Проект "Этот загадочный снег"
проект (подготовительная группа)

Ульяновская Вера Владимировна

Все дети любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепку снеговиков. Но никто не задумывался, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, ребенок должен наглядно увидеть это. Чтобы предоставить детям такую возможность, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, что такое снег, откуда берется иней, почему снег согревает землю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_zagadochnyy_sneg.docx77.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Этот загадочный снег».

Авторы проекта: воспитатели Ульяновская В.В., Огурцова Е.Б.

Вид проекта: познавательно- исследовательский, краткосрочный, групповой.

Время реализации проекта: с 23.01 по 03.02.2019 г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность: Все дети любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепку снеговиков. Но никто не задумывался, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, ребенок должен наглядно увидеть это. Чтобы предоставить детям такую возможность, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, что такое снег, откуда берется иней, почему снег согревает землю.


Гипотеза: если бы не было снега, то какие бы осадки были бы зимой.


Объект исследования: снег.


Предмет исследования: физические свойства снега.


Цель проекта: исследовать, что такое снег. Узнать новые свойства снега.


Задачи проекта: Расширить представление о природном явлении – снег через познавательно – исследовательскую деятельность; объяснить, как происходят природные процессы и явления, как появляется иней. Учить детей анализировать и делать выводы. Развивать познавательные способности в процессе исследовательской деятельности. Развивать речь детей. Воспитывать любознательность, логическое мышление.


Методы исследования: работа с различными источниками, наблюдения, беседы с взрослыми, проведения опытов, анализ полученных результатов путем сравнения.

Изучив литературу, мы узнали:


1.Что такое снег.
Снег - это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.


2.  Виды снега.

     Свойства снега очень сильно зависят температуры, давления и общей погоды. Познакомимся с основными видами снега и теми развлечениями-играми, которые больше всего подходят к такой погоде.

     Пухляк.

На что похож недавно выпавший, нетронутый мягкий снег? На порошок, окутывающий пейзаж мягким и гладким одеялом. Пухляк часто спрессовывается в толстые слои, которые превращаются в настоящие подушки для всяческих падений. Этим и предлагаем заняться, когда на улице такой вид снега. Взрослые и дети с одинаковым энтузиазмом освоят науку падения в сугробы. Можно устроить соревнование: чей след от падения будет глубже, четче и интересней. Также пухляк идеально подходит для начала освоения зимних видов спорта: первый раз вставать на лыжи или сноуборд лучше именно в такую погоду. Чтобы неловкие движения и последующие падения не привели к травме и не испортили настроение.

     Наст.

Так называется корка твердого снега, накрывающая мягкие пласты. Солнце плавит верхний слой пухляка, а затем холодный ветер замораживает его обратно. Такой снег идеально подходит для рисования. Создавать изобразительные шедевры можно ступнями – оставляя отпечатки в снегу. А можно вынести баллончики с краской или брызгалки с разведенной гуашью и создавать живописные полотна.

     Мокрый снег.

Если температура поднимается чуть выше нуля, снег начинает таять и наполняется водой. Отдельные снежные кристаллы слепляться в комки. Значит, самое подходящее время для скульптурных упражнений, например, лепим снеговика. Разогреемся классической игрой в снежки. А продолжим строительством снежной крепости, горки и просто снежных скульптур.

3. Почему же снег не похож на лёд?

 
  Из дополнительных источников и бесед с родителями мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления
.


Нам стало интересно, почему в мороз мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно.

4. Скрип снега.


 При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.
После полученной информации мы начали исследовать свойства снега.


Экспериментальная деятельность:

 
Опыт №1. Испарение воды в мороз.
Постираем полотенце, повесим на улицу. Оно замерзло, значит, на морозе вода превращается в лед. Через несколько дней полотенце высохнет, не останется ни льда, ни воды.
Вывод: При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберется много на тучу, выпадает снег.


Опыт №2. Свойства снега.
Возьмём полиэтилен на режем на кусочки и положим в прозрачный стакан. Каждый кусочек – снежинка. В стакане снег белого цвета.
Положим снег на цветную бумагу, приложим белый лист. Сравним и увидим, что снег такого же цвета, как и бумага.
Возьмем снег в руки и сдуем его, помешаем палочкой. Он рыхлый и легкий.
Наберем снег в банку и поставим в группе, через некоторое время в стакане не снег, а вода.
Вывод: Снег белый, не прозрачный, рыхлый, холодный, в тепле быстро тает.

Опыт №3. Снега много -  воды мало.

Мы набрали полную банку снега и занесли её в группу. И когда снег растаял, увидели, что воды было мало в банке.
Опыт №4. Что такое иней? 
Возьмём металлический ключ и подуем на него. Ключ покроется инеем. Чем дольше на него дуть, тем слой инея становится толще, а сам иней пушистее.

Встряхнем ключ. Увидим, что иней посыпался вниз. Отсюда следует, что снег и иней одно и то же. Разница в том, что снег -  это пар, который замерз в облаках, а иней - это пар, который замерзает на металлических предметах.
Рекомендации родителям наблюдать за инеем на деревьях, стекле.
После наблюдений
вывод: иней – это пар, который замерзает на деревьях, стекле, металлических предметах.

