«Формирование мотивов обучения познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2_formirovanie_motivov_obucheniya.docx447.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Формирование мотивов обучения  познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста»

 Выполнила:   Цакоева Мадина Дзарахметовна

        2018г

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для  дошкольного возраста.

  Познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Воспитатели  и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Стремление к познанию окружающего мира заложено у ребёнка самой природой. Развивать это стремление, закрепить его, дать ему возможность перерасти в привычку, а затем в потребность – вот цель воспитания.

Прежде всего, необходимо создать соответствующую обстановку, необходимые условия для благоприятного развития, в которых тяга к познанию  получает поддержку взрослых.

В процессе  совместной образовательной деятельности руководствуюсь методическими рекомендациями:

1. Поддерживаю возникающее у ребёнка желание задавать вопросы.

2. Стимулирую  проявление познавательного интереса. Это достигаю путём благожелательного отношения к  вопросам детей.

3. Поддерживаю познавательную потребность у ребёнка. С этой целью использую игры, в которых постоянно поддерживаю интерес ко всему новому. Знания о вещах и предметах внешнего мира пропускаю через игру.

4) Использую безоценочность. Так как оценка взрослого способствует фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Я стремлюсь к развитию познавательной мотивации, поэтому акцентирую  внимание на процессуальной стороне деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

Познавательная мотивация складывается и первоначально существует в интерпсихической форме, то есть во взаимодействии ребенка со взрослым и со сверстниками. На следующих ступенях развития происходит переход в интрапсихическую форму, и познавательная мотивация становится внутренним качеством личности ребенка.

  Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:

 познавательный интерес, познавательную деятельность, творческость (креативность), познавательную активность, любознательность – “curiosity”.

 Объединяющим началом для этих понятий является направленность ребёнка на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация познавательной активности.

 Познавательная деятельность дошкольника подразумевает, с одной стороны, действенный, а с другой - образный способы познания. Важно выяснить, насколько связаны между собой мотивы, направленные на действенное и образное познание мира.

  Дошкольники в большинстве своем имеют достаточно выраженную познавательную мотивацию, которая наиболее ярко проявляется при решении задач, связанных с действенным способом познания. Возникает вопрос, что отражает выявленный уровень познавательной мотивации: собственную внутреннюю мотивационно - потребностную сферу ребенка, или же привлекательность для дошкольника коммуникативной ситуации (взаимодействие с взрослым и со сверстником).

 Наибольшая степень эмоциональной вовлеченности, инициативности и целенаправленности наблюдается у детей со сверстником и взрослым, а наименьшая – в ситуации индивидуальной деятельности. Участие взрослого отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность. Инициативность же, напротив, в ситуации совместной работы со сверстником оказывается несколько выше. На целенаправленности участие сверстника (без взрослого) сказывается отрицательно. Эмоционально дети более вовлечены, когда они работают вместе (по сравнению с ситуацией индивидуальной деятельности). Наблюдается феномен “эмоционального заражения” друг от друга, хотя содержание детских эмоций не всегда направлено на познавательную задачу.

 Поэтому в совместной деятельности передаю ребенку не только средства, образцы и способы действия (значения), но и смысл деятельности. Считаю, что основной стратегией формирования познавательной мотивации является приобщение дошкольника к различным формам познавательной деятельности через его эмоциональную вовлеченность в эту деятельность и постепенная передача ребенку инициативы. Детям предоставляю возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

Тщательно продумываю этапы приобщения ребенка к новой для него деятельности.

1. Латентный этап.

2. Этап открытия нового предмета деятельности

3. Этап поддержки

4. Этап становления потребности.

Изначально познавательная задача существует для детей в скрытом, латентном виде, как атрибут присутствия взрослого, но не побуждает  к действиям.  

      На 2 этапе для достижения “открытия” нового предмета деятельности я стремлюсь разбудить любопытство детей, поразить их воображение, заинтересовать различными “волшебными” предметами и явлениями. Основная роль здесь принадлежит  взрослому, который демонстрирует предметы и показывает их возможности.

