Родительское собрание с участием детей "Экскурсия в мини-музей народных промыслов России"
материал (старшая группа)
Мини-музей- отличный способ вовлечения детей в общение с другими детьми и взрослыми, организация очень увлекательной и познавательной деятельности по ознакомлению с народной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.docx | 612.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия - собрания
с участием родителей
по познавательному развитию детей
старшего дошкольного возраста
Тема: «Экскурсия в музей народных промыслов»
Воспитатель: Глебова С.А.
МАОУ СОШ №89 г. Тюмени дошкольное отделение
Цель: организация мини-музея в группе как средство формирования начал социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России, воспитание чувства гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления детей о русских народных промыслах (гжели, хохломе, дымковской игрушке, жостовских подносах и т. д.).
Формировать умение видеть особенности, характерные для определенного вида росписи.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, внимание, память, связную речь.
Обогащать и активизировать словарный запас, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
Умение выступить в роли экскурсовода- рассказать о своем экспонате.
Развивать интерес к народным промыслам
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.
Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий народных мастеров.
Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Материалы и оборудование:
Картинки и открытки с изображением различных народных промыслов. Изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка…Колокольчик, деревянные ложки по количеству детей.
Материал для изготовления подноса.
Вступительное слово:
Одним из средств формирования начал коммуникативной компетентности у старших дошкольников является организация в группе мини-музея. Поэтому в группе был создан мини-музей под названием «Народные промыслы России». Для его создания был разработан проект (показ проекта).
Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.
В современном дошкольном учреждении музейная педагогика является одним из направлений образовательной деятельности.
Патриотическое, нравственное воспитание, социально-коммуникативное развитие детей - такие важные задачи можно успешно решать, используя в работе музейную педагогику.
Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально- культурного опыта, который позволяет человеку комфортное и эффективное существование в обществе других людей, развитие толерантности, сознания родителей, педагогов и детей.
Коммуникация – это передача информации, общение, обмен идеями, мыслями, сведениями.
Музейная коммуникация - это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи».
Таким образом, социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста – это процесс усвоения и осмысления детьми социально – культурного опыта, который происходит с помощью музейной коммуникации, на понятном и доступном детям уровне.
Основным направлением музейной педагогики в ДОУ является создание мини – музеев.
Почему «мини-музей»? Потому что в условиях дошкольного образовательного учреждения невозможно создать полноценную музейную экспозицию, тематика мини-музеев в ДОУ всегда узконаправленная, содержание экспозиции должно быть близко и понятно детям дошкольного возраста.
Мини-музеи – отличный способ вовлечения детей в общение с другими детьми и взрослыми, организации очень увлекательной и познавательной деятельности, воздействия на эмоциональную сферу детей.
Мини-музей в детском саду - это не просто организация выставок, это разнообразные формы деятельности: поиск и сбор материалов, отбор экспонатов для музея, встречи с интересными людьми, исследовательская и проектная деятельность, знакомство с интересными фактами, явлениями.
Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие, как сами воспитанники, так и их семьи. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод.
Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.
Участвуя в экскурсиях, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Таким образом: реализация проекта по созданию мини-музея является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников.
Ход занятия - собрания
(Воспитатель встречает детей в русском народном костюме)
Организационный момент. (Звучит музыка «Колокольчики»)
Воспитатель: - Мой звоночек звенит, заливается. И ребятки ко мне собираются. Собираемся все в круг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
- Здравствуйте ребята! Вы уже знаете, что при встрече люди здороваются, и этим словом они желают друг другу здоровья.
Давайте, пожелаем здоровья друг другу. Здравствуйте! И нашим гостям.
Ребята, вы наверно обратили внимание на мой костюм. Вам нравится мой наряд? В старину на Руси многие женщины ходили в таких нарядах. Вы знали об этом? Все были мастерицы, и каждая украшала свой наряд сама. Часто вы видите такой наряд на улицах города? Где можно увидеть старинные предметы, посуду, домашнюю утварь, одежду? (В музее)
«Музей русских народных промыслов и ремёсел»
- Ребята, этот костюм сегодня я надела неспроста.
Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Недаром говорили: «Человек трудом красен».
Я предлагаю вам отправиться в «Музей русских народных промыслов», там я поведаю вам о некоторых видах художественной росписи. А помощниками моими будите вы и ваши родители. Вы согласны пойти на экскурсию по самым знаменитым центрам народного творчества.
Воспитатель:
Милые гости проходите
И музей наш посетите.
Мы поведаем для вас
Удивительный рассказ
- Знаю я великое множество сказок и могу вам рассказать. Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят.
Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки.
(Дети подходят к стенду с Дымковской игрушкой)
- Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня, и свистулька, и лошадки. - Вот здесь живут сказки из Дымково.
ребенок читает стихотворение:
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.
Рассказ воспитателя-экскурсовода: «Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый. Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.
Самыми популярными были - козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане, женщины и животные. Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины».
В дымковской слободе проходили знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «Свистунья». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством.
Воспитатель: Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и олень золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого сказочка своя есть.
(Дети рассматривают дымковские игрушки, и переходят к следующему столу).
Воспитатель: - Продолжим нашу экскурсию.
Ребята давайте познакомимся со второй экспозицией нашего мини-музея, в ней собраны экспонаты, о которых нам расскажет семья Ивановых.
(Дети подходят к стенду - Гжель)
Я приглашаю моих помощников - экскурсоводов, семью Марии Ивановой.
- загадка, сказка, рассказ о народном промысле – гжель.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе её названье - Гжель
- Это ребята народный художественный промысел Гжельская роспись.
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
Чашка эта голубая,
О зиме напомнит вдруг:
На снегу холодном тает
Не растает синий луг.
Расцветают на морозе
Хризантемы и ромашки.
Колокольчики и розы.
Украшают чашки, вазы
Сколько блеска, сколько глянца
В сине-белом том фаянсе!
- Ребята, понравилась ли вам роспись Гжель? Какие цвета используются в этой росписи?
Воспитатель: - Продолжим нашу экскурсию.
(Дети подходят к стенду - Хохлома) Я приглашаю моих следующих помощников - экскурсоводов, семью Андрея Белова.
- загадка: Эти липовые ложки,
блюдца, ковшики,
матрешки, расписала нам сама….(золотая хохлома)
Сказка о возникновении Хохломской росписи (с использованием кукольного театра)
Сказка
«Жил-был старичок, который занимался изготовлением тарелок. Однажды ехал он по лесу, вез свои тарелки на базар, очень устал да прилег под дерево. Жарко было, старичок задремал. Мимо бежали волк и кабан, увидели старичка и его тарелки и стали разговаривать между собой.
Волк говорит: «Старичок добрый, собак на меня никогда не спускает, когда к деревне подхожу».
Кабан говорит: «Верно, зимой мне в лес желуди возит, подкармливает. Давай ему поможем, тарелочки его распишем красиво».
Попросили звери сначала солнышко красиво тарелочки позолотить, потом ягодным соком ягоды нарисовали, а травинками – зеленые завитки. Очень красиво получилось! Звери раскрасили тарелочки и в лес убежали. Старик, как пробудился, удивился, конечно, чуду такому, а потом на базар поехал. А базар в деревне Хохлома был.
И стали, потом умельцы эту роспись Хохломской называть.
- Посмотрите, какая красивая посуда.
В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки. Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы с хохломской росписью)
- Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. Ребята, обратите внимание, какие основные цвета используют в хохломской росписи?
- Молодцы ребята!
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему,
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь,
И хотел бы, да не смог.
-Ребята, прежде чем перейти к следующему стенду, предлагаю вам немного размяться.
«Кашка» Ритмическая игра с предметом (деревянной ложкой )
Кашку я себе варю,
Ложечкой мешаю.
Сколько кашки посмотрю
И соседа угощу.
Педагог раздаёт детям деревянные ложки и вместе с детьми поёт песенку. Дети с пением передают ложку по кругу друг другу. Нужно следить за одновременной передачей и остановкой (по фразам). Со временем можно поменять направление движения, увеличить скорость передачи.
