Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать нетрадиционные пути во взаимодействии с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Приморский детский сад»
Педагогический опыт по теме:
«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста через театрализованную деятельность»
Автор составитель воспитатель МАДОУ
«Приморский детский сад»
Кравченко Марина Алексеевна
1 квалификационной категории
с. Приморск 2017 г.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
В. А. Сухомлинский
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать нетрадиционные пути во взаимодействии с детьми. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Театрализованная деятельность дошкольников служит основой интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО, создает условия для развития творческой активности детей, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, создает благоприятный микроклимат и способствует самореализации каждого ребенка. Театр учит ребенка не только видеть прекрасное в жизни и в людях, он зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, и помогает ребенку развиваться всесторонне и подготовиться к успешному обучению в школе
Актуальность
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в определении новых форм и технологий, использовании театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Цель моей работы: выявление путей развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности . Поставленная цель включает в себя решение следующих задач:
1. Приобщать детей дошкольного возраста к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов.
2. Развивать, творческие способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные умения (артист, зритель), восприятие, память, внимание, воображение, речь .
3. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально- положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре разных народов
4. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
5. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности
Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды.
В группе был оформлен уголок ряженья с атрибутами - костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма, дидактические игры «Какой театр?», «Назови одним словом», книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Оформлена картотека «Пальчиковые игры».
Совместно с родителями изготовили самые различные виды театров:
театр «ложек», игрушек из цилиндров и конусов, , театр «стаканов», театр на палочках, «киндер-театр», театр из бросового материала, театр из детских перчаток, пальчиковый театр, театр би – ба - бо.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Во время проведения занятий для создания интереса, организации детей продолжала использовать игровой приём: приход разных персонажей из художественных произведений (Незнайка, Шапокляк, Машенька, Карлсон и др).
В течение года мы продолжали лепить, рисовать по сказкам.
В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие, эмоционально выражали настроение, исполняя знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа, проводили игры- драматизации, инсценирование.
В начале года я оформила папку «Виды театров», благодаря которой познакомила детей с понятием театр (здания, афиша, фойе, сцена, зал), его разновидностями. Рассказала о правилах поведения в театре.
.В течение года в группе вместе с детьми мы изготавливали сказки настольного театра («Три поросёнка», «Колосок», «Заюшкина избушка», «Колобок»).
Рассказывали стихи руками: я читала стихотворение, а дети воспроизводили текст соответствующими выразительными движениями рук. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр у детей вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем моих указаний, а соучастником педагогического процесса.
С целью формирования представлений о дружбе, развитии доброжелательного отношения к окружающим, желании поддержать друга были проведены игры: «Из какой сказки», «Назови ласково», «Изобрази отгадку» (с помощью мимики и жестов изобразить героев сказки), «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?», беседы: «Расскажи о друге», «Как можно пожалеть». А также игры на развитие умений составлять последовательный сюжет произведения: «Любимые сказки», «Из какой сказки иллюстрация?»
В процессе работы составила картотеку игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции. Формировала умение четко произносить скороговорки и стихи, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Любимый литературный жанр детей в любом возрасте – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.
Работа с родителями
Успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы
В своей работе с родителями я ставила следующие задачи:
- Заинтересовать родителей развитием театрализованной деятельности детей.
- Познакомить родителей с разнообразием театров.
- Информировать родителей о художественных произведениях, рекомендуемых для чтения.
- Рассказать родителям о создании театра дома.
- Вовлечь родителей в жизнь детского сада.
Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров», консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества), «Мама, спой мне песню!» (колыбельных), «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».
Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек. Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей.
А в конце года было проведено собрание, на котором дети и родители показывали сказки.
Результативность опыта.
. Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты:
- Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
- Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
- Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
- У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
- Активизировался словарь детей, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь.
- Дети стали раскрепощаться и творить.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.
Использование вышеприведённых технологий и методических форм на практике позволило добиться следующих результатов: по результатам диагностики артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети» под редакцией Н.Ф.Сорокиной отмечается положительная динамика в развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-981934-1518429309.jpg)
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507263-1414306060.jpg)
Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельность.
Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507263-1414306060.jpg)
Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельность.
Развитие ттворческих способностей старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/17/picture-1118412-1550433879.jpg)
Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество - постоянный спутник детского развития. Для того ч...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1216863-1581239907.jpg)
Перспективный план работы "Развитие творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность"
Представляю вашему вниманию перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами на 2 года к программе "Развитие творческих и коммуникативных способностей старших дош...
Отчет по самообразовании «Развитие творческих способностей детей младших дошкольников через театрализованную деятельность»
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем.Цель театрально-игровой деятельности –через театр научить ребенка и видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/08/picture-1295951-1704704302.jpg)
Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованую деятельность
Театрализованная деятельностьв детском саду, РППС, работа с детьми и родителями, иследовательский детско-родительский проект....