Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"
статья на тему
В статье рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д\с №44
Тема статьи:
«ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
Подготовила
Воспитатель: Кочешкова
Галина Николаевна
Высшая кв.категория
г. Арзамас
Поликультурное образование в России – это новая модель в системе образования, отвечающая современным требованиям и перспективам развития российского общества и государства, представляет собой образовательную систему, которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации (1, с. 11).
Словарь по общественным наукам дает следующее толкование поликультурному образованию: «Поликультурное образование – процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное приобщения к этнической, российской и мировой культурам» (2, с. 5).
Деятельность воспитателя ориентирована на взаимодействия с семьями: в формировании общей поликультуры, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка; в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка; в развитии содержательного партнерства как условие эффективного взаимодействия для создания единого образовательного пространства воспитанника дошкольного учреждения; в повышении уровня родительской компетенции.
Взаимодействие педагога с семьей предполагает: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования воспитанника, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе создание совместно с семьей образовательных и инновационных проектов на основе выявления потребности и поддержки образовательных инициатив родителей; консультативную поддержку родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей; предоставление семье информации об основной образовательной программе дошкольного образования и обсуждение с родителями вопросов, связанных с ее реализацией.
Создания Программы поликультурного образования, что на наш взгляд является созданием благоприятного гуманистически социального климата, способствующего гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп.
Нами выделены основные задачи: − знакомство детей с основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленные на сохранение национальных культур народов России; − воспитание и понимание самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям; − воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности (3 с.11)
При разработке Программы мы учитываем семейное воспитание, т.к. оно является неотъемлемой частью в воспитании всесторонней личности ребенка. Родители наших воспитанников являются не пассивными наблюдателями, а активными союзниками. Данная работа проводится через такие мероприятия, как семинары-практикумы, викторины, семейные посиделки, праздники: «Осинины», «Воронья каша», «Масленица», «Кукушкин чай» и мн.др. Развитие системы поликультурного дошкольного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства (4, с.4).
Приоритеты совместного развития воспитанников.
4-5 лет. Обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка; укрепление здоровья воспитанников; совершенствование диалогической речи; формирование игровых сообществ сверстников и поддержка разворачивания содержательной сюжетно-ролевой игры; развитие воображения в игре, в конструировании, художественном творчестве; поддержка любознательности и интереса к окружающему миру (выход за пределы непосредственного восприятия); формирование эталонных представлений о добре и зле; формирование культуры поведения в бытовых ситуациях; совершенствование навыков самообслуживания.
5-6 лет. Обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия воспитанника; формирование игровых сообществ сверстников и поддержка разворачивания содержательной сюжетно-ролевой игры; поддержка инициативы воспитанника в установлении дружеских отношений со сверстниками своего и противоположного пола; совершенствование коммуникативной компетенции, развитие монологической речи; развитие способности в течение длительного времени разворачивать систему взаимосвязанных целей; расширение кругозора и формирование сферы индивидуальных познавательных интересов; совершенствование навыков самообслуживания; формирование навыков культуры поведения в бытовых ситуациях; формирование представлений о правилах поведения в общественных местах, правилах вежливости и этикета; гендерное воспитание; приобщение к истории и культуре родного города, знакомство ценностями семьи.
6-8 лет. Содействие развитию и становлению произвольности основных психических функций (внимания, памяти, речи, двигательного поведения, эмоций); обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребёнка; укрепление здоровья; развитие самостоятельности и осознанности поведения ребёнка в быту; совершенствование культурно-гигиенических навыков; совершенствование навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе; совершенствование навыков культуры поведения в обществе, формирование навыков соблюдения правил вежливости и этикета; содействие становлению мотивации учения и готовности к принятию позиции ученика; содействие становлению первичной гражданской идентичности ребёнка как россиянина и формирование основ патриотического отношения к Родине, народу; воспитание культурной толерантности, уважения к традициям и культуре, интереса к культурному разнообразию, формирование навыков коммуникации и жизни в поликультурной социальной среде; реализация индивидуальных способностей и талантов ребёнка, его познавательных интересов; поддержка разнообразных творческих занятий детей в игровой деятельности, художественном творчестве, сочинении сказок и историй, песен, танцев; развитие эстетического художественного вкуса.
Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников
Направления взаимодействия | Формы взаимодействия с семьями воспитанников. |
Взаимодействие с семьями воспитанников | - информирование о группе: наглядная информация; - анкетирование родителей . |
Благоприятная атмосфера в группе для ребенка и его семьи | Формирование доверия родителей и воспитанников к воспитателю группы. |
Создание индивидуальных программ укрепления здоровья воспитанников | - профилактические медицинские осмотры детей; - индивидуальное консультирование родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей; - синхронизация режима дня, режим питания в группе и в семье ребенка; - участие родителей в спортивных праздниках. |
Обеспечение постоянного содержательного информирования о жизни детей в группе детского сада | - информационные стенды (папки), содержание которых отражает родительские интересы; регулярное сменяемость материалов; - выставки детских работ; - ежедневная стендовая информация «Чем сегодня занимались»; - фотоальбомы, посвященные детским праздникам, организации прогулок, иных интересных мероприятий (конкурсов, викторин, встреч детей с интересными людьми, экскурсий и т.д..) |
Предоставление родителям (законным представителям) ребенка возможности повысить педагогическую компетентность в части возрастных особенностей детей и особенностей развития ребенка в дошкольном возрасте. | - семинары – практикумы, ориентированные на: формирование у родителей определенных навыков (общения с детьми, организации совместной продуктивной деятельности, организации двигательной активности детей и т.д.); - ролевые игры, направленные на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребенка в различных ситуациях; - постановка и показ детям кукольных и драматических спектаклей, в которых роли исполняют родители; - мастер-класс для родителей по прикладному творчеству, декоративно – прикладному искусству; |
Создание условий для реализации творческого потенциала семьи в организации жизни детей в группе. | - выставки совместного творчества детей и родителей, семенных коллекций; - творческие проекты с участием семей; - семейные исследовательские проекты. |
Создание в группе ситуации приятного совместного досуга детей и их семей. | - привлечение родителей к организации детских праздников, досуга, театральных спектаклей; - совместный досуг. |
Подводя итог, социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу нами была создана программа социального партнёрства с семьями воспитанников, которая позволит дошкольную образовательную организацию тесно сотрудничать с родителями (законными представителями), т.е. быть партнерами.
Литература:
- Богославец Л.Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения в условиях малого города. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004.- №5, - С. 18.
- Захарова Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника. // Ярославский педагогический вестник.- 2009.- №2.- С.5.
- Аракелян О.В. Поликультурная школа – новая модель в системе образования // Воспитание школьников. – 2010. - №3. – С. 11-17.
- Боровик В.Г. О некоторых проблемах поликультурного образования // Администратор образования. – 2012. - №8. – С. 4-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах ...
Блиц-игра "Педагогическая компетентность воспитателей как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников"
В материале раскрыта важность взаимодействия с семьями воспитанников. показана важность использования нетрадиционных форм взаимодйствия с семьями воспитанников. Раскрыты понятия "компетенция", "педаго...
"Как создать эффективное взаимодействие воспитателя и семьи"
Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родите...
Организационные -педагогические условия развития поликультурной образовательной среды в ДОУ
В статье рассматривается воспитательная работа МАДОУ «Детский сад №260» г. Казани Вахитовского района, в рамках федеральной экспериментальной площадки по направлению: «Организационно...
«Профессиональная компетентность педагога как условие эффективного взаимодействия с родителями и воспитанниками дошкольных образовательных организаций»
laquo;Профессиональная компетентность педагога как условие эффективного взаимодействия с родителями и воспитанникамидошкольных образовательных организаций»...
Презентация: Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.
В дошкольном учреждении задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была и остается приоритетной. Кроме того, в настоящее время в связи с катастрофическим ухудш...