Организационные -педагогические условия развития поликультурной образовательной среды в ДОУ
статья (подготовительная группа)

В статье рассматривается воспитательная работа МАДОУ «Детский сад №260» г. Казани Вахитовского района, в рамках федеральной экспериментальной площадки по направлению: «Организационно – педагогические условия развития поликультурной образовательной среды », реализующая  специально разработанную программу, основанной на цифровизации образования в плане поликультурной образовательной среды, которая способствует формированию поликультурной образовательной среды в дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fattahovoy_l.r_koklinoy_r.m.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Организационные  - педагогические условия развития поликультурной образовательной среды в ДОУ

 Фаттахова Л.Р. ,  Коклина  Р. М.

Аннотация:

В статье рассматривается воспитательная работа МАДОУ «Детский сад №260» г. Казани Вахитовского района, в рамках федеральной экспериментальной площадки по направлению: «Организационно – педагогические условия развития поликультурной образовательной среды », реализующая  специально разработанную программу, основанной на цифровизации образования в плане поликультурной образовательной среды, которая способствует формированию поликультурной образовательной среды в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: культура, нравственность, пространство  детского сада, открытость к другим культура.

Знакомясь с культурами разных народов, дети черпают их духовные основы, обучаются принципам, применимым всегда, т.е. в прошлом, настоящем и в будущем, и везде. Развивая ребенка в этнокультурной среде, мы делаем акцент на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей Родине. Различные народы показываются в их жизненной ситуации, вместе с их стилем жизни, традициями, особенностями и жизненными обстоятельствами.

В частности, показано, поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обряда.

Поликультурное воспитание в МАДОУ «Детском саду №260» Вахитовского района г. Казани «Аленушка» предусматривает разработку и реализацию  комплекса мероприятий,  по повышению социальной роли семьи. Большую работу в этом плане проводят воспитатели, знакомя дошкольников с условиями проживания и культурой различных стран, а также республик. Это и заочные экскурсии, и тематические беседы, и общение через сеть Интернет со сверстниками из других стран. В группе постоянно обновляются стенды, рассказывающие о новинках литературы, кино, достижениях науки той или иной страны.

Приобщение детей к национальной культуре и традициям в деятельности дошкольного образовательного учреждения включает:

- окружение ребёнка предметами национального характера; использование фольклора во всех его жанрах (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);

- народные праздники и традиции, в которых фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений;

- ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение национальным изобразительным искусством.

 Практика работы дошкольного образовательного учреждения в направлении формирования поликультурной позиции располагает разными формами и технологиями работы с семьями: выпуск семейных газет; проектная деятельность; использование семейных фотоальбомов в режимных процессах; анкетирование, консультации, беседы; фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп; семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей и др.

В нашем детском саду создаются народные уголки, мини-музеи, где учащиеся смогут познакомиться с жизнью, традициями и ремеслами различных народов: русской, татарской и удмуртской национальностей, а также воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Родители  активно участвуют в добавлении экспонатов в музей - это  старые предметы домашнего обихода и посуда

Мини-музей расположен прямо в детском саду. Здесь же можно найти коллекцию декоративно-прикладного искусства русских, удмуртских, татарских и других национальностей, проживающих в регионе, игрушки из глины, куклы в национальных костюмах. В мини-музее национальных культур дети проводят беседы на различные темы, характеризующие культуру и быт народов, живущих в регионе, а в группах - экскурсии по музейному содержанию.

 В течение учебного года,   реализуются проекты в старшей и подготовительной группе: «Друг за дружку держаться - ничего не бояться!», «Детский сад», «Игры во дворе».

Проводится  комплекс занятий: «Моя семья»,  «Мои друзья», «Россия - огромная страна», « Для чего нужна школа», «Путешествие по профессиям». «Наши защитники», «Моё отечество – Россия»,  «О том,  как дружба в беде помогает», «К нам гости пришли», «Вечер в крестьянском доме», «В магазин за подарками, «Дедушкина ферма», «В гостях у народных мастеров»,  «Малыш у себя дома»,  «Наши соседи», «Узнай все о себе».

Проводятся утренники  – как средство поликультурного воспитания: «Мне на тебя не наглядеться любимый с детства уголок», «День матери», «Русские посиделки».

Педагоги МАДОУ «Детский сад №260» Вахитовского района г. Казани «Аленушка» используют в своей практике по поликультурному воспитанию материалы консультаций, конспекты бесед «О символах нашей Родины», «О дружбе разных народов» и другие. Широко применяют  наглядный материал, используют инновационные технологии с показом слайдов-презентаций, аудиозаписей. Знания детей систематически закрепляют в сюжетно-ролевых играх и разнообразных видах деятельности.

Таким образом, поликультурное воспитание подрастающего поколения можно и нужно начинать с дошкольного возраста.

Итак, проведенный теоретический анализ подтверждает, что эффективность работы с дошкольниками связана с умением формировать поликультурную позицию на основе взаимосвязи национальных традиций, общей культуры и современных технологий.

Список литературы

  1. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. - 2017. - № 5. - С. 16–19.
  2. Абсалямова А. Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2018, №5 - С. 50-55.
  3. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М.: Педагогика, 2017. - 118с.
  4. Артурская О. А., Маслячкина Р. В. Создание предметно-пространственной среды посредством использования информационных технологий // Дошкольное образование: опыт, проблемы. Перспективы развития. 2016. № 2. С. 181-184.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

В статье  рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

На современном этапе развития педагогической науки с каждым годом все более возрастает значение общения как сложной и многогранной деятельности, формирующейся в процессе усвоения социального опыта. Вы...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА»

В данной статье указывается о проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни, а так же раскрыта работа по вопросу приобщения детей дошкольного и младшего школьно возраста к здоровому образу жизни....

Организационно-педагогические условия ранней профориентации дошкольников в условиях детского сада

Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их в мотивы и отношения к собственному труду, труду ...

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

Организационно-педагогические условия сохранения и развития игровой культуры в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Многие педагоги и психологи, исследовавшие игровую дея​тельность дошкольников, отмечали, что для возникновения и ус​ложнения игровой деятельности ребенка наиболее существенное значение имеет руководст...

«Организационно-педагогические условия обучения и воспитания детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении»

Аннотация: В статье рассматриваются организационно- педагогические условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном учреждении.  Освещены п...