочий, пожилой человек. |
3. | Интервью «Что любят дети?», «Что любят взрослые?» (5 мин.) | Давайте попросим взрослых ответить на вопрос «Что любят дети?». Взрослые будут давать свои варианты ответов, а дети будут соглашаться или нет. Например взрослый говорит: «Дети любят смотреть мультфильмы» - «Да!» (отвечают дети); другой взрослый говорит: «Дети любят сказки» - «Да!», третий продолжает: «Дети любят, когда их наказывают» - «Нет!» и т.д. На вопрос «Что любят взрослые?» дети дают свои ответы и комментарии. Психолог награждает команду взрослых и команду детей очками за правильные ответы. Таким образом две команды получают по одному очку. | Можно использовать микрофон. |
4. | «Сказки»: Детская версия сказки «Теремок» и взрослая версия сказки «Репка» (15 мин.) Костюмы, декорации, карточки с персонажами к сказке «Репка» | Дети очень любят сказки. А вот любят ли сказки взрослые. Это мы сейчас проверим. Дети покажут им сказку «Теремок», а взрослые оценят аплодисментами. Если им понравилась сказка, то они будут громко аплодировать (других вариантов быть не может ), а это означает, что взрослые тоже любят сказки. Дети, которые показывали сказку садятся на свои места, а дети, которые смотрели сказку (и проговаривали слова автора) получают карточки с героями сказки «Репка». Этим детям необходимо будет подойти ко взрослым и отдать им свои карточки. Таким образом, будут распределены роли для взрослых. И взрослым предстоит сымпровизировать сказку «Репка». Дети помогают. И взрослые и дети заслуживают еще по одному очку. | |
5. | Игра «Пойми меня» (5 мин.) | Психолог раздает детям карточки с картинками. Дети должны описать то, что изображено на их карточках, не называя картинку, а взрослые должны догадаться что же изображено на карточке ребенка. Затем взрослым, которые не участвовали в постановке сказки про репку раздаются картинки. Взрослые показывают мимикой и жестами (без слов) то, что изображено на их карточке, а дети пытаются отгадать. Снова команда детей и взрослых зарабатывает по одному очку. | Карточки для детей, карточки для взрослых. |
6. | «Музыкальная игра «Ворота» (3 мин.) | Дети очень любят играть и мы предлагаем взрослым сыграть с детьми в музыкальную игру «Ворота». Взрослые делятся на пары и стоя лицом друг к другу, берутся за руки, образуя ворота. Под музыку дети ходят по кругу, проходя через открытые ворота. Но как только музыка затихает, ворота закрываются и дети, оказавшиеся в «ловушке» тоже образуют ворота. Таким образом, формируются смешанные команды взрослых и детей. | Музыкальное сопровождение к игре. |
7. | Игра «На что же это похоже?» (5 мин.) | Командам раздаются фломастеры и шаблоны неопределенной формы (для всех команд одинаковый набор шаблонов). Каждая команда должна превратить эти шаблоны в узнаваемый предмет, дорисовав необходимые детали. Командам предлагается распределить роли так, чтобы дети определяли, во что можно превратить данный шаблон, а взрослые помогали дорисовать элементы, предлагаемые детьми. Команды показывают, во что они превратили каждый из шаблонов, сравнивают, есть ли сходства с другими вариантами других команд. Смешанные команды вновь получают по одному очку. | Фломастеры, шаблоны, музыкальное сопровождение. |
8. | Заключение. (5 мин.) Фонограмма спокойной, таинственной мелодии. Угощения. | Психолог восхищается талантом и способностями детей и взрослых. Он говорит: «Представьте себе, если бы взрослые жили на одной планете, а дети на другой, то как бы было плохо и скучно. Он задает командам заключительные вопросы: Вопрос для взрослых: Для чего нам нужны дети? Вопрос детям: «Для чего нам нужны взрослые?» Детям было бы трудно без взрослых, а взрослым было бы скучно и не интересно без детей. Поэтому как хорошо, что и взрослые и дети живут на одной планете. Пусть дети радуют взрослых, а взрослые радуются за детей. Как прекрасно заглянуть в детство, поиграть с детьми, а детям доставляет удовольствие помогать взрослым и казаться большими и самостоятельными. Очень важно общаться друг с другом, познавать друг друга и играть со-вместно! Подсчитываем очки. Их оказывается поровну. Психолог напоминает взрослым, что дети еще любят сладости, и обращаясь к детям, подсказывает, что и взрослые с удовольствиям отведают какие-нибудь лакомства. Дети берут конфеты и угощают взрослых, а взрослые угощают детей другими конфетами. |
Предварительный просмотр:
Тема: «Искусство ОБЩЕНИЯ с ребёнком»
План выступления:
Как педагог-психолог может помочь создать атмосферу доброжелательности, взаимного уважения педагогов и родителей, для которых ребёнок является связующим звеном.