-Теперь отправляемся дальше.
-знакомство с деревянной ложкой (Я приглашаю моих следующих помощников- экскурсоводов, семью Чикаленко Киры)
Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с одним из самых популярных в России народных музыкальных инструментов.
Послушайте мою загадку.
– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
показ сказки с участием детей
«Сказка о деревянной ложке».
Сценка для детского спектакля.
Дед с бабкой сидят за пустым столом
Дед;
Есть охота, уж спросонок
в животе воркует голод
Бабка достает кастрюлю и ставит перед дедом
Бабка;
Вот те щи, да нету ложки,
поломались все немножко.
Дед;
я не буду, не могу,
видно с голода помру.
Бабка;
ты когда то молодой,
делал их на лад любой,
И теперь не поленись
в ножки дубу поклонись.
Дед ;
Делать не чего пойду,
не то с голода помру.
Дед уходит, возвращается с огромной ложкой
Бабка открывает рот пытается есть этой огромной ложкой ,но не получается
Бабка;
Эта ложка в рот не лезет,
старый, не смеши соседей,
Сделай хоть еще одну,
Не то со свету сживу.
Входит дед с новой нормальной деревянной ложкой.
Бабка;
Эта ложка красота,
жаль, что белая она,
ее надо расписать
Дед;
Это я не буду мать.
Я не стану не умею,
краской,кистью не владею.
Бабка;
Так иди тогда к людяМ,
а еще лучше к детям,
Дед;
Делать нечего, пойду,
Хоть покой я свой найду,
Загрызет меня старуха,
Если краски не найду.
Дед идет к детям и показывает им ложку.
Дед;
Эй- ребята помогите,
Деду ложку распишите,
Вы в музее бывали,
Игрушки там вы расписали,
Распишите и мою,
Не то с горя я помру.
Дети
Антошка ,Мирошка,
пойдемраспишем ложку.
Юляшка, Аленка, для вас есть работенка.
Дети передают ложку друг другу по очереди и делают вид,что
раскрашивают ее.
Зеленый
Зеленая краска-листочки весной,
Она отдает огурцом и сосной
Оранжевый
Оранжевый цвет,как солнца кусок,
Как апельсин или морковный сок.
Сиреневый
Я сиреневую краску положу под промокашку,
А то я могу испачкать, мою новую рубашку.
Синяя
Синей краской пахнет небо,
Море, волны,в когда в августе созреет
Слива,она синей быть должна.
Черная
Без черной краски никуда,она король,
Всех красок,ведь без нее и карандаш
Не ляжет на бумагу
Лиловая
Лиловую краску я в руки возьму,
Раскрашу для мамы сирень,
А если хотите для вас
я могу раскрасить и ложку и дверь
Белый
Белый как снег,
И как сметана,
Белый как облако или гусь.
Без белого не получится гамма,
Если из красок смешать что -нибудь.
Коричневый
Коричневая как земля,
как ствол у большого дуба,
Забыли? А шоколад, ,друзья,
Наше сладкое чудо.
Желтый.
Желтое яблоко,
желтый янтарь,
Желтого цвета веснушки,
Если хотите ,я золотым ,
ложку раскрашу старушке.
Красный.
Красное платье мамы,
Истории красный шаг,
Красное горло,когда болею,
И красный арбуз в руках
ДетиБудет ложка, хоть куда.
Бабушке на диво.
Залюбуются друзья
Скажут нам спасибо.
Дед:Ай, да ложка -красота,
Уж уважить старика,
Вы смогли ребята,
Побегу я поскорей к бабке есть салаты
.Дед приносит ложку бабке и показывает
Бабка; Как из русской сказки ложка,
Хочешь щи, а хоть окрошку,
Будем ей мы дед хлебать,
Да детишек вспоминать.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сразу ли ложки стали музыкальным инструментом?
Рассказывает о том, как появились деревянные ложки, как их изготавливали, чем отличаются ложки разных областей России.
-Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. С чего же начинали делать ложки?
-Сначала заготавливали топором небольшие деревянные брусочки – баклуши.
-Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
-Специальными инструментами (топор, резцы) из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Ложки любили украшать резьбой и росписью.
-Ложкарный промысел был распространён по всей России.
В каждой области был свой мастер – ложкарь. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские (показать пример).
- На Руси даже существовал день, когда рубили дерево на выделку ложек. Это было
7 мая - Пелагея.
-А 2 теперь апреля стал Международный день ложки.
Неокрашенные ложки использовались ежедневно.
Расписные ложки – праздничные. Они расписаны сказочными цветами и травами.
-Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства.
-Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
-Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Я приглашаю моих следующих помощников-экскурсоводов, семью Ксении Клепиковой.
-загадка про куклу:
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (кукла)
Воспитатель. Дети, подойдите к еще одной полочке. Что вы здесь видите?
Дети. Тряпичные куклы, маленькие и большие.
Ещё век назад первым "другом" ребёнка была самодельная лоскутная кукла. Чаще всего она изображает женскую фигуру с обтянутым белой тряпицей "пустым" лицом (проще сказать - "безликая"). Её лоскутный наряд копировал обыденную или праздничную одежду. Куклы из обрезков новой ткани делались в подарок - к свадьбе, крестинам, дню ангела. Домашних кукол для детей "вертели" обычно из старого тряпья - не только из бережливости, но и потому, что ношеная материя хранила родовую силу и являлась оберегом.
Каждая деталь в исполнении была глубоко символична - красный цвет, например, означал жизнь и здоровье, оберегал. Рваные, а не резаные края лоскутков пророчили маленькой хозяйке целостность без изъянов. До 19 века кукла обычно была безликой. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что в доме не должно быть лишних глаз. Считалось, что через лицо, точнее, через глаза, в куклу могла вселиться нечистая сила, зло. Но, несмотря на свою "безликость" каждая куколка по-своему хороша, имеет свой характер, и даже, порой, чувствуешь, злится она или улыбается...
Из чего делали таких кукол? Что означал красный цвет в одежде кукол?
Воспитатель: Идем дальше по нашему музею.
Я приглашаю моих следующих помощников - экскурсоводов, семью Марии Миловановой.
загадка:
В глубине большой горы
Есть волшебные дары:
Самоцветы разные -
Яркие, прекрасные.
Мастер малахит берёт,
Инструменты достаёт.
Трудится, старается...
Что же получается? малахитовая шкатулка
С давних времен и по сегодняшний день малахит считается камнем-амулетом для детей. Хранящаяся в малахите сила, способна уберечь ребенка от опасности, изгнать страхи и успокоить. Амулет из малахита советовали носить на шее. Об этом минерале ходили легенды: будто бы он может сделать человека невидимым, а если нить из малахитовой чаши, то будешь понимать язык животных. На Руси малахит считали камнем, исполняющим желания.
Народные целители считают, что малахит является прекрасным средством от болезней кожи. Браслеты из малахита очищают кожу от аллергических высыпаний и красных пятен. Бусы из малахита, по мнению знахарей, помогают значительно улучшить рост волос.
По старым уральским поверьям, малахитовые изделия особенно хорошо носить добрым людям. Он считается символом жизни и роста.
Помимо силы защищать и успокаивать страхи детей, у малахита есть еще одно магическое свойство – притягивать к себе ложь и оставлять ее в себе. Это свойство камня проявляется в том, как человек себя ведет. Владелец такого камня не может соврать, так как камень препятствует этому. В истории известны случаи, когда человек, владеющий малахитом, желал сказатьнеправду, но неожиданно начинал кашлять или запинаться, что не позволяло ему выговорить ни одного ложного слова. С другой стороны владелец малахита получает способность распознавать, чувствовать, когда ему говорят неправду.
Воспитатель: Идем дальше по нашему музею.
Я приглашаю моих следующих помощников, семью Севостьяна Зылькова.
Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий
В середине цветом жарким
Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг
Много маленьких цветочков
И травинок и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла
Отвечаем на вопрос -это жостовский поднос.
-Показ сказки с использованием картинок.
