«Использование интерактивных форм работы для ранней профориентации дошкольников» (квест –игры, кейс-технологии)
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Карпухина Светлана

Современный мир жизни задает особый ритм. Поэтому воспитателям сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. Поэтому формирование представлений дошкольников о профессиях необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД  2

Современный мир жизни задает особый ритм. Поэтому воспитателям сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря ни на какие обстоятельства, должен им соответствовать. Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение

СЛАЙД  3  

Поэтому формирование представлений дошкольников о профессиях необходимо строить с учетом современных образовательных технологий

СЛАЙД  4    Квест-игра

Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений»)                                                       Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Квест - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление

Идея квеста идеально подходит для ДОУ и актуальна в контексте требований

ФГОС ДО, так как способствует развитию активной деятельностной позиции

ребёнка в ходе решения игровых поисковых задач.

Главная суть квеста в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой

можно только последовательно разгадывая загадки.

Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.

А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.

СЛАЙД  5      Принципы квеста

. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.                                                             2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.                                                                          3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.                                         4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.                                                                                  5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.                                                      6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

СЛАЙД  6     кейс- технология

Ещё одним методом современных образовательных технологий является кейс- технология, в основе которой также стоит игровая деятельность.                                      

 Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.

СЛАЙД  7  

Название  кейс  -  технологии  произошло  от  латинского  «casus»  -  запутанный, необычный  случай;  а  также  от  английского  «case»  -  портфель,  чемоданчик.  

  Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, она направлена  не  столько  на  освоение  знаний,  сколько  на  формирование  у  детей новых качеств  и  умений  самостоятельно  осваивать  информацию  и  применять  полученные  знания  в реальной  жизни,  технология  развивает  умственные,  сенсорные  и  речевые  способности, аналитические  умения.. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

СЛАЙД  8  Типы и виды кейса

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Педагог предлагая проблемную иллюстрацию занимает позицию равного партнера, совместно с детьми проживает события и решает при этом свои педагогические задачи.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка чтобы был диалог.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото,       сюжет которого отражает какую – либо проблему. ЛУЧШЕ ЕСЛИ ЭТО БУДУТ ФОТО ИЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

2. Текст к кейсу,      который описывает совокупность событий.

3. Задание –     правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.(   дети сидят обедают а один мальчик сложил руки и не ест) ПОЧЕМУ МАЛЬЧИК НЕ ЕСТ СУП?

Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Важной особенностью данной технологии является:                                                                                  умение детей принять на себя роль; ролевое взаимодействие.

Виды кейсов: печатный кейс; мультимедиа кейс; видео кейс.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности в сюжетной или дидактической игре.

СЛАЙД  9

Главные составляющие кейса

1.проблема, предполагающая несколько вариантов ее решения (фото, сюжет которого отражает какую либо проблему).

2. вспомогательная информация (текст к кейсу, который описывает совокупность событий).

3.задание (правильно поставленный вопрос, в котором должна быть мотивация на решение проблемы.)                                                                                                                                         4. Рефлексия.                      

СЛАЙД  10      Результаты использования кейсов: 

  • у детей формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых, в том числе своих родителей;
  • разовьется чувство уважения к труду родителей, к людям разных профессий в целом.

СЛАЙД  11  

СЛАЙД  12

1.  Как называется профессия?

2.  Где работают люди данной профессии (место работы)?

3.  Какая у них форменная одежда?

4.  Материалы для труда?

5.  Какие орудия труда использует?

6.  В чём заключаются трудовые действия?

7.  Какие личностные качества человека помогают в профессии?

8.  Какой результат труда данной профессии?

  1.  В чём заключается польза труда для общества?

10. Что было бы если бы не было данной профессии?

СЛАЙД  13

Каждый кейс – источник разнообразных игр, заданий, решение проблемных ситуаций.                                                                                                                                                                 Для работы с детьми по ознакомлению с профессиями, можно использовать следующие кейс - материалы?

  1. Профессия и транспорт.
  2. Перфокарты, с уже заложенными вопросами про ту или иную профессию.
  3. Перфокарты для детей более младшего возраста ( подбери действия)
  4. Игра «Кому что нужно для работы ?»
  5. Игра «Что лишнее?»
  6. Игра «Чего не хватает?»
  7. «Угадай профессию по картинке»
  8. «Разрезные картинки»
  9. «Раскраски профессии»
  10.  «Мнемо – схемы: расскажи стихотворение и расскажи о профессии»

                                                                                                                                                                  11. Игры словесного характера

1. «Назови профессии литературных героев» (Какая профессия была у персонажа произведения Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино»? по фамилии Печкин – персонажа (почтальон))

2. «Профсловарь» (Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач))

3. «Угадай профессию» (загадки)

Они  уточняют представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.                                                                                                           Кейс « Кто что делает» и  кейс «Инструменты профессий» расширяют и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий; обучают детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

кейсами-раскрасками, кейсами загадок, пословиц и поговорок; которые закрепляют представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

                                                                                                                                                        СЛАЙД  14

В конце работы  с детьми по кейсу, можно по схеме (мнемотаблице) обобщить их знания о профессиях и высказать свое личное мнение по работе(игре) с данными дидактическими играми.

СЛАЙД  15

Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть. Работая с кейсом, ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – что пригодится ему для обучения в школе. Кейс –технология хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах. Например, ребенок мл возраста, собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ. Работа по профориентации дошкольников в ходе использования данной технологии строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей , а также интеграции всех образовательных областей, систематичности и повторности наблюдений, а также последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников

Материал представляет собой опыт работы по ранней профориентации дошкольников и будет полезен педагогам ДОО....

Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ»

Кейс и квест технологии знакомства детей с  миром профессий...

«Кейс-технология как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников»

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранн...

Консультация "Формы работы по ранней профориентации в ДОУ"

Консультация для педагогов ДОУ "Формы работы по ранней профориентации в ДОУ"...

Буклет «Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы по ранней профориентации дошкольников в ДОУ»

     Первый этап профориентационной работы ребёнок проходит именно в детском саду, приобщаясь к которой принимает мир взрослых с его проблемами, успехами и решениями....

Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей, как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников.

В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации обучающихся....