| 5 мин. |
Элементы тренинговой работы с воспитателями и родителями на тему «Искусство общения с ребенком».
| 5 мин. 5 мин. 3 мин. 35 мин. 7 мин. |
| 5 мин. |
| 5 мин. |
Итого: | 1 ч. 10 мин. |
В отечественной детской и возрастной психологии признанным авторитетом является профессор Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Сейчас популярна её книга, название которой вынесено в название этой статьи. Основываясь на рекомендациях этого опытного психотерапевта, я хочу привести основные правила общения с ребенком.
Рекомендации Ю.Б. Гиппенрейтер
- Можно выражать свое неудовольствие отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом.
- Можно осуждать действия ребенка, а не его чувства. Раз они (чувства) возникли, значит, для этого есть основания.
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством Вы говорите ему: "С тобой все в порядке! Ты справишься!".
- Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
- Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
- Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".
- Активно слушайте ребенка ("возвращайте" ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство).
- Если ребенок своим поведением вызвал у Вас отрицательные переживания, обязательно скажите ему об этом.
- Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о СЕБЕ и о СВОЕМ переживании, а не о ребенке и его поведении (Я не люблю, когда дети неаккуратны, МНЕ стыдно от взглядов соседей...).
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Посмотрите, что Вы можете изменить в окружающей обстановке.
- Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка (снизьте уровень "родительских амбиций").
- Правила (ограничения, запреты) должны быть в жизни каждого ребенка.
- Правил (ограничений, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с основными потребностями ребенка.
- Тон, в котором сообщается запрет, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.
- Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
- Положительное отношение к себе - основа психологического выживания. Ребенок постоянно ищет его и даже борется за него.
Общение с детьми раннего возраста (до 3-х лет) имеет свои особенности, о которых необходимо знать молодым родителям, бабушкам, дедушкам, воспитателям и няням.
Памятка для родителей (С. Ройз)
- Будьте последовательными. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.
- Будьте вежливы с ребенком (тогда малыш усвоит именно такую модель поведения).
- Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им. Приказы и резкие запреты могут спровоцировать вспышку агрессии.
- Вводите четкую систему запретов. Их должно быть немного. Такие запреты нужны для ощущения безопасности ребенка (не брать спички, не включать газ и т.п.).
- Формулировать запреты следует четко и конкретно. Лучше сказать: "Горячо!", "Грязно!", чем "Нельзя!", "Отойди!".
- Установите определенные правила жизни семьи.
- Расширьте поведенческий репертуар ребенка. Рассказывайте, какими способами можно решить разные конкретные проблемы. Показывайте ребенку пример различных реакций на событие (позитивное и негативное).
- Используйте в общении с ребенком краткие, четкие, понятные малышу инструкции. Не увлекайтесь нотациями (из Вашей речи ребенок может понять, что Вы просто им недовольны или не любите его).
- Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строгими и не ущемляйте достоинства малыша.
- Будьте терпеливы.
- Чаще говорите ребенку, что Вы его любите. Пусть малыш знает, что Вы его любите просто за то, что он есть, а не за то, что он убрал игрушки или съел кашу.
Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные и порой противоречивые переживания, как его собственные дети. С одной стороны, дети приносят в нашу жизнь смысл, надежду на будущее, множество маленьких и больших радостей, с другой — их воспитание требует от нас много сил, времени, нервной энергии, и далеко не всегда они растут и развиваются так благополучно, как хотелось бы.
