«Использование интерактивных форм работы для ранней профориентации дошкольников» (квест –игры, кейс-технологии)
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Современный мир жизни задает особый ритм. Поэтому воспитателям сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. Поэтому формирование представлений дошкольников о профессиях необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 2
Современный мир жизни задает особый ритм. Поэтому воспитателям сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря ни на какие обстоятельства, должен им соответствовать. Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение
СЛАЙД 3
Поэтому формирование представлений дошкольников о профессиях необходимо строить с учетом современных образовательных технологий
СЛАЙД 4 Квест-игра
Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Квест - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление
Идея квеста идеально подходит для ДОУ и актуальна в контексте требований
ФГОС ДО, так как способствует развитию активной деятельностной позиции
ребёнка в ходе решения игровых поисковых задач.
Главная суть квеста в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой
можно только последовательно разгадывая загадки.
Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.
А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.
СЛАЙД 5 Принципы квеста
. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка. 2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов. 3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами. 4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес. 5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста. 6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
СЛАЙД 6 кейс- технология
Ещё одним методом современных образовательных технологий является кейс- технология, в основе которой также стоит игровая деятельность.
Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.
СЛАЙД 7
Название кейс - технологии произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, она направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни, технология развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения.. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
СЛАЙД 8 Типы и виды кейса
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Педагог предлагая проблемную иллюстрацию занимает позицию равного партнера, совместно с детьми проживает события и решает при этом свои педагогические задачи.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.
Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка чтобы был диалог.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. ЛУЧШЕ ЕСЛИ ЭТО БУДУТ ФОТО ИЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.( дети сидят обедают а один мальчик сложил руки и не ест) ПОЧЕМУ МАЛЬЧИК НЕ ЕСТ СУП?
Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Важной особенностью данной технологии является: умение детей принять на себя роль; ролевое взаимодействие.
Виды кейсов: печатный кейс; мультимедиа кейс; видео кейс.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности в сюжетной или дидактической игре.
СЛАЙД 9
Главные составляющие кейса
1.проблема, предполагающая несколько вариантов ее решения (фото, сюжет которого отражает какую либо проблему).
2. вспомогательная информация (текст к кейсу, который описывает совокупность событий).
3.задание (правильно поставленный вопрос, в котором должна быть мотивация на решение проблемы.) 4. Рефлексия.
СЛАЙД 10 Результаты использования кейсов:
- у детей формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых, в том числе своих родителей;
- разовьется чувство уважения к труду родителей, к людям разных профессий в целом.
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
1. Как называется профессия?
2. Где работают люди данной профессии (место работы)?
3. Какая у них форменная одежда?
4. Материалы для труда?
5. Какие орудия труда использует?
6. В чём заключаются трудовые действия?
7. Какие личностные качества человека помогают в профессии?
8. Какой результат труда данной профессии?
- В чём заключается польза труда для общества?
10. Что было бы если бы не было данной профессии?
СЛАЙД 13
Каждый кейс – источник разнообразных игр, заданий, решение проблемных ситуаций. Для работы с детьми по ознакомлению с профессиями, можно использовать следующие кейс - материалы?
- Профессия и транспорт.
- Перфокарты, с уже заложенными вопросами про ту или иную профессию.
- Перфокарты для детей более младшего возраста ( подбери действия)
- Игра «Кому что нужно для работы ?»
- Игра «Что лишнее?»
- Игра «Чего не хватает?»
- «Угадай профессию по картинке»
- «Разрезные картинки»
- «Раскраски профессии»
- «Мнемо – схемы: расскажи стихотворение и расскажи о профессии»
11. Игры словесного характера
1. «Назови профессии литературных героев» (Какая профессия была у персонажа произведения Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино»? по фамилии Печкин – персонажа (почтальон))
2. «Профсловарь» (Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач))
3. «Угадай профессию» (загадки)
Они уточняют представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. Кейс « Кто что делает» и кейс «Инструменты профессий» расширяют и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий; обучают детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
кейсами-раскрасками, кейсами загадок, пословиц и поговорок; которые закрепляют представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
СЛАЙД 14
В конце работы с детьми по кейсу, можно по схеме (мнемотаблице) обобщить их знания о профессиях и высказать свое личное мнение по работе(игре) с данными дидактическими играми.
СЛАЙД 15
Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть. Работая с кейсом, ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – что пригодится ему для обучения в школе. Кейс –технология хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах. Например, ребенок мл возраста, собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ. Работа по профориентации дошкольников в ходе использования данной технологии строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей , а также интеграции всех образовательных областей, систематичности и повторности наблюдений, а также последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников
Материал представляет собой опыт работы по ранней профориентации дошкольников и будет полезен педагогам ДОО....
Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ
Статья для конференции...
Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ»
Кейс и квест технологии знакомства детей с миром профессий...
«Кейс-технология как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников»
Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранн...
Консультация "Формы работы по ранней профориентации в ДОУ"
Консультация для педагогов ДОУ "Формы работы по ранней профориентации в ДОУ"...
Буклет «Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы по ранней профориентации дошкольников в ДОУ»
Первый этап профориентационной работы ребёнок проходит именно в детском саду, приобщаясь к которой принимает мир взрослых с его проблемами, успехами и решениями....
Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей, как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников.
В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации обучающихся....