«Кейс-технология как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников»
статья
Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_tehnologiya_tekst.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Доклад на тему:
«Кейс-технология как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников»
Автор:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Каликанова О.А
п.г.т. Стройкерамика
2021г.
Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении.
Одной из эффективных технологий формирования у дошкольников представлений о профессиях является кейс-технология, в основе которой стоит игровая деятельность.
Название кейс - технологии произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (игры, задания, иллюстрации, фото, мнемокарты, перфокарты и др.)
Кейс-технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни.
Кейс помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Кроме того хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах. Например, ребенок мл возраста, собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ. Кейс-метод подразумевает постановку проблемы, а главное предназначение кейс-метода – развивать способность самостоятельно вычленять и исследовать различные проблемы из предложенной ситуации, находить их решения из множества вариантов и работать с информацией.
Виды кейсов: печатный кейс; мультимедиа кейс; видео кейс.
Типы кейсов: «Кейсы-инциденты» (фото-кейсы и кейсы-иллюстрации, кейсы-драматизации, кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений); «Кейсы-вариации и догадки» (серия опорных картинок, предметные картинки, кейсы наоборот, кейсы-варианты развития событий и др.)
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности в сюжетной или дидактической игре. В процессе работы, вы можете пополнять кейс новыми видами профессий, которые заинтересуют детей, а также новыми дидактическими играми.
Главные составляющие кейса
1.проблема, предполагающая несколько вариантов ее решения (фото, сюжет которого отражает какую либо проблему).
2. вспомогательная информация (текст к кейсу, который описывает совокупность событий).
3.задание (правильно поставленный вопрос, в котором должна быть мотивация на решение проблемы.)
4. Рефлексия.
Каждый кейс-это источник разнообразных игр и заданий, проблемных ситуаций. По теме «Профессии» можно использовать следующие:
- Перфокарты, с уже заложенными вопросами про ту или иную профессию.
- Перфокарты для детей более младшего возраста (подбери действия)
- Мнемосхемы «Расскажи о профессии»
- Д/игра «Узнай профессию» (в форме разрезных картинок)
- Д/игра «Узнай профессию» (по предметам, по загадкам)
- Д/игра «Четвертый лишний!»
- Д/игра «Кому что нужно? (Орудия труда)»
- Д/игра «Оденемся на работу»
- Д/игра «Кто что делает?»
- Д/игра «Исправь ошибку»
- Д/игра «Определи профессию по результату труда»
- Лото «Профессии»
- Словесная игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
- Д/игра «Подбери подходящее слово» (личностные качества человека которые помогают в профессии)
Для работы с кейсом по теме профессий можно использовать следующий алгоритм
1. Как называется профессия?
2. Где работают люди данной профессии (место работы)?
3. Какая у них форменная одежда?
4. Материалы для труда?
5. Какие орудия труда использует?
6. В чём заключаются трудовые действия?
7. Какие личностные качества человека помогают в профессии?
8. Какой результат труда данной профессии?
9. В чём заключается польза труда для общества?
В конце игры необходимо провести рефлексию или дидактическую игру «Кем я хочу стать? Как буду работать?». Так же возможно проведение рефлексии по мнемотаблице (по схеме), где дети обобщают свои знания о профессиях и высказывают свое личное мнение (отношение) к игре.
Кейс-игры можно использовать как во время ОД, подгруппового занятия, так и во время индивидуальной работы. Проводить игру можно с одним ребенком, с двумя или несколькими детьми. Также дети могут использовать кейс в свободной деятельности.
Заключение:
Умелое использование кейс - технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в ранней профориентации у детей. Дает возможность:
-обогатить знания и представления детей о некоторых видах профессий и о результатах профессиональной деятельности посредством дидактических игр;
-формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению;
-обогащать и пополнять словарный запас детей по теме «Профессии»;
-способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации;
-способствовать воспитанию умения работать в
коллективе;
-развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: «Метод проектов – эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников»
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профор...
Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников
Материал представляет собой опыт работы по ранней профориентации дошкольников и будет полезен педагогам ДОО....
«Использование интерактивных форм работы для ранней профориентации дошкольников» (квест –игры, кейс-технологии)
Современный мир жизни задает особый ритм. Поэтому воспитателям сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитан...
Метод проектов как эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников.
В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Поэтому профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Именно в детстве происходят становление и развити...
Буклет «Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы по ранней профориентации дошкольников в ДОУ»
Первый этап профориентационной работы ребёнок проходит именно в детском саду, приобщаясь к которой принимает мир взрослых с его проблемами, успехами и решениями....
Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей, как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников.
В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации обучающихся....
Кейс-технология, как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению
Презентация на тему " Кейс-технология, как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"...