Использую проблемную  ситуацию, которая  в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.).

Создание проблемных ситуаций в образовательном процессе помогает:

 привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

При выборе проблемной ситуации учитываю:

- доступность ситуации пониманию ребенка (формулирую проблему  в известных терминах, чтобы все дети уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);

- посильность и естественность выдвигаемой проблемной ситуации;

- формулировка должна заинтересовать детей (подбираю надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);

- предлагаю варианты возможного выхода из предложенной ситуации: самостоятельное принятия    решения, возможность посторонней помощи, нежелание выбора решения, собственный  способ.

 На этапе открытия предмета деятельности дети проявляют интерес к предложенным занятиям, внимательно следят  за моими действиями и послушно помогают мне.  Инициатива, однако, выражается  у большинства детей лишь в том, что они просят показать им новые игрушки или повторить опыт.

  Когда дошкольник начинает демонстрировать свою эмоциональную вовлеченность, выступает с предложениями и новыми идеями, я перехожу к следующему этапу (3) формирования познавательной мотивации.

 Этап поддержки составляю  из игр и образовательной деятельности, требующих непосредственного активного участия самих детей (кубики различных модификаций, головоломки и др.).

Показываю возможности игрового материала, помогая ребенку справиться с возникающими трудностями, но в целом стараюсь  сделать так, чтобы дошкольник работал самостоятельно. На этом этапе многие дошкольники сами осуществляют выбор деятельности, просят взрослого “не мешать” ему, работают не по заданному образцу, а по собственному замыслу. Тем не менее, дети часто прерывают свою деятельность  или просят взрослого о помощи. Использую разные коммуникативные ситуации (индивидуальные, групповые). Детей в группу или пару подбираю таким образом, чтобы они дополняли друг друга, то есть один ребенок с низкими показателями эмоциональной вовлеченности и инициативности, а другой, наоборот, с высокими оценками по этим характеристикам, но с низкой целенаправленностью.

 Когда ребенок  самостоятельно выбирает, чем ему заняться, и предпринимает первые шаги по пути достижения намеченного, необходимо переходить  к следующему этапу, который подразумевает самостоятельный выбор и самостоятельную деятельность ребенка. На этом этапе (4) моя роль заключается в следующем: знакомлю со способами  новой для дошкольника познавательной деятельности и оказываю  помощь в разрешении трудностей и исправлении возможных ошибок.

На этапе становления обнаруживаются яркие индивидуальные предпочтения. Дети могут подолгу сами работать с каким-либо материалом, возвращаются  к определенному виду деятельности на следующем занятии, ставят перед собой новые задачи. На новом уровне проявляется  инициатива детей. Они могут  не только выбирать один из предложенных мною видов деятельности, но и совместить их, манипулировать с разноплановыми предметами одновременно. Хочу отметить, что на последнем этапе дети выражают  яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно занимаются с полюбившимися им материалами.

 Работаю над формированием  познавательной мотивации с детьми не только  в непосредственно отведённое время по расписанию, но и в режимных моментах. Использую основной  способ ее формирования - специально построенное общение со взрослым, развитие детского творчества, создание условий для детской активности, формирование интереса к окружающему миру. Применяю методы и приёмы, стимулирующие мыслительные способности: ситуации занимательности, опыты-эксперименты (формирование понятий: свет, вода, почва, воздух), познавательные игры, интеллектуальные эстафеты.

 

D:\bibliotekar\Desktop\IMG_20211129_0011.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: : «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

Презентация к дипломной работе на тему: : «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....

Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...

Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова"

Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной  деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова...

Программно - методический материал: «ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"...

Протокол «Формирование познавательных интересов и мотивов обучения у детей старшего дошкольного возраста»

Протокол родительского собрания«Формирование познавательных интересов и мотивов обучения у детей старшего дошкольного возраста»Повестка родительского собрания:1. Формирование познавательны...