Система работы по формированию поликультурной образовательной среды в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении г. Хабаровска «Детский сад №166»
статья на тему

Максименко Ирина Васильевна

Педагоги МА ДОУ №166 г. Хабаровска решают проблему формирования поликультурной образовательной среды. Совместно с МБОУ СОШ №16 г. Хабаровска создается единое образовательное пространство, вырабатываются единые подходы к формированию поликультурной образовательной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по  формированию поликультурной образовательной среды в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении г. Хабаровска «Детский сад №166»

Зам зав по ВМР МА ДОУ №166 г. Хабаровска И.В. Максименко

Актуальность

           Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтнической среде не новая, но она не может потерять своей актуальности до тех пор, пока сосуществуют народы. Актуальность темы обусловлена рядом событий и причин, происходящих в обществе и образовании в целом. С одной стороны, имеет место рост национального самосознания, а с другой - усиление проявлений национализма, шовинизма    

       Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих дошкольного образования, повышения требований к овладению мировым культурным наследиям и иностранным языкам. 
Переход от биполярного к поликультурному сотрудничеству, от диалога к полилогу культур предполагает не только наличие желания понять своего соседа по общему планетарному дому, но и наличие желания овладеть его языком. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
     Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

     Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. 
     В настоящее время зародилась новая педагогическая отрасль научного знания – поликультурная педагогика,являющаяся одним из направлений современной педагогической науки и образовательной практики.

Поликультурная педагогика освещает проблемы поликультурного воспитания и образования подрастающего поколения.

Поликультурное воспитание – это составной элемент мировоззрения человека, способ формирования его открытой, понимающей и принимающей позиции при соприкосновении с представителями разных культур, формирование отношения к своему и другим народам с помощью средств материальной, духовной и нравственной культуры.

Поликультурное образование подразумевает систему знаний детей о материальной, духовной и нормативной культуре разных народов.

Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества являются знания основных понятий поликультурного образования и воспитания; умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы; умение организовать педагогический процесс как диалог разных культур.

     Несмотря на достаточное освещение проблемы в педагогической литературе, существует нехватка систематизированного практического материала именно для детей дошкольного возраста, нацеленного на их знакомство с другими народами и национальностями.

     Система формирования поликультурной образовательной среды МА ДОУ №166 учитывает потребности педагогов в комплексном подходе к обучению, воспитанию и развитию ребенка. Является необходимым дополнением к существующим примерным образовательным программам дошкольного образования.

Новизна

     В системе использован комплексный материал с определением целей, задач и содержания образовательной и воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

     Поликультурное воспитание детей осуществляется в трех направлениях:

-- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

-- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления -- информационного насыщения -- важно вызвать адекватный эмоциональный отклик в душе ребенка);

-- обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

      Содержание дошкольного образования обеспечивает формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.        

      Знакомясь с культурами разных народов, дети  черпают их духовные основы, обучаются принципам, применимым  всегда, т.е. в прошлом, настоящем и в будущем, и везде. Развивая ребенка в этнокультурной среде, мы  делаем акцент на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей Родине. Различные народы показываются в их жизненной ситуации, вместе с их стилем жизни, традициями, особенностями и жизненными обстоятельствами. 

      В дошкольном возрасте не встает еще вопрос национальной терпимости, это чуждо данному возрасту, малыши максимально открыты любой культуре.

В дошкольном учреждении разработана педагогическая модель интегрированного образования дошкольников  в контексте  культур народов родного края, т.е. поликультурное  пространство, в которую кроме дошкольного учреждения вошла семья, школа.

Условия реализации

     Приобщение детей к национальной культуре и традициям происходит через создание следующих условий:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

     Система формирования поликультурной образовательной среды будет действовать эффективно только при условии интеграции образовательных областей в процессе образовательной деятельности.

     Еще одним условием является вовлечение родителей в образовательный процесс и опора на опыт семейного воспитания.

     Основой всей образовательной деятельности становится высокий уровень педагогической компетентности воспитателей. Достижение ее возможно при налаженном обучении педагогов, в том числе корпоративном, и самообразовании.

                     

Цель

     Формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей. 

Задачи

- воспитание у дошкольников чувство гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить культурное наследие своей страны;
- развитие у детей понимания того, что все люди равны и должны жить в мире и согласии друг с другом;
- повышение культурного уровня педагогов детского сада; расширение знаний о культуре других национальностей.
- развитие у педагогов, родителей и детей толерантности по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в культурном облике человека и его эмоциональной сфере. 

Методы и формы воспитательного воздействия

Приоритет отдается игровой форме организации непосредственной образовательной деятельности.

