Доклад «Формирование поликультурной образовательной среды в работе с дошкольниками»
материал
Доклад
«Формирование поликультурной образовательной среды
в работе с дошкольниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_polikulturnomu_vospitaniyu_3_1.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:
детский сад «Рыбка» города Асино Томской области
I Открытая научно-практическая конференция
«Поликультурная и культурно-историческая среда
в личностном развитии ребенка
Доклад
«Формирование поликультурной образовательной среды
в работе с дошкольниками»
Подготовлен:
воспитатель высшей квалификационной категории Пышкина Н.В.
воспитатель первой квалификационной категории Лебедева О.И.
Асино, 2021
Работая в детском саду, педагоги погружают воспитанников в культуру своего края, своей Родины, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности других национальных культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.
Предметно-развивающая среда в поликультурном воспитании, является составным элементом мировоззрения современного ребёнка, способом формирования открытой, понимающей и принимающей личности ребёнка при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры. Развивающая предметно-пространственная среда в поликультурном контексте позволяет удовлетворить познавательные потребности детей, создает ситуацию эмоционального комфорта, обеспечивает ощущение социальной защищенности, помогает в нравственном становлении и в гражданском самоопределении.
Необходимость создания системы работы была продиктована потребностью нашей группы в решении задач поликультурного воспитания и образования в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим окружением, с использование возможностей предметно- развивающей среды нашей группы. Нашу группу вот уже пятый год посещают дети иной национальности (дети одной семьи, национальность – дунгане). Поэтому для нас актуальным стало создание благоприятных образовательных условий для всех наших воспитанников и их полной личностной самореализации, независимо от культуры и национальности. Что касается планирования, то это форма перспективной работы с использованием программ социального развития «Я- человек» И.А.Козловой, «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой, «Я, ты, мы.» О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной.
Среди выполняемых задач обязательно учитываем знакомство детей с родным домом, детским садом, прививаем детям любовь и уважение к своему народу, а затем знакомим с родным городом, родным краем, с нашей страной. Важным становится этапзнакомства детей с культурой других стран по принципу расширения географических границ познания мира. В этом направлении знакомим с обычаями, литературой, музыкой соседних России стран. Используем для этогоразнообразныйдидактический материал: подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов, оформляем фотоальбомы; созданы презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов, составлен каталог (картотека) народных игр для проведения фольклорных праздников.
Дети иных национальностей, посещая нашу группу, планомерно усваивают этнические нормы и правила страны, в которой они живут, и имеют возможность поделиться особенностями своей культуры, быта и традиций.
Предметно-развивающая среда в поликультурном воспитании является составным элементом мировоззрения современного ребёнка, способом формирования открытой, понимающей и принимающей личности ребёнка при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры. Развивающая предметно- пространственная среда в поликультурном контексте позволяет удовлетворить познавательные потребности детей, создавать ситуацию их эмоционального комфорта, обеспечить ощущение социальной защищенности, помогает в нравственном становлении и в гражданском самоопределении.
В группе на постоянной основе формируется уголок ознакомления с родным краем, куда помещаются куклы в национальных костюмах, модели жилья, альбомы о разнообразии народного искусства различных стран, о художественных промыслах, материалы для познавательных бесед о родном крае.
1Разработаны и апробированы мероприятия, конкурсы, праздники и развлечения с участием семей (праздник «Масленицы», «Пасхальные посиделки», «Осенние посиделки» и т.д.) Совместно с родителями воспитанников организуются фотовыставки, изготавливаются народные костюмы, в которых отражены региональные особенности культуры. Мы стараемся максимально полно вовлечь членов семей воспитанников в образовательный процесс. Воспитанники принимают обязательное участие в подготовке всех запланированных мероприятий.
Наши дети полюбили народные игры: подвижные, словесные, хороводные. В процессе дидактических игр мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования, например, «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм». Занятия декоративно-прикладным творчеством знакомят детей с народной игрушкой, с образцами гжельской, хохломской, городецкой, филимоновской росписями.
Детский интерес был положен в основу группового долгосрочного проекта «Дружат дети разные на свете», благодаря которому дети познакомились с национальностью Дунгане, с предметами их быта, одежды, кухни, праздничных традиций. Нашу группу дети этой национальности посещают уже пять лет.
Сначала дети задавали вопросы: почему они не похожи на нас, почему цвет кожи другой, разрез глаз не такой, разговаривают на другом языке? Из какой страны к нам приехали, в какие игры играют? На детском совете выбрали тему проекта, с помощью технологии «трёх вопросов» составили план и работа началась. В проекте использовались разные виды детской деятельности. Дети готовили доклады-сообщения о традициях и обычаях двух народов, на утреннем кругу демонстрировали презентации с фотографиями, отражающими особенности национальностей. Особое впечатление на детей произвела презентация, подготовленная воспитанницей и её мамой, о культуре национальной дунганской кухни, где прием пищи осуществляется не ложкой и вилкой, а палочками. Во время обеда пробовали кушать макароны деревянными палочками. Конечно, далеко не у всех детей это получилось, но испытали массу положительных эмоций и приобрели желание обязательно научиться использовать палочки. Особое место в проекте было отведено продуктивной деятельности: лепили из глины и пластилина народные игрушки, рисовали орнаменты, клеили аппликации в разных техниках, создавали книжки – малышки, оформляли выставки поделок и рисунков. Параллельно заучили некоторые слова на дунганском языке. Вместе с родителями были организованы мастер-классы по изготовлению национальных украшений и приготовлению блюд национальных кухонь. В результате познавательного проекта собрали коллекцию народных игрушек, элементы одежды, кукол в национальных костюмах, предметы быта. Дети с удовольствием играли в народные игры, читали с педагогами художественную литературу.
Для нас, как для педагогов, важным было сформировать у детей уважение к традициям другого народа, понимания равноправия среди многонационального состава России, пробудить интерес к особенностям иных национальностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"
В статье рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде....
Система работы по формированию поликультурной образовательной среды в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении г. Хабаровска «Детский сад №166»
Педагоги МА ДОУ №166 г. Хабаровска решают проблему формирования поликультурной образовательной среды. Совместно с МБОУ СОШ №16 г. Хабаровска создается единое образовательное пространство, вырабатывают...
Методическая разработка занятия по обучению речевому общению в поликультурной образовательной среде на тему:«Знакомство детей с мультфильмом «Маша и медведь»
Методическая разработка занятияпо обучению речевому общениюв поликультурной образовательной среде на тему:«Знакомство детей с мультфильмом«Маша и медведь»...
Организационные -педагогические условия развития поликультурной образовательной среды в ДОУ
В статье рассматривается воспитательная работа МАДОУ «Детский сад №260» г. Казани Вахитовского района, в рамках федеральной экспериментальной площадки по направлению: «Организационно...
Особенности формирования поликультурной образовательной среды в ДОУ.
Особенности формирования поликультурной образовательной среды в ДОУ....
«Поликультурная образовательная среда в ДОУ»
Наша Россия – многонациональная страна. Поэтому вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этничес...
Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"
Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...