Общение - это искусство
методическая разработка (средняя группа) по теме
Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_-_eto_iskusstvo.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение – это искусство
Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а также душевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь ему в этом на первых порах должен именно взрослый. Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно богатым житейским опытом, знающий особенности характера своего малыша, является для него авторитетом в первые годы жизни.
Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане общения. Они могут быть разными и варьироваться в зависимости от типа темперамента ребенка, особенностей воспитания и множества других факторов. Для начала, чтобы более глубоко понять особенности общения вашего малыша с другими людьми и ваше отношение к ним, проведем небольшое тестирование. Для этого постарайтесь вдумчиво о достаточно развернуто ответить на следующие вопросы:
- Много ли у вашего малыша знакомых-сверстников, детей старше его, детей младше его?
- Проявляет ли малыш инициативу при знакомстве с новым человеком?
- Вызывают ли у ребенка интерес новые люди? Если да, что в чем это проявляется?
- Если вам случалось оставить малыша одного, как он вел себя?
- Участвует ли ваш малыш в коллективных играх и забавах во дворе, когда к вам приходят гости?
- Может ли ребенок занять себя сам?
- Умеет ли ребенок придумывать игры и забавы для своих друзей, братьев или сестер?
- Если вашему ребенку нравится другой малыш, как он это показывает, в чем проявляется его симпатия?
- Часто ли ваш малыш обижается?
10. Что будет делать ваш ребенок, если у него отняли игрушку?
11. Сможет ли ваш малыш постоять за себя, если возникает такая необходимость?
12. Что будет делать ваш малыш, если попадет в новый коллектив, в новую обстановку?
13. Умеет ли ваш ребенок делиться игрушками?
14. Жалеет ли ваш ребенок другого малыша, если его обидели?
15. Любит ли ваш малыш ходить на детские игровые площадки?
16. Любит ли ваш малыш быть в центре внимания?
После того как вы закончите отвечать на вопросы, у вас получится своеобразный психологический портрет вашего ребенка. Если вы достаточно развернуто отвечали, вырисуются особенности общения ребенка, его коммуникативные предпочтения, а, возможно, и проблемы. Задумайтесь над ними, понаблюдайте за поведением своего малыша в ситуации общения с другими детьми, со взрослыми. Это даст вам дополнительную «пищу» для размышлений.
Парадоксально, но факт: неприятности всегда возникают «вдруг», как бы из ничего. Был малыш милым, улыбчивым, обаятельным, коммуникабельным. Как вдруг резко изменился: стал замкнутым, неразговорчивым, часто расстраивается, ни на минуту не отпускает от себя. Родители в недоумении: что случилось с ребенком? Опять обратимся к житейской мудрости: «вдруг» или «просто так» ничего не случается. Это тоже факт. В жизни человека, как и в природе, все взаимосвязано. И возникшие у ребенка проблемы в общении не исключение.
В среднем до 2-2,5, а то и 3-х лет круг общения ребенка составляют взрослые – мама, папа, дедушка, бабушка и т.д. Его любят, о нем заботятся, знают о его особенностях, в общем, ребенок живет в ситуации полного доверия, любви и согласия. Ему всегда готовы помочь, поддержать.
Но вот малыш вступает в новые контакты, вокруг все непривычно: новые лица, новые характеры. И далеко не всегда эти люди готовы выполнить просьбу ребенка, согласиться с его желаниями, дать ему то, что он хочет. И начинается непонимание, недовольство, нежелание общаться. Одной из причин такого поворота может быть искусственное ограничение контактов ребенка родителями. Да, современная ситуация, характеризуемая как высоко криминальная, не располагает к расширению круга общения. Родителям гораздо спокойнее оставить малыша дома перед телевизором, чем отпустить во двор, в котором может случиться все что угодно, а соседские дети жутко невоспитанны. С другой стороны, в жизни могут сложиться объективные обстоятельства, которые не позволят ребенку удовлетворить естественную потребность в общении (занятость родителей, болезнь кого-то из родственников, проживающих вместе с ребенком и т.д.). Конечно, необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы, но исходить в процессе воспитания нужно из интересов самого ребенка. Ведь он просто нуждается в разнообразных впечатлениях, в разнообразном опыте, причем как позитивном, так и негативном.
Итак, очень условно можно сказать, что трудности в общении у ребенка вызываются двумя причинами.
Первая связана с чрезмерным стремлением к лидерству. Другими словами, этот ребенок – эгоист. Данное качество не развивается само по себе. Обычно оно систематически и, естественно, с благими целями культивируется родителями.
Такой стиль воспитания называется «кумир семьи». Ребенку оказывают постоянное внимание, потворствуют его прихотям и желаниям, идут у него на поводу. Ребенок очень быстро привыкает к такому взаимодействию и начинает считать его единственно верным. Естественно, что, приходя в коллектив сверстников, он начинает вести себя так же, как и в семье. Это, в свою очередь, вызывает у сверстников, с одной стороны недоумение, а с другой провоцирует их агрессивное поведение по отношению к «маленькому Наполеону». В итоге ребенка перестают принимать в игры, он становится обидчивым, озлобленным. А взрослые, в свою очередь, искренне недоумевают по поводу негативных изменений в поведении и характере ребенка.
Вторую причину можно связать с излишней застенчивостью малыша. Если в первом случае родители ведут себя чересчур мягко, то родителей застенчивых малышей скорее можно охарактеризовать как властных, авторитарных и не терпящих возражений. Эти родители больше всего предпочитают крик, моральные унижения, давление и т.п. Они не допускают послаблений, предъявляя ребенку повышенные требования. Малыш не может справиться с таким нажимом, он не в состоянии открыто противостоять ему. Мир начинает казаться ему враждебным, как и люди, живущие в нем. А тогда приходит и выход: лучший способ – это избегать контактов, а поддержку можно найти в самом себе. Ребенка начинает пугать все новое и непривычное. В итоге он может начать «тихую войну», делая все назло взрослым.
Итак, понимая свои ошибки и спровоцированные ими трудности в общении у детей, вы сможете найти подход к решению проблемы.
Материал подготовила
Педагог-психолог д/с №21
Глубокова Евгения Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Искусство общения"
Представленный материал можно использовать на собрании, при индивидуальных консультациях. Содержит тесты для родителей....
«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...
Искусство общения с ребенком, наказывать или прощать
Искусство общения с ребенком, наказывать или прощать...
ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация для педагогов ДОУ в свете нового "Закона об образовании в Российской Федерации", практические рекомендации, педагогические ситуации....
Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"
Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада....
Общение- это искусство.
Понимая свои ошибки и спровоцированные ими трудности в общении у детей, вы сможете найти подход к решению проблемы....
Общение - это Искусство
Метод активного слушания, как способ обеспечит свободное выражение чувств ребенка, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка. Положительные результаты активного слушания....