Методическая разработка "Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка на тему
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г.Ярцева Смоленской области
Методическая разработка
«Роль развивающей предметно – пространственной среды
в формировании познавательных интересов детей
старшего дошкольного возраста»
Автор:
Артемьева Людмила Викторовна
воспитатель МБДОУ детский сад №1
2016 год
Методическая разработка: «Роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста».
Методическая разработка рекомендована воспитателя ДОУ, родителям воспитанников.
Место хранения: методический кабинет ДОУ.
«Среда воспитывает человека…
Путь к правильному воспитанию лежит
через организацию среды»
Л. С.Выготский.
По мнению известных педагогов и психологов среда, как предметное, природное и социальное окружение, в котором живет и развивается ребенок является одним из важнейших факторов формирования личности ребенка.
Большое внимание созданию среды, способствующей культурному развитию ребенка и активизирующей его творческую деятельность, уделял Л. Н. Толстой. Известный психолог Дж. Рензулли подчеркивал, что среда, развивающая творческий потенциал ребенка должна быть многовариантной, не застывшей. Определяя среду человека, Л. В.Максимова отмечает, что эта среда является сложным образованием, включающим целый ряд взаимосвязанных между собой компонентов природного и социального характера. Н. Ф. Ремерс подчеркивает, что природная и социальная среда тесно взаимосвязаны и при исключении одной из составляющих не может быть полноценной, целостной средой жизнедеятельности человека. Е. А.Флерина подчеркивала, что включение ребенка в преобразование окружающей обстановки является фактором формирования творческой активности ребенка, способствует развитию воображения.
С. Л.Новоселова предлагает при создании среды основываться на учете потребностей разнообразных видов детских деятельностей и обеспечения зоны ближайшего развития. Разработанная ею концепция предусматривает создание вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды детских садов.Е. Н.Гусинский считает важным, чтобы в ДОУ была создана разнообразная, богатая проблемными ситуациями среда. Открытие окружающей среды перед ребенком новыми гранями «степенями свободы», ситуациями взаимодействия является механизмом развития сущностных сил ребенка.
Активность ребенка и познавательный интерес является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого - носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни. Вспомните, малыш с ранних лет сначала примеряет вкладыши по размеру, решая проблемную ситуацию – «войдет - не войдет», перекладывает кастрюльки и крышки в мамином посудном шкафу и т. д. Повзрослев, может бесконечно долго переливать воду из разных кружечек, стаканчиков, тарелочек – чем вам не поиск ответа на вопрос: сколько же воды в стакане? Может «извести» целую бутылочку «Ферри» взбивая пену и пуская мыльные пузыри.
Поэтому, что бы такая «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие различные факторы, одним из которых является предметно-развивающая среда
Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для формирования познавательных интересов.
Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития. Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс.
Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог, для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи:
- конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;
- обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:
- иметь привлекательный вид;
- выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- снимать утомляемость;
- положительно влиять на эмоциональное состояние;
- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком и придерживаться правила: «Вместе с детьми!!!» Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Показатели оценки развивающей среды:
- положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
- отсутствие конфликтов среди детей;
- наличие продуктов детской деятельности;
- динамика развития ребенка;
- невысокий уровень шума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...
Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Описание системы работы....
Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Презентация к педсовету по теме "Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"....
Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование
Стендовый доклад...
Особенности формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста" для педагогов детского сада...
Статья "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...