C:\Users\Alex\Desktop\Новая папка\1440c8482edd.jpgC:\Users\Alex\Desktop\Новая папка\sneg2.jpgC:\Users\Alex\Desktop\Новая папка\4.jpg


Опыт №5. Замерзает ли земля под снегом.

Загадываем загадку про снег.
Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.
Обращаем внимание на строчки про одеяло, землю укрывало. Оказывается, что снежное покрывало не зря принято считать теплым, оно спасает от морозов и растения, и животных. Докажем это на опыте. Возьмем две бутылки с горячей водой. Одну закапаем в снег, а другую оставим на снегу. В конце прогулки сравним воду в бутылках. Вода на снегу замерзла, а в снегу осталось теплой.
Вывод: снег защищает землю от холода, поэтому чтобы деревья не замерзли, будем их окучивать.


Опыт №6. Исследование чистоты снега. 
В чистые банки наберем снег возле дороги и на участке детского сада. Когда снег растает, сравним полученную воду. Возле дороги снег грязнее от выхлопных газов. Затем талую воду процедим через марлю. На марле остается грязь.
Вывод: растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный, особенно у дороги.

Опыт №:7. Исследование высоты снежного покрова.
Измерим высоту снежного покрова в разных местах, около детского сада, на участке. В течение недели, наблюдаем насколько, увеличилась высота сугробов.
Вывод: на открытой местности снега больше, чем возле здания.

Опыт № 8. О чем может рассказать снежный сугроб?                                       Мы взяли лопату и разрезал сугроб пополам. И увидел, что он весь полосатый: слой серый, потом белый, белый да серый, а кое – где веточки лежат, сухие листья. Серый слой говорит о том, что старый снег успел загрязнится, а новый долго не выпадал. Ветки с сухими листьями – говорят о сильном ветре. А ледяная корочка поперек сугроба говорит об оттепели.

Опыт №9. Рассматривание снежинок на перчатке при помощи лупы.

Снежинки – одно из самых красивых, сложных и абсолютно уникальных творений природы. Как они образуются, из чего состоят?

        http://www.metodolog.ru/00387/yoshida4ax.jpghttp://www.metodolog.ru/00387/012902-a021x.jpghttp://www.metodolog.ru/00387/020202-a092x.jpg        

Разработана даже специальная международная классификация, в которой снежинки объединяются в десять классов: это звёздочки, пластинки, столбики, иглы, град и другие. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров

Вывод: снег – это миллионы ледяных кристаллов, которые хранят ту форму, что получилась при замерзании, а снежинки – это наборы кристаллов, свободно сцепленных между собой.

Почему бывают снежные узоры на окнах?

Почему же в мороз появляются рисунки на оконном стекле? С одной стороны, сами кристаллики имеют свою структуру, которая определяет рисунок. Кроме того, царапины на поверхности стекла, частички пыли, воздушные потоки помогают "Деду Морозу" создавать красивые узоры на окнах.

                                                                                                           

В ходе проекта:


Заучиваем приметы:        
  Снегу надует – хлеба прибудет.
 Много снега – много хлеба.
 Иней на деревьях – к морозам.
 Снег прилипает к деревьям – будет тепло.
 Снег поля утепляет.
 Снег глубок – год хорош.


Художественное слово:
«Письмо на снегу» В. Головин.
«Метель» М. Алимбаев.
«Белый снег пушистый» И. Суриков.
«Бывает снег комочками» Грабин.
«Здравствуй гостья зима» А. Сапылбеков.


Загадки:
На всех садится, никого не боится.
Не снег, не лед, а серебром деревья убирает.
Прозрачный как стекло, а не вставишь в окно.
Бел да не сахар, ног нет, да идет.


Самостоятельная деятельность детей:
Игры с трафаретами и снегом «Забавные поделки».
 

Раскрашивание снежных поделок.
Постройка снеговика.
Нарисовать следы птиц на снегу.
Рисование снежинки на донышке пластиковой бутылки.


Результаты проекта:
В ходе исследовательской деятельности дети получили знания о свойствах снега. Научились проводить опыты, делать выводы. Дети обогатили словарь новыми словами. Появился интерес узнавать новое о предметах.

 
Презентация проекта: Познавательная викторина «Что мы знаем о снеге».

Перспектива:
Узнать, как делают искусственный снег. Наблюдать за таянием снега.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Загадочный снег"

Именно в дошкольном возрасте необходимо  сформировать  у ребёнка  основы  экологической культуры,  познавательную инициативу,   умение сравнивать  предметы...

Проект "Этот загадочный снег"

Познавательно-творческий, исследовательский проект «Этот загадочный снег» в подг. лог. группе...

Проект "Этот загадочный снег"

Познавательно-творческий, исследовательский, проект "Этот загадочный снег" в подготовительной группе....

Исследовательский проект "Этот загадочный снег"

 Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Почему наступает зима, одно из самых прекрасных и загадочных времён...

Презентация к проекту "Этот загадочный снег"

Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Лёд, холод, мороз, пурга, но самым главным явлением зимы является снег, потому что с него и начинается это время года. В круговороте влаги на ...

Загадочный снег

Опыты и исследования со снегом и льдом....