Система работы по формированию поликультурной образовательной среды в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении г. Хабаровска «Детский сад №166»
статья на тему
Педагоги МА ДОУ №166 г. Хабаровска решают проблему формирования поликультурной образовательной среды. Совместно с МБОУ СОШ №16 г. Хабаровска создается единое образовательное пространство, вырабатываются единые подходы к формированию поликультурной образовательной среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию поликультурной образовательной среды в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении г. Хабаровска «Детский сад №166»
Зам зав по ВМР МА ДОУ №166 г. Хабаровска И.В. Максименко
Актуальность
Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтнической среде не новая, но она не может потерять своей актуальности до тех пор, пока сосуществуют народы. Актуальность темы обусловлена рядом событий и причин, происходящих в обществе и образовании в целом. С одной стороны, имеет место рост национального самосознания, а с другой - усиление проявлений национализма, шовинизма
Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих дошкольного образования, повышения требований к овладению мировым культурным наследиям и иностранным языкам.
Переход от биполярного к поликультурному сотрудничеству, от диалога к полилогу культур предполагает не только наличие желания понять своего соседа по общему планетарному дому, но и наличие желания овладеть его языком. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
В настоящее время зародилась новая педагогическая отрасль научного знания – поликультурная педагогика,являющаяся одним из направлений современной педагогической науки и образовательной практики.
Поликультурная педагогика освещает проблемы поликультурного воспитания и образования подрастающего поколения.
Поликультурное воспитание – это составной элемент мировоззрения человека, способ формирования его открытой, понимающей и принимающей позиции при соприкосновении с представителями разных культур, формирование отношения к своему и другим народам с помощью средств материальной, духовной и нравственной культуры.
Поликультурное образование подразумевает систему знаний детей о материальной, духовной и нормативной культуре разных народов.
Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества являются знания основных понятий поликультурного образования и воспитания; умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы; умение организовать педагогический процесс как диалог разных культур.
Несмотря на достаточное освещение проблемы в педагогической литературе, существует нехватка систематизированного практического материала именно для детей дошкольного возраста, нацеленного на их знакомство с другими народами и национальностями.
Система формирования поликультурной образовательной среды МА ДОУ №166 учитывает потребности педагогов в комплексном подходе к обучению, воспитанию и развитию ребенка. Является необходимым дополнением к существующим примерным образовательным программам дошкольного образования.
Новизна
В системе использован комплексный материал с определением целей, задач и содержания образовательной и воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Поликультурное воспитание детей осуществляется в трех направлениях:
-- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
-- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления -- информационного насыщения -- важно вызвать адекватный эмоциональный отклик в душе ребенка);
-- обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Содержание дошкольного образования обеспечивает формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Знакомясь с культурами разных народов, дети черпают их духовные основы, обучаются принципам, применимым всегда, т.е. в прошлом, настоящем и в будущем, и везде. Развивая ребенка в этнокультурной среде, мы делаем акцент на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей Родине. Различные народы показываются в их жизненной ситуации, вместе с их стилем жизни, традициями, особенностями и жизненными обстоятельствами.
В дошкольном возрасте не встает еще вопрос национальной терпимости, это чуждо данному возрасту, малыши максимально открыты любой культуре.
В дошкольном учреждении разработана педагогическая модель интегрированного образования дошкольников в контексте культур народов родного края, т.е. поликультурное пространство, в которую кроме дошкольного учреждения вошла семья, школа.
Условия реализации
Приобщение детей к национальной культуре и традициям происходит через создание следующих условий:
1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Система формирования поликультурной образовательной среды будет действовать эффективно только при условии интеграции образовательных областей в процессе образовательной деятельности.
Еще одним условием является вовлечение родителей в образовательный процесс и опора на опыт семейного воспитания.
Основой всей образовательной деятельности становится высокий уровень педагогической компетентности воспитателей. Достижение ее возможно при налаженном обучении педагогов, в том числе корпоративном, и самообразовании.
Цель
Формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Задачи
- воспитание у дошкольников чувство гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить культурное наследие своей страны;
- развитие у детей понимания того, что все люди равны и должны жить в мире и согласии друг с другом;
- повышение культурного уровня педагогов детского сада; расширение знаний о культуре других национальностей.
- развитие у педагогов, родителей и детей толерантности по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в культурном облике человека и его эмоциональной сфере.