При интеграции образовательных областей проводится:

  • Познавательная деятельность (музейная педагогика, презентации, фильмы, знакомство с энциклопедическим материалом и живописью, дидактические игры, конструирование, создание проблемных ситуаций).
  • Коммуникативная деятельность (все виды бесед, рассказы, обмен опыта работы с педагогами детских садов региона).
  • Социальная деятельность (знакомство с национальными играми, с традициями народа).
  • Чтение художественной литературы (литературные викторины, театральная деятельность, создание мини-библиотеки).
  • Художественное творчество (изучение творчества разных народов, художественная деятельность (изготовление народных игрушек, элементов костюмов, роспись предметов быта, посуды).
  • Музыкальное воспитание: знакомство с народными инструментами (в соответствии с возрастными особенностями детей), музыкально- дидактические игры, развлечения, праздники)
  • Физическое развитие (подвижные игры разных народов, праздники и развлечения.

Рекомендации для педагогов ДОУ по вопросам поликультурного воспитания детей (международный опыт)

  • Пробуждать интерес к собственным и иным расовым характеристикам

- давать повод гордиться своей расой и отсекать суждения о расовом превосходстве;

  • Исключить появление суждения о том, будто люди с темным и смуглым цветом кожи относятся ко «второму сорту»;
  • Давать максимальные  доступные сведения о национальных особенностях сверстников;
  • Для игр предлагаются куклы, олицетворяющие разные народы страны:
  • Поощрять благожелательное отношение к культурному многообразию;
  • Дать возможность слушать фольклорную музыку этносов;
  • Знакомить дошкольников с одеждой  и предметами разных культур (нанайский халат, грузинская папаха, испанская гитара, ковбойская шляпа и пр.)

Поликультурная среда детского сада: компоненты.

 Массовая культура внушает людям мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению общественными. В провозглашаемом новом жизненном порядке фактически отрицается сила добра и справедливости, утверждается победа сильнейшего, слабому и беззащитному отводится последнее место в обществе. Молодежь заряжается завистью, корыстью, жаждой легкой наживы. Наиболее ярким проявлением «массовой культуры» считают «кич» («дурной товар» - нем.), «дешевка», «халтура». Он уродует и вытесняет национальные культуры. Иммунитет против разлагающего воздействия  на человека массовой культуры вырабатывает только национальная, подлинно народная культура, которую получают учащиеся через образование и воспитание.

На основе взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур происходит обогащение и развитие общечеловеческой культуры.
Состояние современной культуры обуславливает особую значимость интегрированного подхода в воспитательно-образовательном процессе. Ориентация на освоение, сохранение и приобщение к этнической культуре молодого поколения предполагает адекватные этой культуре методы междисциплинарного освоения материала.

Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить  в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, социально-политического, культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений.
1. 
«Историко-этнографический блок» включает в себя знания истории, географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа и предполагает наличие умений пополнения, углубления и совершенствования знаний по истории, географии, этнографии страны и творческого использования этих знаний в процессе общения; подбор и систематизация материала по традициям и обычаям и т.д.

2. «Социально-политический блок» включает в себя

знание государственного устройства, структуры государственной власти, системы социальных институтов (образование, здравоохранение), развитие науки, техники, производства и социальной защиты. Для его реализации необходимы накопление  и систематизация знаний по социально-политическому устройству страны, умение ориентироваться в системе социальных институтов, достижений науки, техники, производства для осуществления социокультурного общения.

3. «Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны.

4. «Лингвистический блок» включает в себя знание языка, его строение (фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология), а также аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе.

В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности.

Социально-педагогическая среда предстает как совокупность отношений между всеми субъектами, обеспечивающими и реализующими функцию образования  в соответствии с социально значимыми целями и оказывающими непосредственное или опосредованное воздействие на формирование личности детей.

Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.
В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребенка, формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре:

1. Имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов.
2. Имеется уголок краеведения («изба», комната быта и прочее).
3. Имеются образцы народного быта
4. Имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).
5. Имеется художественная литература (сказки и легенды разных народов).

Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но  и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая.

Необходимо целенаправленно использовать возможности  естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, воспитателями, другими детьми.

Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.

Любая образовательная среда России является педагогической средой полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют взаимной предвзятости. Понимание этой проблемы актуально и в наши дни.

Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, затрагивающие формирование:

  • личности человека как носителя своей национальной культуры;
  • человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру, язык других наций.

Компоненты поликультурной среды 

Личность и общество

Личность и семья

Религия
Этнос
Родной язык
Средства массовой информации
Средства народной педагогики
Методы народной педагогики

Родители
Семейные обычаи
Обычаи
Традиции
Сказки, детский фольклор
Пример, совет, укор

Личность и общество сверстников

Личность и значимые взрослые

Инициация
Взаимоотношения со сверстниками
Правила поведения детей

Наставник
Воспитатель
Семья, воспитатель

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения  с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.

