Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"
статья

Елена Николаевна Лысова

Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении

Старший воспитатель Лысова Е.Н.

МБДОУ «Д/с №18»

Аннотация. Данная статья раскрывает актуальность формирования информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении.

         С 2017 года в нашем дошкольном образовательном учреждении разработан и реализуется проект «Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении». Почему мы выбрали именно этот проект? В ходе проведения анкетирования, с целью  выявления трудностей использования ИКТ, нами были получены следующие результаты: выделены три группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости ИКТ: 1 группа – педагоги с базовым уровнем работы на компьютере и низкой мотивацией (2 педагога -18%); 2 группа – педагоги с базовым уровнем работы на компьютере и высокой мотивацией (6 педагогов – 55%); 3 группа – педагоги активно используют ИКТ в образовательном процессе (3 педагога – 27%). Анализ результатов анкетирования и последующее собеседование с воспитателями позволило: выявить ряд противоречий: между желанием педагогов и их неумением организовать методическую работу на базе информационных технологий; неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования ИКТ в процессе деятельности и сформулировать цель проекта:  создание информационно-методических условий, обеспечивающих повышение профессиональной компетентности  педагогов и внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ.

         Реализация проекта осуществляется нами через создание модели информационно - образовательной среды. Первой частью нашей модели является повышение ИКТ – компетентности педагогов. В связи с повышением требований к современному педагогу и его уровню самообразования, в соответствии с профессиональным стандартом педагога повышение ИКТ – компетентности стало необходимостью. На начало 2017 года из 12 педагогов было всего 5 человек, имеющих базовый уровень работы на компьютере, но за 2 года работы в рамках проекта, у педагогов повысилась мотивация к использованию ИКТ в образовательном процессе, педагоги стали повышать свою квалификацию на дистанционных курсах: «Интел – обучение будущего», «Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества образования», «Работа с интерактивным комплексом Mimio». Большую популярность среди педагогов получила такая форма обучения, как вебинары. Нами создан банк Вебинаров, взятых из электронной справочной системы образования «Международный центр финансово-экономического развития». На базе нашего ДОУ проводятся городские обучающие семинары - практикумы, мастер - классы. Благодаря курсовой подготовке, самообразованию и обучающим семинарам произошли изменения, которые можно увидеть на диаграмме

«Динамика развития ИКТ-компетенции у педагогов»

        Но развитие информационно – образовательной среды невозможно без создания материально-технической базы. Следующей частью нашей модели стало создание материально-технической базы. На сегодняшний день в детском саду оборудованы рабочие места для педагогов и специалистов ДОУ компьютерным оборудованием: ноутбуками, мультимедийными проекторами, цифровой видеокамерой, интерактивными приставками Mimio. Запланировано приобретение мультимедийной установки Mimio Interaktiv электронного ресурса, который очень прост и удобен в работе. Позволяет сделать образовательный процесс привлекательным для дошкольников, используется широкий диапазон средств визуализации (таблицы, схемы, картинки). Качество изображения на экране более яркое, четкое, цветное, отличающееся от того, что воспроизводится на маркерной доске.

        Третья часть нашей модели  - информационно - методическое обеспечение. Мы задумались, как предоставить возможность каждому педагогу получать актуальную информацию более доступным способом. Нашим руководителем осуществлена электронная подписка на справочную систему образования «Международный центр финансово-экономического развития». В электронном виде имеется доступ к журналам «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Управление ДОУ», «Старший воспитатель», «Справочник медицинского работника», и др. Использование данной системы позволило руководителю получать информацию в онлайн – режиме и доводить её до коллектива ДОУ. В методическую работу внедрён электронный сервис педсоветов, взятый со страниц электронного журнала «Старший воспитатель». Электронная подписка предоставляет возможность постоянно совершенствовать консультативную поддержку педагогов.

