«Роль педагога в формировании воображения у дошкольников 3-4 лет, через сюжетно-ролевую игру»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД № 136
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Роль педагога в формировании воображения у дошкольников 3-4 лет, через сюжетно-ролевую игру»
Автор проекта:
Герасименко Н.А.,
воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №136
Калининград
2017
Актуальность проекта.
На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощать их (например, использовать карандаш как ложку), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекает сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.
У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается и теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования сюжетно-ролевой игры.
Самостоятельная сюжетная игра тесно связана с обучающими играми. Эта связь двусторонняя. Одни виды игр взаимно обогащают другие. Играя, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, комбинировать свои знания, полученные в повседневной жизни. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь. Развитие их в игре, переход на более высокий уровень – результат длительного поэтапного формирования.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ею руководить. Педагог, руководя игрой детей раннего возраста, использует методы, обеспечивающие развитие мышления, речи, самостоятельности и творчества ребенка.
Анализ литературы по возрастной педагогики и психологии, а также наблюдение за воспитанниками нашей группы показали, что воображаемая игровая ситуация только начинает вырабатываться у детей к трем годам. Умение же детей самостоятельно действовать в условном, воображаемом плане, постепенно формируется взрослым.
Отсутствие навыков самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей 3-4 лет и повышение компетентности педагогов в вопросах организации сюжетно–ролевой игры - это и есть актуальность нашего проекта.
Цель проекта: формирование процесса самостоятельной игры у каждого ребенка и у играющего коллектива в целом, с помощью направляющей роли педагога, на примере сюжетно-ролевой игры «Пиццерия».
Задачи проекта:
- Создать условия для формирования навыков организации сюжетно-ролевой игры «Пиццерия» (атрибуты, муляжи, декорации)
- Создать предпосылки развития воображения у детей, через коммуникативные игры и упражнения
- Сформировать умение взаимодействия детей друг с другом и взрослым в сюжетно ролевой игре (у каждого ребенка и играющего коллектива)
- Сформировать мотивации родителей к развитию воображения у детей через чтение художественной литературы.
Предполагаемый результат:
- Отражение ребенком в играх разных сюжетов
- Освоение способов ролевого поведения: называет свою роль и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа
- Ребенок вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником
- Использование разнообразных игровых действий и называние их на вопрос воспитателя
- Проявление интереса к игровому общению со сверстниками
Пути реализации проекта: чтение художественной литературы, беседы, игровая деятельность, виртуальные экскурсии, художественное творчество.
Участники проекта: воспитатели групп, дошкольники 3-4 лет, родители.
Сроки реализации: февраль-март 2017г.
Вид: краткосрочный, информационный, творческий.
Этапы реализации проекта:
Этап реализации проекта | Срок реализации | Форма работы по проекту | Основные задачи | Ответственный |
Подготовительный этап | Изучение методической литературы | Повышение компетентности педагогов по особенностям организации сюжетно- ролевой игры у дошкольников 3-4 лет | Воспитатели | |
Беседа о пиццерии и о профессиях пиццевокера и официанта | Познакомить детей с профессиями; Формировать реалистические представления о труде людей | Воспитатели и дети | ||
Беседа о культуре поведения в общественных местах | Развивать умения дошкольников вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета | Воспитатели и дети | ||
«Виртуальная экскурсия» | Вызвать у детей интерес к окружающему миру; Познакомить детей с процессом изготовления пиццы профессиональными поварами | Воспитатели и дети | ||
Совместное изготовление муляжей пиццы, десертов и дополнительных атрибутов, организация игрового пространства | Активировать игровую деятельность детей; Побудить детей к самостоятельному игровому творчеству; Помочь детям разбудить фантазию, стремление творить, рукодельничать | Воспитатели, дети, родители | ||
Выполнение проекта | Игровые упражнения | Обучать навыкам пользования простейшей самостоятельной ситуативной речью, общению с партнером, умению следить за игрой других; Создавать положительный эмоциональный настрой и атмосферу принятия каждого; Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение, снятие мышечных зажимов; Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, творчество | Воспитатели, дети | |
Чтение художественной литературы | Обогащать словарный запас детей; Активизировать внимание и память дошкольников; | Воспитатели, дети | ||
Решение проблемных, познавательных ситуаций | Развивать логическое мышление; Развивать умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки; Формировать умение осуществлять элементарную поисковую деятельность; Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ | Воспитатели, дети | ||
Сюжетная игра «Пиццерия» | Учить детей разнообразным игровым действиям, отражающим труд людей; Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог); Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре | Воспитатели, дети | ||
Презентация проекта | Педагогический совет | Защитить проект; Обосновать процесс проектирования; Объяснить полученные результаты | Воспитатели |
Средства реализации проекта:
- Беседа «Как вести себя в кафе»
- Беседа с детьми «Кто готовит пиццу?»