Многие трудности в воспитании связаны с тем, что родители не понимают детской психологии. До сих пор еще бытует мнение, что ребенок — «несовершенный взрослый»: он такой же, как взрослый, только многого не умеет, хуже мыслит, не может справляться со своими эмоциями и т.д. Отсюда нередкое пренебрежительное отношение: «Вырастешь — узнаешь, а сейчас — не мешай», «Отстань» и т.п. А ведь ребенок — совсем не маленький взрослый. Он и воспринимает мир, и думает, и чувствует совсем иначе, чем взрослый. Не хуже и не лучше, а по-другому. Но масштабность и острота его переживаний, как и стоящих перед ним проблем, вполне соизмеримы со взрослыми.
Благополучие семейных отношений служит барьером для проникновения в душу зла, лени, безразличия. А воспоминания о счастливых детских годах помогают взрослому человеку устоять перед жизненными невзгодами.
Какими бывают эти воспоминания, зависит от нас, взрослых. Это и тихий голос матери, ее ласковые руки, и задушевный разговор с отцом, и слезы, пролитые над любимой книгой, и терпеливое выхаживание птенца, выпавшего из гнезда, и огонь костра, освещающего лица родных людей. Да мало ли добрых воспоминаний живет в душе каждого человека? И почти всегда они связаны с минутами душевной близости с окружающими.
Увы, не всегда детские годы протекают благополучно. Зло, черствость, непонимание со стороны взрослых могут ожесточить сердце ребенка, растлить его душу.
Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?
"Сколько времени уделяете ребенку?" - этот вопрос вы наверняка встречали в анкетах для родителей. Если спросить ребенка, сколько времени в воскресенье он провел с мамой или папой, он вряд ли будет точен. Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями, и было ли ему это приятно: "Мы ходили в луна-парк, а затем зашли в кафе, ели мороженое. Мне так понравилось летать с папой в самолете..." Ребенку важно не количество проведенного с ним времени, а как оно проведено. Иногда десять минут, проведенные в сердечной беседе для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто присутствовали в его играх.
Большую часть времени дошкольники проводят, играя сами с собой, с друзьями, в детском саду, занимаясь рисованием, конструированием, чтением и т. д. Но кроме всего этого ребенку необходимо общаться с вами.
Ребенку необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителем как личности с личностью. Он хочет переживать чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с сыном или дочерью время. Не сколько времени вы пробыли с ребенком, а что и как делали вместе, имеет решающее значение.
"Жизнь настолько напряженна, что у меня не хватает времени заниматься с ребенком", - часто говорят родители. Разрешите не поверить. В сущности, какого-то специального времени для этого не надо. Достаточно и тех промежутков времени, когда вы дома, субботы и воскресенья. При этом совсем не обязательно, чтобы каждую свободную минуту вы чем-то занимались с ребенком, играли, рассказывали. Общение с ребенком должно быть не принужденным, а желаемым. Не стоит отталкивать ребенка, если он пришел к вам в тот момент, когда вы заняты приготовлением ужина или взяли работу на дом. Ребенок это человек, а ужин и работа могут совсем немного подождать.
И вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения: ведь говорить о чем-нибудь важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и за домашней работой, и перед сном. Для этого не нужно много времени – нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний. Ведь многие наши требования и обвинения возникают в результате того, что мы плохо представляем психологию малыша и полагаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды на жизнь, те же возможности и потребности, что и у взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговая работа с воспитателями "Моя группа и Я" и "Счастье глазами ребёнка"
Сценарий тренинговой работы для педагогов-психологов с воспитателями детского сада...
Тренинговое мероприятие для педагогов. Тема: Гибкость поведения в общении.
Этот тренинг можно использовать на Совете педагогов. Цель: Развитие гибкости поведения в межличностном общении, развивать ...
Сюжетно - ролевая игра, как ступень формирования познавательного общения в мире взрослых.
Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.Задачи:- учить детей планировать игру, подбирать атрибуты;- продолжать обучение уметь распределять роли ; самостоятельно развивать сюжет игр...
Контрольная работа "Роль взрослого в формировании общения дошкольников."
Контрольная работа для студентов педагогических учебных заведений "Роль взрослого в формировании общения дошкольников."...
Общение со взрослыми как условие речевого развития ребёнка раннего возраста
Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества....
Сообщение из опыта работы «Речевая деятельность старших дошкольников, как проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками».
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, ре...