        Следующая часть нашей модели - использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

         ИКТ используется во всех сферах деятельности детей нашего детского сада - на занятиях, праздниках, развлечениях, досугах; в сотрудничестве с социальными партнерами: библиотекой, музеем города, школой. Педагоги используют: для создания мультимедийных презентаций возможности программы Microsoft Office Power Point и MimioStudio, с включением занимательных вопросов, анимационных картинок, игр, элементов мультфильмов. Применение мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе образовательной деятельности (иллюстрации, фотографии, портреты, видеоэкскурсии, видеофрагменты, интерактивные модели), в методической работе с педагогами (педагогические советы, семинары, мастер-классы). Для работы с программой MimioStudio используется магнитно-маркерная доска с интерактивной приставкой Mimio. Интерактивное оборудование позволяет не только знакомить детей с какой-либо информацией, но и дает возможность управлять экранным изображением, находясь около доски. Для редактирования и создания  видеофильмов и звуковых файлов  программы-редакторы Pinnacle Studio, Windows Movie Maker, Adobe Premiere Pro. У них разный набор эффектов, переходов, шаблонов. Windows Movie Maker, Adobe Premiere Pro — программы для создания и редактирования видео. Ashampoo Burning Studio Free позволяет работать с музыкальными файлами, CD дисками, создавать mp3 и WMA. Программа записывает голосовое сообщение, нарезает и склеивает файл, сохраняет в нужном формате.

        Пятой частью нашей модели является  участие педагогов, специалистов в апробации ИКТ-технологий. Педагоги овладели технологией работы с интерактивной приставкой Mimio и программным обеспечением MimioStudio. На данный момент для улучшения питания внедряется Программный продукт «Вижен - Софт: Питание в детском саду», который соответствует всем требованиям, предъявляемым к программам автоматизации организации детского питания в дошкольных образовательных учреждениях. Работа с Программным продуктом «Вижен - Софт: Питание в детском саду» предоставляет возможность создания десятидневного меню с распечаткой документов: меню для родителей с указанием пищевой ценности, витаминов и минеральных веществ, меню-требования на выдачу продуктов питания, требования-накладные на отпуск продуктов со склада.

       Немаловажную роль в модели играет участие педагогов в виртуальных педагогических сообществах. Наши педагоги, включая молодых специалистов, ведут собственные блоги, на которых публикуют свои работы и методические материалы.

       Следующей частью нашей модели является участие воспитанников. Мы приглашаем детей  совместно с родителями принимать участие в интернет – конкурсах различного уровня, участие носит добровольный характер. По сравнению с 2017 годом повысилось количество воспитанников, принимающих активное участие в интернет – конкурсах. Изменения можно увидеть на диаграмме                    

«Участие воспитанников в конкурсах»

        Значимое место в нашей модели занимает информатизация процесса управления ДОУ. Управление невозможно без планирования, контроля, анализа деятельности работы ДОУ. В работе руководителя, старшего воспитателя немаловажную роль играет эффективное проведение контроля. В этом также нам помогает справочная система образования «Международный центр финансово-экономического развития». В электронных справочниках: «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Старший воспитатель» мы познакомились со статьёй «График оперативного контроля с образцами карт». В этой статье дан разработанный график контроля. Например, согласно графику в сентябре проводился оперативный контроль по теме «Состояние работы педагогов по проведению утренней гимнастики». В  конце статьи  даны соответствующие интерактивные карты контроля. Такая система оперативного ежедневного контроля не требует много времени для проверок, достаточно провести контроль и заполнить интерактивную карту, получить анализ и рекомендации.

        Следующая часть нашей модели - создание и поддержка сайта ДОУ. На официальном сайте родители, посетители сайта имеют возможность ознакомиться с нормативно-правовыми, локальными документами ДОУ, поучаствовать в публичных обсуждениях, увидеть фотоотчёты о проведённых мероприятиях в новостях.

         Заключительной частью нашей модели является взаимодействие с родителями. Родители воспитанников являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является важным направлением работы нашего учреждения. Применение ИКТ во взаимодействии с родителями даёт положительный эффект, расширяя формы сотрудничества, общения, взаимопомощи ДОУ и родительской общественности. Благодаря использованию ИКТ, в учреждении появилась новая форма сетевого взаимодействия с родителями - «Электронная родительская почта», выступающая, как средство дистанционного общения.

        Работа над проектом продолжается, но уже отмечен рост популярности и имиджа деятельности ДОУ. Приоритет нашего ДОУ - открытость информационного пространства для социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Назначение и особенности образовательной программы в современном дошкольном образовательном учреждении». ПАМЯТКА для педагогов.

«Назначение и особенности образовательной программы в современном дошкольном образовательном учреждении»...

«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»

Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого  качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается  удовл...

Представление опыта работы по теме самообразования: «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС».

Информатизация образования неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. По сути, это процесс обеспечения сферы образования методологическими и практическими разработками, оптимального использов...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенч...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практич...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практич...