Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Пастухова Любовь Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.docx45.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи - ритм, динамику, темп, высоту.

Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной, опорно- двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Во второй младшей группе дети имеют определённый круг представлений в связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах деятельности, владеют определёнными навыками. Они уже достаточно развиты и проявляют такие свойства, как уверенность и самостоятельность. Движения становятся более разнообразными, более  координированными, приобретают новые качества. На четвёртом году жизни эмоциональная сфера ребёнка обогащается новыми впечатлениями, он начинает более осознанно относиться к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать своё суждение. Дети младшего школьного возраста способны различать регистры, тембровую окраску двух – трёх инструментов, несложный ритм  (если он постоянен), уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни, пьесы. Восприятие становится эмоциональнее, дифференцированнее.

В процессе музыкально – дидактических игр происходит работа над развитием музыкального слуха, сенсорных способностей. Игры имеют определённое содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его, например показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котёнок (« Чей домик» Е. Тиличеевой). Дидактические игры часто проводятся  в виде подвижных игр. ( « Птички» Е. Тиличеева). В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача  - воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая танцевальные, образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки, изменять движения в соответствии с изменением музыки, различать силу звучания, изменение темпа. У детей трёх лет формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений.

Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие  ребёнка. Он становится достаточно активными, а действия – более осознанными, самостоятельными. У детей появляется желание разнообразить в играх сюжеты. Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в практической деятельности. Они легко узнают знакомые песни, пьесы, отличают наиболее яркие выразительные средства, эмоционально отзываясь на музыку, с интересом прислушиваясь к её звучанию, чувствуют и различают общий характер. При проведении музыкально – дидактических игр в этом возрасте основной задачей является развитие музыкально – сенсорных способностей и на этой основе мелодический слух, чувство ритма, побуждать к творческим действиям в игре, к самостоятельным действиям. На музыкальных занятиях в средней группе широко применяются сюжетные и несюжетные (игра с флажками, платочками) музыкальные игры. В музыкально – дидактических играх есть чёткая задача – научить прислушиваться к звукам и различать их по высоте, длительности, тембру, силе, отмечая соответственно действиями. («Узнай по голосу»  Е.Тиличеева)

Задачи музыкально - дидактических игр:

  • Коррекционные - развитие слухового, тактильного, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса. Развитие  координации движений и нормализация их темпа и ритма, формирование выразительных средств.
  • Воспитательные - воспитание общей музыкальной , речевой и двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему миру, развитие чувств, эмоций.
  • Образовательные  – обучение речевым, певческим и двигательным навыкам, развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей, формирование умственных умений и действий.
  • Развивающие – развитие познавательной активности,  устойчивого интереса к действию, развитие саморегуляции и самоконтроля, внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве.
  • Оздоровительные – укрепление сердечно- сосудистой и двигательной систем, развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики, развитие быстроты двигательной реакции.

Формы проведения музыкально- дидактических игр:

  • Игры с движением – это игры с правилами, развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель.
  • Рече-двигательные игры - это игры, развивающие вокально - слуховую и двигательно  – слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
  • Игры – шутки – активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух
  • Статические - это игры, проводимые стоя или сидя. Они развивают собранность,  помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
  • Игры- песни – развивают функции голосообразования, дикции, дыхания.
  • Игры- забавы – побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируя творческие способности.
  • Игры- загадки - развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.
  • Ритмические игры – игры, направленные на усвоение музыкальной речи, интонационной выразительности звука, слога, фразы.
  • Артикуляционные игры – игры, укрепляющие мышцы языка, зёва, губ, щёк и голосовых связок. Активизируют подвижность верхней и нижней челюстей.

Классификация музыкально- дидактических игр:

  • Игры, развивающие тембровый слух – эти игры дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.
  • Игры на различение высоты звука – эти игры формируют и развивают у детей музыкально – слуховые способности, дают комплексное представление о различной высоте музыкальных звуков и их взаимодействии.
  • Игры на различение ритма – это игры, обучающие детей воспроизводить ритмический рисунок в хлопках, шлепках, притопах, на музыкальных инструментах и с помощью движений.
  • Игры на различение динамики звука – это игры, расширяющие у детей музыкально – звуковые представления и обогащающие их музыкальный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- дидактическая игра – как средство развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

Очень важным в развитии ребенка является развитие музыкальных способностей, так как музыкальные способности одни из первых проявляются в жизни ребенка. Начинать музыкальное развитие детей можно еще в ...

Отчет по теме: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как  и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эс...

План работы по самообразованию на тему: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы всестороннего развития детей, а именно развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью ...

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. консультация для родителей...

"Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

Одним из средств развития способностей являются музыкально-дидактические,Основная цель музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме пом...