 

План работы

МА ДОУ №166 по поликультурному образованию дошкольников на 2016-2017г

Работа с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с социумом

Задача на учебный год: формировать основы толерантности у дошкольников через музейную педагогику

 

Педсовет №1 «Утверждение плана работы по поликультурному образованию (Сентябрь)

 

Организация выставки новинок педагогической литературы по поликультурному образованию (Октябрь)

 

Оформление в группах уголков по поликультурному образованию (Ноябрь)

 

Изучение передового педагогического опыта по воспитанию основ толерантности у дошкольников (Декабрь)

Педсовет № 3 «Задачи формирования поликультурной  образовательной среды в ДОУ и школе»

(совместно с педагогами МБОУ СОШ №16) (Январь)

Оформление картотеки подвижных игр народов мира (Февраль)

Консультация «Новые технологии и методы воспитания толерантности у дошкольников» (Март)

Семинар-практикум «Как снизить агрессивность у детей» (Апрель)

 Круглый стол «Игра как средство формирования доброжелательных отношений детей со сверстниками и взрослыми» (Май)

 Анкетирование педагогов «Уровень толерантности детей вашей группы» (Май)

Циклы занятий по темам: «Дружные ребята» (младший возраст)

«Мой город, моя страна» (средний возраст)

«Планета людей» (старший возраст)(В течение года)

Чтение художественной литературы: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира

(В течение года)

 Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира

(В течение года)

 Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия (В течение года)

Игры в течение года:

-русские народные подвижные игры, подвижные игры народов мира;

-игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

- игры и игровые упражнения, направленные на развитие умений невербального общения;

-  упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми, воспитание уважения к людям различных национальностей и рас;

-цикл бесед, направленных на освоение и практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам (В течение года)

Слушание музыки и разучивание песен народов мира (В течение года)

 Проведение русских народных праздников в соответствии с народным календарем

 (В течение года)

Выставка «Хабаровск – многонациональный»  (Апрель)

Проведение экскурсий в уголок регионального компонента с целью знакомства с истоками русской культуры и культуры коренных народов Дальнего Востока

(В течение года)

 Коррекционно-развивающая работа с детьми по поведению и взаимодействию друг с другом.

(В течение года)

Занятия по английскому языку в группах старшего дошкольного возраста

Проведение спортивного развлечения «Ярмарка народных игр» (Ноябрь)

Викторина «Кто где живёт?» (Январь)

Развлечение «Хоровод дружбы» (Март)

 

Изучение социального статуса семей воспитанников (Сентябрь)

 Диагностика социальной ситуации развития ребёнка в семье (Сентябрь – октябрь)

 Оформление фотовыставки «Клуб путешествий» (Сентябрь)

 Выпуск тематических групповых газет

(В течение года)

 Выставка рисунков «Семейные традиции» (Ноябрь)

 Родительское собрание «Поговорим о толерантности» в старшей группе № 9 (Январь)

 Оформление стенда для родителей «Права ребёнка» (Март)

 Педагогический проект «Генеалогическое древо моей семьи» (Апрель – май)

 

 

 

Заключение договоров с социокультурными учреждениями

(Сентябрь)

 Преемственность работы со школой по проблеме формирования поликультурной образовательной среды

(в течение года)

 Участие воспитанников детского сада в фестивале «Хабаровс к– многонациональный » (Апрель)

 Выступление учащихся музыкальной школы в детском саду (Май)

Проведение спортивного праздника совместно с первоклассниками МБОУ СОШ №16 (Февраль)

 

Критерии оценки сформированности  у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности

•  наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях;

•  наличие знаний о русских и зарубежных писателях, поэтах, композиторах;  знание  сказок разных народов;

•  наличие  представлений о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях;

•  знают историю города, в котором живём, достопримечательности;

•  имеют представление о странах, людях, их населяющих, традициях, играх, о великих людях мира;

•  умеют анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей с взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах). Проявляют уважение к старшим, чуткость, вежливость, сострадание;

•  умеют управлять своими чувствами, настроением;

•  умеют оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать  неконфликтные отношения  со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они есть;

•  понимают и принимают  другую культуру; проявляют интерес  к событиям жизни детей разных народов;

•  умеют выражать свои мысли в рассказах о достижениях,  мечтах, планах на будущее, о подготовке к школе; анализе своих поступков и поступков других людей.

Диагностика «Я и мир вокруг меня»

Метод проведения: беседа

.Что такое «Я» и как ты это понимаешь?