Методы и формы воспитательного воздействия
Приоритет отдается игровой форме организации непосредственной образовательной деятельности.
При интеграции образовательных областей проводится:
- Познавательная деятельность (музейная педагогика, презентации, фильмы, знакомство с энциклопедическим материалом и живописью, дидактические игры, конструирование, создание проблемных ситуаций).
- Коммуникативная деятельность (все виды бесед, рассказы, обмен опыта работы с педагогами детских садов региона).
- Социальная деятельность (знакомство с национальными играми, с традициями народа).
- Чтение художественной литературы (литературные викторины, театральная деятельность, создание мини-библиотеки).
- Художественное творчество (изучение творчества разных народов, художественная деятельность (изготовление народных игрушек, элементов костюмов, роспись предметов быта, посуды).
- Музыкальное воспитание: знакомство с народными инструментами (в соответствии с возрастными особенностями детей), музыкально- дидактические игры, развлечения, праздники)
- Физическое развитие (подвижные игры разных народов, праздники и развлечения.
Рекомендации для педагогов ДОУ по вопросам поликультурного воспитания детей (международный опыт)
- Пробуждать интерес к собственным и иным расовым характеристикам
- давать повод гордиться своей расой и отсекать суждения о расовом превосходстве;
- Исключить появление суждения о том, будто люди с темным и смуглым цветом кожи относятся ко «второму сорту»;
- Давать максимальные доступные сведения о национальных особенностях сверстников;
- Для игр предлагаются куклы, олицетворяющие разные народы страны:
- Поощрять благожелательное отношение к культурному многообразию;
- Дать возможность слушать фольклорную музыку этносов;
- Знакомить дошкольников с одеждой и предметами разных культур (нанайский халат, грузинская папаха, испанская гитара, ковбойская шляпа и пр.)
Поликультурная среда детского сада: компоненты.
Массовая культура внушает людям мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению общественными. В провозглашаемом новом жизненном порядке фактически отрицается сила добра и справедливости, утверждается победа сильнейшего, слабому и беззащитному отводится последнее место в обществе. Молодежь заряжается завистью, корыстью, жаждой легкой наживы. Наиболее ярким проявлением «массовой культуры» считают «кич» («дурной товар» - нем.), «дешевка», «халтура». Он уродует и вытесняет национальные культуры. Иммунитет против разлагающего воздействия на человека массовой культуры вырабатывает только национальная, подлинно народная культура, которую получают учащиеся через образование и воспитание.
На основе взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур происходит обогащение и развитие общечеловеческой культуры.
Состояние современной культуры обуславливает особую значимость интегрированного подхода в воспитательно-образовательном процессе. Ориентация на освоение, сохранение и приобщение к этнической культуре молодого поколения предполагает адекватные этой культуре методы междисциплинарного освоения материала.
Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, социально-политического, культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений.
1. «Историко-этнографический блок» включает в себя знания истории, географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа и предполагает наличие умений пополнения, углубления и совершенствования знаний по истории, географии, этнографии страны и творческого использования этих знаний в процессе общения; подбор и систематизация материала по традициям и обычаям и т.д.
2. «Социально-политический блок» включает в себя
знание государственного устройства, структуры государственной власти, системы социальных институтов (образование, здравоохранение), развитие науки, техники, производства и социальной защиты. Для его реализации необходимы накопление и систематизация знаний по социально-политическому устройству страны, умение ориентироваться в системе социальных институтов, достижений науки, техники, производства для осуществления социокультурного общения.
3. «Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны.
4. «Лингвистический блок» включает в себя знание языка, его строение (фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология), а также аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе.
В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности.
Социально-педагогическая среда предстает как совокупность отношений между всеми субъектами, обеспечивающими и реализующими функцию образования в соответствии с социально значимыми целями и оказывающими непосредственное или опосредованное воздействие на формирование личности детей.
Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.
В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребенка, формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре:
1. Имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов.
2. Имеется уголок краеведения («изба», комната быта и прочее).
3. Имеются образцы народного быта
4. Имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).
5. Имеется художественная литература (сказки и легенды разных народов).
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая.
Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, воспитателями, другими детьми.
Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.
Любая образовательная среда России является педагогической средой полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют взаимной предвзятости. Понимание этой проблемы актуально и в наши дни.
Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, затрагивающие формирование:
- личности человека как носителя своей национальной культуры;
- человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру, язык других наций.
