Эмоциональное развитие старших дошкольников через творческую деятельность
статья (старшая группа)
В дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы ребёнка лучше всего происходить через творческую деятельность. Участие ребёнка в творческом процессе обеспечивает постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие старших дошкольников через творческую деятельность
ГБДОУ детский сад № 51
петроградского района г. Санкт-Петербург
Воспитатель: Негреба М.А.
Эмоции появляются у детей с первых дней жизни, с их помощью ребенок даёт понять родителям, что он огорчён, ему плохо или ему хорошо. По мере того как ребёнок развивается и растёт его эмоции также изменяются. По мере взросления ребенок не просто сообщает взрослым, что испытывает дискомфорт, потому что голоден или у него болит живот, но и начинает проявлять более сложные эмоции.
Как и взрослый человек, ребёнок учиться радоваться, восторгаться, грустить, удивляться или злиться. Но главным отличием взрослого дошкольника от годовалого малыша является не только то, что он умеет чувствовать «широко», но и то, что он учиться контролировать свои эмоции.
В современном обществе специалисты все чаще пытаются привлечь внимание к такой серьезной проблеме, как эмоциональные нарушения у детей. С каждым годом детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере становиться всё больше.
Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать:
- перенесенные в детстве заболевания и стрессы;
- особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии;
- микроклимат в семье, а также особенности воспитания;
- социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение.
Для адаптации в любой социальной среде, необходимо заниматься эмоциональным развитием ребенка, нужно научить его осознавать свои эмоции, распознавать и управлять ими.
В дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы ребёнка лучше всего происходить через творческую деятельность. Участие ребёнка в творческом процессе обеспечивает постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов.
К видам творческой деятельности в дошкольном учреждении можно отнести: словотворчество, театрализация, рисование, лепка, аппликация и другие.
Словотворчество способствует не только освоению лексического богатства родного языка и развитию речи, но и развивает воображение и эмоциональную сферу дошкольника. После прочтения художественной литературы, можно обсудить с детьми главных героев, их действия, мысли, поступки и предложить придумать свою историю (сказку). Продумать сюжет, главных героев, с каким характером они будут, какие поступки совершат. Можно пойти дальше и вместе с детьми оживить эту сказку в театрализации. Таким образом дети смогут проиграть образы своих героев сами, наделить их эмоциями и чувствами. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.
По мнению известного детского психолога Н.Н. Поддьяковой: «Яркие положительные эмоции дети получают в театре. Иначе говоря, именно театр имеет возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка».
Стимулировать эмоциональное развитие старших дошкольников можно, приобщая их к изобразительной деятельности. Известный психолог А.В. Запорожец отмечает, что постепенно овладевая изобразительной деятельностью, ребёнок научается создавать свой внутренний идеальный план, составление которого невозможно в раннем возрасте. При этом в дошкольном возрасте внутренний план деятельности предполагает обязательную материальную опору. Рисунок является одной из таких опор.
Уметь выразить себя через рисунок на листе бумаги — это редкое счастье. В отличие от взрослых, которым бывает трудно что-либо изобразить, дошкольники рисуют много и свободно, не переживая что у них что-то не получается. На листе бумаги они создают целые миры, наделяя их жизнью.
Очень давно ведущими психологами обсуждается взаимосвязь между уровнем детского мышления и рисованием. Учёные проводят прямые аналогии между эмоциональным развитием личности и развитием рисования. Если вспомнить древних людей, то можно сказать, что рисование — это особый вид речи. Логично предположить наличие обратной связи: повышение уровня изобразительных способностей повышает уровень развития эмоциональной сферы ребёнка.
Использование в работе нетрадиционных техник в рисовании так же имеет особое значение для эмоционального развития дошкольника (печатания, рисование брызгами, пальчиковое рисование, монотипия, кляксография, рисование жидким тестом и т.д.) Данные техники способствуют развитию воображения, цветовосприятия, ребёнок учиться лучше чувствовать цвет. Сам процесс рисования даёт возможность ребёнку получить широкий спектр положительных эмоций.
Лепка способствует развитию многих психических процессов, происходящих у ребёнка. В процессе лепки дошкольник учиться анализировать свои действия, оценивает качество своей поделки, может устранять какие-то ошибки, доводить свой объект до совершенства. Учиться соотносить пропорции объекта в целом. У ребёнка есть возможность не только воспроизводить образы окружающего мира, которые он запомнил, но и наделить свои поделки жизнью, давая им имена, разыгрывая с ними небольшие театральные представления. С помощью лепки ребёнок учиться концентрироваться на выполнении довольно продолжительной работы.
Процесс лепки даёт возможность дошкольнику передать свои впечатления, переживания и эмоции об окружающем мире. При помощи лепки ребёнок «отрабатывает» как негативные эмоции (боль, страх, злость), так и позитивные (радость, интерес, любовь). Лепка это своеобразная арт-терапия, позволяющая дошкольнику «разгрузить» себя от переполняющих его чувств и эмоций. По аналогии с нетрадиционным рисованием, положительные результаты в работе с детьми даёт лепка с использованием дополнительных материалов (природный, бросовый), лепка из солёного теста, пластилинография. Опыт создания объектов из различных материалов учит ребёнка смотреть на вещи «под другим углом», это прекрасная возможность для того, чтобы в будущем он смог находить оригинальные решения в любых ситуациях.
Рассмотрим еще один из интересных видов творческой деятельности — аппликация. Аппликация в работе с дошкольниками способствует развитию не только изобразительных и технических умений, она развивает настойчивость, выдержку, аккуратность, самостоятельность, способность сосредотачиваться. Посредством аппликации ребенок может максимально проявить инициативу и самостоятельность. Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют развитию у него творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, глазомер и цветоощущение. Работа из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей. Делая открытку для близкого человека, дошкольник испытывает чувство радости, он «предвкушает» положительный эффект, который произведёт его подарок.
Подытоживая всё вышесказанное можно сделать следующий вывод: для формирования «здоровых» эмоций у ребёнка требуется какая — нибудь деятельность, в которой ребёнок не будет стесняться или бояться рассказать о своих чувствах, которые его переполняют, о том, что ему нравиться или не нравиться, что он хочет или не хочет, и самой подходящей для этого деятельностью является творческая.
Литература:
- Галанов А.С. и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.-125 с.
- Григорьева, Г.Г.Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:1999.-344 с.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.:Просвещение, 2003.-245 с.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: «Академия», 2004. - 288 с.
- Ермолинская Е.А.Современные технологии развития изобразительной деятельности детей//Воспитатель.- 2016, №1. С.81-86
- Казакова Р.Г. др. Рисование с детьми дошкольного возраста. 2009. - 160 с.
- Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2004.-77 с.
- Комарова Т.С. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М.: педагогическое общество России, 2000. -С.86-99
- Карпова Г.З. Мир чувств и эмоций дошкольника//Воспитатель.- 2011, №8. С.119-121
- Прусакова О.А.,Сергеенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста//Вопросы психологии.-2006, №4. С.24-35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей через творческую деятельность»
Знакомство детей с творческой деятельностью начинается с раннего возраста, когда сказки приходят к ним в различных видах....

План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать нетрадиционные пути во взаимодействи...

Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...

Коммуникативно-речевое развитие старших дошкольников через проектную деятельность
Сообщение из опыта работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы...

Развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников через театрализованную деятельность
Статья раскрывает основные аспекты развития эмоциональной сферы дошкольников....

Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников через проектную деятельность
В сатье из опыта работы педагога рассматривается проектная деятельность как средство развития социально - коммуникативных навыков старших дошкольников....