.У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?

.Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?

.Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение? Кто в твоей семье главный?

.Как нужно себя вести в детском саду, в общественных местах, среди сверстников?

. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь, это злой, жестокий человек?

. Ты не ссоришься со сверстниками, значит, боишься или проявляешь терпение, терпимость?

. К вам в группу пришел новый ребёнок, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?

. Где живут русские (белорусы, поляки, англичане, американцы и т.д.)?

.Чем славится наш город, Россия?

.Какая страна самая холодная (жаркая)?

. Как ты думаешь, во что любят играть дети в Америке?

.Как выглядит одежда людей, живущих в жаркой (холодной) стране?

. Как ты будешь встречать гостя из другой страны?

. Что такое мир? Что такое война?

. Что нужно делать, чтобы на нашей планете был мир?

Анкета для родителей дошкольников

Выбранный вами вариант  ответа  обводится кружком.

Опрос анонимный. Спасибо за участие в опросе!

1.Группу, которую посещает Ваш ребенок, можно назвать дружной?

1.      да                                                    4. нет

2.      скорее да                                        5. затрудняюсь ответить

3.      скорее нет

2. В среде своих сверстников Ваш ребенок чувствует себя комфортно?

  1. да                                                       4. нет 
  2. скорее да, чем нет                            5. затрудняюсь ответить
  3. скорее нет, чем да

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к Вашему ребенку?

  1. очень доброжелательны                   4. не доброжелательны
  2. скорее доброжелательны                  5. затрудняюсь ответить
  3. не очень доброжелательны

4.Педагоги  учитывают индивидуальные способности нашего ребенка?

  1. в большинстве случаев учитывают
  2. иногда учитывают, иногда нет
  3. моего ребенка учителя не понимают
  4. затрудняюсь ответить

5.  В детском саду формируют терпимые (толерантные)  отношения к представителям других национальностей?

  1. да                                                                4. нет 
  2. скорее да                                                    5. затрудняюсь ответить
  3. скорее нет

6. Воспитатели способствует формированию уважительного поведения Вашего ребенка другим людям?

  1. да                                                              4. нет   
  2. скорее да                                                 5. затрудняюсь ответить
  3. скорее нет

7. Знает ли Ваш ребенок значение таких понятий, как ..

 

Знает

Не знает

Затрудняюсь ответить

1. Родина

1

2

3

2. гражданин

1

2

3

3. страна

1

2

3

4. дружба

1

2

3

5. мир

1

2

3

6. согласие

1

2

3

 8. На каком языке Вы чаще всего разговариваете дома с ребенком?

  1. на русском
  2. на другом
  3. и на русском, и на другом
  4. на другом языке, на каком?_______________________________ 

9. На ваш взгляд, какие качества, чувства должны в первую очередь прививаться в детском саду? (выберите не более двух вариантов ответа)

  1. привития любви к родному языку
  2. привития любви к родной истории
  3. привития любви к родному краю
  4. формирования потребности в изучении родного языка
  5. формирования потребности в изучении традиций и обычаев родного народа
  6. привития интереса к изучению истории, обычаев, традиций двух народов
  7. более высокого уровня формирования общей культуры ребенка
  8. формирования чувства дружелюбия, коллективизма, оказания помощи другим
  9. затрудняюсь ответить

Используемая литература

  1. Интернет-ресурсы

http://www.moluch.ru/archive/62/9418/

http://festival.1september.ru/articles/509453/

http://ilovedomain.ru/referat/ucheba/my-raznye-no-my-vmeste31657/

http://letopisi.org/index.php/Учебный_социальный_проект_Мы_разные,_но_мы_вместе

http://www.bibliofond.ru

http:// www.maaam.ru
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 
http://www.dissercat.com

http://nsportal.ru

  1. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.
  2. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.
  3.  Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18.
  4. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М.: Педагогика, 2001. - 118с.
  5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. /Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
    6. Как научить любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей. /Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, JI.B. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. - 168 с.
  6. Музенитова Э.А.    Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора: дис. … канд. пед. наук. -  Ростов-на-Дону, 2009. — 250 с




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №66 «Забавушка» за 2016-2017 учебный год

Анализ работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада   №66 «Забавушка»  за 2016-2017 учебный год...

Индивидуальный план работы воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 86» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на межаттестационный период 2019-2023 г.г.

Индивидуальный план работы воспитателямуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 86»Нижнекамского муниципального района Республ...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ

Дополнительная  образовательная программа  для детей дошкольного возраста муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО,  СОС...

Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш», реализующего образовательную программу дошкольного образования

Программа определяет содержание и организацию воспитательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их ...