Программа «Волшебный песок» как средство художественно-эстетического и познавательного развития детей раннего возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)
Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческого воображения, концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком также оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Программа «Волшебный песок» предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peskografiya.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Волшебный песок» как средство художественно-эстетического и познавательного развития детей раннего возраста
Пронькина Елена Владимировна,
воспитатель МАОУ детского сада № 49 «Весёлые нотки» г.о. Тольятти
Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического развития детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие моторики. Для сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Песочные игры для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.
Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческого воображения, концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком также оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Программа «Волшебный песок» предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.
Программа разработана для воспитанников 1 младшей группы (2-3 лет).
Цель: развитие художественно-эстетической и познавательной сфер у детей раннего возраста с использованием песка.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие
- знакомить с пластическим материалом;
- вызывать интерес к действиям с песком;
- развивать чувство радости от красоты окружающих предметов;
- способствовать развитию положительных эмоций;
Познавательное развитие
- знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
- развивать умение воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину);
- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
- развивать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук;
- формировать представления о величине и форме;
- уметь употреблять сравнения «много», «больше», «меньше».
Социально-коммуникативное развитие
- побуждать детей к игре, вызывая эмоционально- положительный отклик на игровое действие;
- воспитывать самостоятельность в сюжетных играх в песочнице.
Речевое развитие
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, активизировать словарь детей, используя существительные, глаголы, прилагательные;
- формировать диалогическую и монологическую речь.
Ожидаемые результаты
- ребенок знает и называет форму, цвет и размер предмета;
- ребенок умеет распределять внимание;
- ребенок способен воображать, запоминать, воспринимать;
- у ребенка развита мелкая моторика.
Методическое обеспечение
На занятиях используются:
- индивидуальные лоточки-подносы с песком;
- фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.
- шаблоны-трафареты;
- кисточки, лопаточки, грабельки и пр.
Содержание программы
Месяц | неделя | Пескография | Песочные игры | Занятия с кинетическим песком | |
октябрь | 1 | Знакомство с материалом, правилами его использования. | Знакомство с ящерицей, которая живет в песке. Обыгрывание ситуаций с персонажем. | ||
2 | Обрисовывание следа от ладони. | Знакомство со свойствами кинетического песка | |||
3 | Рисование листочка с помощью трафарета и без него. | Составление композиции и обыгрывание на тему «Осень золотая». | |||
4-5 | Самостоятельная деятельность (проявление творчества) | ||||
ноябрь | 1 | Показать приемы получения точек и коротких линий (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Игровая ситуация «Дождевые капельки». Применить прием просеивания песка через сито (песочный дождик), затем увлажнить каплями с мокрых пальцев или ткани. | ||
2 | Рисование бабочки ладонями, пальцами с использованием дополнительных деталей (камушки, лоскутки ткани). | Лепка бабочки. Создание узоров на крыльях с помощью надавливания пальцами | |||
3 | Рисование насыпью лучиков солнышка. | Игра «Секретики» Найти спрятанные в песке игрушки, при этом тайник помечен | |||
4 | Рисование точек (ягодки) симметрично образцу. | Лепка шариков и смешивание (варим варенье) | |||
декабрь | 1 | Рисование падающего снега, снежинок пальцами, мячиков-ёжиков. | Составление композиции и обыгрывание на тему «Зимние игры». | ||
2 | Рисование узоров по образцу. | Лепка узора снежинки по образцу. | |||
3 | Рисование елочки разными способами | Обыгрывание темы «Новый год». | |||
4 | Рисование елочных игрушек по трафарету с использованием дополнительных деталей (камушки, палочки, лоскутки ткани). | Лепка снеговика, украшение палочками, пуговицами и т.п. | |||
январь | 2 | Знакомство с песочными персонажами - друзьями Ах и Ох. | Украшение оттиска ладони с помощью деталей. Игра «Ладошки» (какие ладошки, что любят делать, чего боятся?) | ||
3 | Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация «Грусть-Радость». Нанесение песка ровным слоем. |
| Лепка маски Грусть. Манипуляции для превращения маски в Радость? | ||
4 | Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация «Ссора-Примирение». Нанесение песка ровным слоем. | Сжатие и разжимание влажного песка в кулаке. Игра «Поделись песком». Вывод - злость и обида не приносят пользы. | |||
февраль | 1 | Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация «День рождения Ох». Нанесение песка ровным слоем. | Лепка подарка для друга. | ||
2 | Рисование лиц членов семьи. Проговаривание (лицо- доброе, злое, веселое, грустное). | Составление и обыгрывание композиции на тему «Моя семья». | |||
3 | Рисование следов лесных животных по образцу. | Лепка домиков- для лесных жителей (холмики, отверстия в песке). | |||
4 | Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете. | Обыгрывание композиции на тему «Папины помощники». | |||
март | 1 | Рисование заборчиков разных форм (параллельные, перпендикулярные, волнистые) | Лепка заборчика (колбаски разных размеров). | ||
2 | Рисование цветным песком подарка для мамы на трафарете. | Составление и обыгрывание композиции на тему «Праздничный обед» | |||
3 | Рисование спирали без отрыва различного диаметра. | Растягивание и собирание кусочка песка | |||
4 | Рисование одуванчика линиями от центра к краю. | Составление и обыгрывание композиции на тему «Цветочки на полянке». | |||
5 | Рисование формы яйца различными способами | Лепка птицы на доске с отрывными кусочками песка | |||
апрель | 1 | Рисование лиц веселых человечков. | Игра «День смеха». Нужно отыскать в песке среди других игрушек веселого клоуна. | ||
2 | Коллективное рисование космоса с трафаретами и без них (звезды, планеты, ракеты) | Лепка коллективная с формочками на тему: Космос | |||
3 | Рисование геометрических фигур по трафарету и без него. | Лепка геометрических фигур с формочками и без них. | |||
4 | Рисование узоров на трафарете яйца. Выполнение узоров двумя руками. | Составление и обыгрывание композиции на тему «Светлая пасха». | |||
май | 1 | Произвольное рисование предметов различной величины | Игра в парах «Маленький – большой» на песке. | ||
2 | Рисование Радуги цветным песком на трафарете. | Лепка радуги из цветного песка. | |||
3 | Рисование паука. Составление узора паутины. | Игра «Паучок». Нужно отыскать в песке среди фигурку паука. |
Литература
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду № 3-2006.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.
- Игры с песком. // Школьный психолог № 6-2006.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика № 3-2005.
- Мариэлла З. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница (адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности. Опыт работы по программе "Познавайка"
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём....
Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности. Опыт работы по программе "Познавайка"
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём....
Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности. Опыт работы по программе "Познавайка"
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём....
Рабочая учебная программа по познавательному развитию детей раннего возраста в доме ребенка для детей 2 – 3 лет
Рабочая программа содержит материалы по познавательному развитию детей 2 -3 лет, воспитывающихся в доме ребенка. Опирается на лучшие разработки ведущих педагогов и психологов, работающих с детьми ранн...
Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно — экспериментальной деятельности
quot; Самое лучшее открытие- то, которое ребенок делает сам"...
Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020
Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...
Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020
Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...