Сказка-легенда «Цветок – Огонь и цветок «Снежинка»
(жостовский промысел)
Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.
Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один-с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. (Под музыку воспитатель показывает два цвета: красный и голубой) Спрашивает у детей: какая музыка, какому цветку соответствует?
Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.
Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.
Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.
Оглядитесь вокруг: в нашем музее тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.
Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.
Воспитатель: В деревне Жостово появился очень красивый народный промысел. В начале, изготавливалась там различная продукция, которую расписывали и покрывали лаком. Обычно, это были шкатулки. А вот с появлением чая, самоваров, стали появляться и подносы. Производство этих изделий началось в 1825 году.
Роспись жостовских подносов обычно производится по чёрному фону, но бывают и красные, зелёные, серебряные подносы. Главная тема украшения подносов - это цветочные композиции, натюрморты, гирлянды.
Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме. Лицевая поверхность подноса грунтуется и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90Со. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Конечно, такие красивые работы редко оставляют равнодушными. Жостовские подносы часто украшают дома во многих семьях. Это замечательный подарок. Именно поэтому жостовские подносы прославились не только в нашей стране.
Воспитатель:
А кто желает потворить,
Поднос красивый сделать,
Проходите на наш мастер- класс.
Практическая часть:
Воспитатель: Сегодня мы попробуем с вами создать поднос, напоминающий жостовский. Но для этого нам понадобятся не краски, а бумага. Наш поднос будет объёмным, и выполним мы его в технике скрапбукинг.
Дети получают заготовки в виде бумажного подноса чёрного цвета, вырезанные цветы различной формы, цветов и размеров, листья, клей.
-Первый цветок-мак. Наносим клей строго по центру на первый цветок, второй приклеиваем со смещением. Далее аккуратно приклеиваем звёздочку, а после кружок.
-У нас будет два мака и один пион. Пион состоит из четырёх слоёв. После того, как клей высохнет, приподнимаем лепестки вверх, чтобы придать цветам объём.
-Далее, создаём хризантемы. Они состоят из 4 слоёв, без сердцевинки. После того, как клей высохнет, складываем цветы пополам и слегка сгибаем лепестки. Фиолетовые цветочки склеиваются из двух слоёв.
-После того, как цветы будут готовы, создаём композицию. Приклеивать детали нужно поэтапно, начиная с двух крупных листьев и цветков мака и пиона.
-Далее приклеиваем жёлтые хризантемы и фиолетовые цветы.
Последний штрих - приклеиваем листья и россыпь незабудок.
Работа готова!
Заключение:
- Ребята, интересная экскурсия у нас получилась?
- Мы и познакомились с некоторыми экспонатами нашего музея.
-Давайте их вспомним и перечислим( Гжель, Хохлома, деревянная ложка, Дымка, жостовская роспись, кукла тряпичная, малахитовые изделия ).
- У меня для вас есть сюрприз!
Все загадки отгадали
И про промыслы сказали!
Вот какие молодцы!
Получите леденцы!
Итоги собрания:
Как видите, в нашем мини-музее дети не просто созерцают, но и творят, и играют, и развиваются.
Посещайте с детьми музейные выставки, знакомьте с русским народным творчеством, будьте активными помощниками воспитателям группы в оформлении музея. Интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду. И совместными усилиями у нас получится вырастить из наших детей нравственных, эмоционально отзывчивых личностей.
Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству (Н. А. Ветлугина).
Ознакомление родителей с памятками: «Знакомим детей с народной игрушкой», «Идем в музей». Рефлексия: родители отмечают свое отношение к собранию, настроение после собрания на «светофоре настроения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "
Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "...
Мини-музей «Народные промыслы России» для детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре и традициям Задачи проекта:1) Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, формировать умение различа...
Мини музей по народным промыслам
материал...
Экскурсия по мини-музею "Народные промыслы России"
Патриотическое воспитание....
Презентация опыта работы по теме: «Мини-музей народных промыслов России как средство развития нравственно- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Ознакомление дошкольников с традициями русской народной культуры....
Проект «Мини-музей народных промыслов России как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Проект с использованием музейной педагогики...