- Виртуальная экскурсия «Работа пиццевокера»
- Художественный труд «Изготовление пиццы и десертов из соленого теста детьми с помощью воспитателя»
- Коммуникативная игра «Дружная пара»
- Этюд «Делай как я»
- Речевая игра «Укрась слово»
Вывод:
Наблюдения показывают, что с появлением ролевой игры предшествующие ей этапы не исчезают бесследно. Дети продолжают в самостоятельной деятельности овладевать и физическими свойствами, и назначением новых для них предметов и др. При умелом педагогическом руководстве недавно появившиеся качества могут стать основой для новых интересных игр детей. Намеренное ускорение более сложных этапов игры в ущерб предыдущим недопустимо, так же как длительное «застревание» на одном каком-либо этапе игры. Это неблагоприятно сказывается на дальнейшем совершенствовании игровой деятельности.
Хотя единицей игры является отдельное игровое действие, но уже в раннем возрасте можно наблюдать не только изолированные игровые действия с игрушками, но и цепочку их, объединенную жизненной логикой, что и образует сюжет игры. По мере развития ребенка совершенствуется игра: увеличивается количество игровых действий.
Само формирование игры можно рассматривать как предъявление детям усложняющихся игровых задач, подведение их к самостоятельной постановке и самостоятельному решению. Необходимо создать особую проблемную игровую ситуацию, т.е. поставить детей перед такой игровой задачей, которая им интересна, которую они захотят решать сами.
Основные проблемы руководства игрой - учет возрастных особенностей детей при решении игровых задач, развитие игровой деятельности, ее зависимость от ряда условий, способствующих отражению опыта ребенка в игре.
Для развития игры как самостоятельной детской деятельности начиная с первых этапов ее развития важно формировать умение принимать от взрослого игровые задачи, затем ставить и самому решать их поэтапно, усложняющимися способами и средствами. Новый игровой способ, новое игровое умение ребенок, как правило, сам не может открыть, он его усваивает незаметно для себя в процессе совместной игры и доверительного общения со старшими (хорошо играющими детьми, взрослыми). Для усвоения вновь приобретенных игровых способов, игровых умений важно, чтобы ребенок самостоятельно повторил этот способ и по–разному применял его в различных проблемных ситуациях. Чем больше игровых умений у детей, тем он богаче, тем выше уровень игры.
Литература:
- Виноградова Н.А. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 1988. – 96с.
- Кравцова Е.Е. Разбудить в ребенке Волшебника. - М.: Просвещение, 1996. – 126 с.
- Гайсина Л.Г. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. // МАДОУ Д/с №106 «Забава», г. Набережные Челны. – Режим доступа: http://doshvozrast.ru/igra/igrarolevaya16.htm
- Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989. – 284 с.
- Полякевич Ю.В. , Осенина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий – Волгоград: Учитель, 2013. – 159 с.
- Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ/Авт.-сос. И. А. Пазухина. _ СПб.: «Детство –Пресс», 2005. – 96 с.
- Аккулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра» Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ науч. Ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО « Издательство «Детство-Пресс», 2012. – 176с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 228 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Формирование нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру»
Данный проект направлен формирование нравственной сферы дошкольников в игровой деятельности....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Роль педагога в формировании воображения у дошкольников 3-4 лет, через сюжетно-ролевую игру»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Роль педагога в формировании воображения у дошкольников 3-4 лет, через сюжетно-ролевую игру»Цель проекта: формирование процесса самостоятельной игры у каж...
Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.
Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....
Формирование собственного мнения у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
Ребенку, в отличии от взрослого, сложно иметь собственное мнение. Чаще всего потому, что рядом есть взрослый, которому «виднее». Более того, самому взрослому удобна позиция, когда он &laqu...
Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Роль педагога в формировании воображения у дошкольников 3-4 лет, через сюжетно-ролевую игру»
На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощать их (например, использовать карандаш как ложку), но элементы «...