"Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"
статья

Лях Елена Викторовна

Одним из средств развития способностей являются музыкально-дидактические,Основная цель музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь им разобраться в звуках по высоте, развитие у них тембрового и динамического чувства, побуждение к самостоятельному применению знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muz_igry.docx16.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей

у детей дошкольного возраста"

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности.

В связи с этим одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально- дидактические игры. Музыкально- дидактическая игра всегда рассматривалась как  одно из основных педагогических средств развития музыкальности у детей дошкольного возраста.   Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, Важность музыкально- дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения,а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и  основными свойствами музыкального звука.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны,
интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся
своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, чувство ответственности. Все игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы .

Обучающие задачи музыкально-дидактических игр:

- формировать у детей музыкальные способности,

- в доступной игровой форме помочь детям  разобраться в соотношении звуков по высоте,

- развить  чувство ритма, тембровый и динамический слух,

- побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены.

Музыкально-дидактические игры  развивают музыкально-сенсорное восприятие:

1. Развитие звуковысотного слуха

2. Развитие динамического слуха

3. Формирование тембрового восприятия

4. Совершенствование чувства ритма

5. Развитие ладового чувства

Музыкально-дидактические игры используются для овладения детьми различными видами музыкальной деятельности:

-пением

-музыкально - ритмическими движениями

- игрой на детских музыкальных инструментах

Музыкально- дидактические игры используют во всех возрастных группах. Знакомство детей с музыкальными инструментами начинаются с раннего возраста.

В младшей группе дети способны различать регистры, тембровую окраску двух инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы. Дети различают контрастное звучание и воспроизводят его. В младшей группе используют такие игры, как «Лесенку», « Чудесный мешочек», «Птицы и птенчики», «Угадай-ка» «Кто в домике живет?», «Зайцы».

В средней группе задания усложняются. Больше уделяют внимания развитию творчества детей в музыкальной деятельности. Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Используют игры для развития звуковысотного слуха такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» «Угадай-ка» и др. игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки» и др. Игры на развитие тембрового слуха: «Угадай на чём играю», «Кого встретил колобок» и т.д. Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Узнай звучание своего колокольчика» и др.

. В старшей группе  у ребят развивается звуковысотный слух. Используют лесенку с пятью и с семью ступенями. Применяют музыкально- дидактические игры: «Цирковые собачки», «Лесенка».  Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия.

Также музыкально-дидактические игры я используют для развития чувства ритма. Игровая форма разучивания помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

В результате систематического использования на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр и пособий у детей повысился интерес к музыке. Дети внимательно слушают музыку и эмоционально откликаются на контрастные  произведения, различают на слух не только высокие и низкие звуки, но и определяют звучания различных инструментов, разбираются в жанрах музыки.

Список информационных источников

1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада.М.: Просвещение, 1978-96с.

2. Комисарова Л. Н., Костина Э.П.Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.-М.:Просвещение.1986-144с.

3. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников-М: Издательский центр «Академия»-2-е изд.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- дидактическая игра – как средство развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

Очень важным в развитии ребенка является развитие музыкальных способностей, так как музыкальные способности одни из первых проявляются в жизни ребенка. Начинать музыкальное развитие детей можно еще в ...

Отчет по теме: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как  и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эс...

План работы по самообразованию на тему: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы всестороннего развития детей, а именно развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью ...

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. консультация для родителей...