Компоненты поликультурной среды
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.
План работы
МА ДОУ №166 по поликультурному образованию дошкольников на 2016-2017г
Работа с педагогами | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с социумом |
Задача на учебный год: формировать основы толерантности у дошкольников через музейную педагогику
Педсовет №1 «Утверждение плана работы по поликультурному образованию (Сентябрь)
Организация выставки новинок педагогической литературы по поликультурному образованию (Октябрь)
Оформление в группах уголков по поликультурному образованию (Ноябрь)
Изучение передового педагогического опыта по воспитанию основ толерантности у дошкольников (Декабрь) Педсовет № 3 «Задачи формирования поликультурной образовательной среды в ДОУ и школе» (совместно с педагогами МБОУ СОШ №16) (Январь) Оформление картотеки подвижных игр народов мира (Февраль) Консультация «Новые технологии и методы воспитания толерантности у дошкольников» (Март) Семинар-практикум «Как снизить агрессивность у детей» (Апрель) Круглый стол «Игра как средство формирования доброжелательных отношений детей со сверстниками и взрослыми» (Май) Анкетирование педагогов «Уровень толерантности детей вашей группы» (Май) | Циклы занятий по темам: «Дружные ребята» (младший возраст) «Мой город, моя страна» (средний возраст) «Планета людей» (старший возраст)(В течение года) Чтение художественной литературы: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира (В течение года) Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира (В течение года) Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия (В течение года) Игры в течение года: -русские народные подвижные игры, подвижные игры народов мира; -игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; - игры и игровые упражнения, направленные на развитие умений невербального общения; - упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми, воспитание уважения к людям различных национальностей и рас; -цикл бесед, направленных на освоение и практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам (В течение года) Слушание музыки и разучивание песен народов мира (В течение года) Проведение русских народных праздников в соответствии с народным календарем (В течение года) Выставка «Хабаровск – многонациональный» (Апрель) Проведение экскурсий в уголок регионального компонента с целью знакомства с истоками русской культуры и культуры коренных народов Дальнего Востока (В течение года) Коррекционно-развивающая работа с детьми по поведению и взаимодействию друг с другом. (В течение года) Занятия по английскому языку в группах старшего дошкольного возраста Проведение спортивного развлечения «Ярмарка народных игр» (Ноябрь) Викторина «Кто где живёт?» (Январь) Развлечение «Хоровод дружбы» (Март)
| Изучение социального статуса семей воспитанников (Сентябрь) Диагностика социальной ситуации развития ребёнка в семье (Сентябрь – октябрь) Оформление фотовыставки «Клуб путешествий» (Сентябрь) Выпуск тематических групповых газет (В течение года) Выставка рисунков «Семейные традиции» (Ноябрь) Родительское собрание «Поговорим о толерантности» в старшей группе № 9 (Январь) Оформление стенда для родителей «Права ребёнка» (Март) Педагогический проект «Генеалогическое древо моей семьи» (Апрель – май)
| Заключение договоров с социокультурными учреждениями (Сентябрь) Преемственность работы со школой по проблеме формирования поликультурной образовательной среды (в течение года) Участие воспитанников детского сада в фестивале «Хабаровс к– многонациональный » (Апрель) Выступление учащихся музыкальной школы в детском саду (Май) Проведение спортивного праздника совместно с первоклассниками МБОУ СОШ №16 (Февраль)
|
Критерии оценки сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности
• наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях;
• наличие знаний о русских и зарубежных писателях, поэтах, композиторах; знание сказок разных народов;
• наличие представлений о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях;
• знают историю города, в котором живём, достопримечательности;
• имеют представление о странах, людях, их населяющих, традициях, играх, о великих людях мира;
• умеют анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей с взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах). Проявляют уважение к старшим, чуткость, вежливость, сострадание;
• умеют управлять своими чувствами, настроением;
• умеют оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они есть;
• понимают и принимают другую культуру; проявляют интерес к событиям жизни детей разных народов;
• умеют выражать свои мысли в рассказах о достижениях, мечтах, планах на будущее, о подготовке к школе; анализе своих поступков и поступков других людей.
Диагностика «Я и мир вокруг меня»
Метод проведения: беседа
.Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
.У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
.Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
.Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение? Кто в твоей семье главный?
.Как нужно себя вести в детском саду, в общественных местах, среди сверстников?
. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь, это злой, жестокий человек?
. Ты не ссоришься со сверстниками, значит, боишься или проявляешь терпение, терпимость?
. К вам в группу пришел новый ребёнок, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?
. Где живут русские (белорусы, поляки, англичане, американцы и т.д.)?
.Чем славится наш город, Россия?
.Какая страна самая холодная (жаркая)?
. Как ты думаешь, во что любят играть дети в Америке?
.Как выглядит одежда людей, живущих в жаркой (холодной) стране?
. Как ты будешь встречать гостя из другой страны?
. Что такое мир? Что такое война?
. Что нужно делать, чтобы на нашей планете был мир?
Анкета для родителей дошкольников
Выбранный вами вариант ответа обводится кружком.
Опрос анонимный. Спасибо за участие в опросе!
1.Группу, которую посещает Ваш ребенок, можно назвать дружной?
1. да 4. нет
2. скорее да 5. затрудняюсь ответить
3. скорее нет
2. В среде своих сверстников Ваш ребенок чувствует себя комфортно?
- да 4. нет
- скорее да, чем нет 5. затрудняюсь ответить
- скорее нет, чем да
3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к Вашему ребенку?
- очень доброжелательны 4. не доброжелательны
- скорее доброжелательны 5. затрудняюсь ответить
- не очень доброжелательны
4.Педагоги учитывают индивидуальные способности нашего ребенка?
- в большинстве случаев учитывают
- иногда учитывают, иногда нет
- моего ребенка учителя не понимают
- затрудняюсь ответить
5. В детском саду формируют терпимые (толерантные) отношения к представителям других национальностей?
- да 4. нет
- скорее да 5. затрудняюсь ответить
- скорее нет
6. Воспитатели способствует формированию уважительного поведения Вашего ребенка другим людям?
- да 4. нет
- скорее да 5. затрудняюсь ответить
- скорее нет
7. Знает ли Ваш ребенок значение таких понятий, как ..
| Знает | Не знает | Затрудняюсь ответить |
1. Родина | 1 | 2 | 3 |
2. гражданин | 1 | 2 | 3 |
3. страна | 1 | 2 | 3 |
4. дружба | 1 | 2 | 3 |
5. мир | 1 | 2 | 3 |
6. согласие | 1 | 2 | 3 |
8. На каком языке Вы чаще всего разговариваете дома с ребенком?
- на русском
- на другом
- и на русском, и на другом
- на другом языке, на каком?_______________________________
9. На ваш взгляд, какие качества, чувства должны в первую очередь прививаться в детском саду? (выберите не более двух вариантов ответа)
- привития любви к родному языку
- привития любви к родной истории
- привития любви к родному краю
- формирования потребности в изучении родного языка
- формирования потребности в изучении традиций и обычаев родного народа
- привития интереса к изучению истории, обычаев, традиций двух народов
- более высокого уровня формирования общей культуры ребенка
- формирования чувства дружелюбия, коллективизма, оказания помощи другим
- затрудняюсь ответить
Используемая литература
- Интернет-ресурсы
http://www.moluch.ru/archive/62/9418/
http://festival.1september.ru/articles/509453/
http://ilovedomain.ru/referat/ucheba/my-raznye-no-my-vmeste31657/
http://letopisi.org/index.php/Учебный_социальный_проект_Мы_разные,_но_мы_вместе
http:// www.maaam.ru
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com
http://nsportal.ru
- О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.
- Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.
- Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18.
- Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М.: Педагогика, 2001. - 118с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. /Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
6. Как научить любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей. /Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, JI.B. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. - 168 с. - Музенитова Э.А. Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора: дис. … канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. — 250 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованного вида деятельности по теме «Путешествие на остров звуков» с детьми старшего дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 «Морячок» муниципального образования город-курорт Г
Конспект логопедического занятия...
План физкультурно – оздоровительной работы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №4 «Рябинушка»
Тематическое планирование занятий для воспитанников 3-7 лет...
Анализ работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №66 «Забавушка» за 2016-2017 учебный год
Анализ работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №66 «Забавушка» за 2016-2017 учебный год...
Индивидуальный план работы воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 86» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на межаттестационный период 2019-2023 г.г.
Индивидуальный план работы воспитателямуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 86»Нижнекамского муниципального района Республ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОС...
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш», реализующего образовательную программу дошкольного образования
Программа определяет содержание и организацию воспитательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их ...