Конспект по обучение шахматам. Слон-Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте слона в начальном положении; Ходом слона, взятием; Разноцветные и одноцветные слоны.
план-конспект занятия
Конспект занятия по обучению шахматам
Подготовила воспитатель Сидорова Диана Александровна
Дата проведения: 1.12.21
Тема: Слон
Цель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте слона в начальном положении; Ходом слона, взятием; Разноцветные и одноцветные слоны.
Материал: презентация, шахматные доски, мешочек, шахматные фигуры.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию
-Ребята, посмотрите, что это? (мешочек)
-Там спряталась интересная игра. Вы сможете ее угадать, прослушав стихотворение.
«Скучно было во детворе
Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, -
Сказал ребятам Петя –
Где бы ни был я, везде
В нее играют дети.
В игре той есть Ладья и Ферзь,
Слон, Конь и пешек ряд,
А возглавляет всех – Король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!»(шахматы).
2.Мотивационная игра
Д/и «Чудесный мешочек»
-Сейчас попробуйте вспомнить, как зовут жителей шахматной страны. Узнайте фигуру на ощупь и назовите её.
3.Затруднение в игровой ситуации
-Сегодня мы познакомимся с новой шахматной фигурой. Но, чтобы узнать о какой фигуре пойдет речь – отгадайте загадку.
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы.
По косой он ходит
Хоботом не водит. (шахматный слон)
-Верно! Сегодня мы познакомимся с шахматным слоном.
-Покажите начальное положение слона. ( дети показывают)
-Молодцы! Покажите как ходит слон. (затруднение, дети не знают как ходит слон)
4.Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
-Чтобы узнать ответ, я предлагаю отправиться в Шахматное королевство, там –то нам точно расскажут и покажут кто такие слоны, и как их правильно использовать на шахматной доске.
слайд
-Друзья распрощались с большой белой ладьей и направились к невысокому домику с остроконечной крышей, на дверях которого были нарисованы два симпатичных слоника. Слоники дружелюбно смотрели на Юру и его товарищей, приглашая войти.
-Никого нет,- удивленно сказал Загадай, распахнув дверь. -Где же слоны?
Комната была увешана рисунками. Слоны, слоны, на каждом рисунке слоны и шахматные. и настоящие. Юра вслух прочитал надпись под самым интересным рисунком:
-Смотрите, -ему говорят,-
Это слон.
И снова не верит Фома:
-Это ложь.
Совсем этот слон
На слона не похож.
-Да, шахматный слон ни капельки не похож на настоящего, -проговорил Загадай. -Но в старину они были похожи... Знаете, как называют шахматного слона разные народы? Французы -шут, немцы -бегун, англичане -епископ, поляки- гонец, болгары -офицер, чехи -стрелок. А итальянцы и испанцы, как и мы,- слон.
В комнату степенно вошли два шахматных слона. Оба белые.
слайд
-Белопольный, -представился первый слон.
-Чернопольный,- кивнул второй и, усадив друзей за шахматный столик, начал занятие. -Слоны ходят по диагоналям: на одно поле или через несколько клеток сразу... Слонятки! Где вы слоняетесь?
К столику вприпрыжку подбежали маленькие шахматные слоны: белый и черный. Белый слон вскарабкался на шахматную доску и забегал по черным диагоналям.
-Слон, как и ладья, не перепрыгивает через другие фигуры,- сказал Чернопольный. Но если на нашем пути встретится фигура противника, мы можем побить ее и занять ее клетку. Вот так!
При этих словах маленький черный слон забрался на доску, и белый побил черного.
- Если бы тут был ход черных, черный слон побил бы белого, - заметил Чернопольный.
- А почему вас зовут Белопольный и Чернопольный?
-В начальном положении один из слонов каждого противника стоит на черном поле, другой - на белом.
Слон, который ходит по белым полям, -Белопольный слон. Слон, который ходит по черным полям, -Чернопольный слон,- пояснил Белопольный.
-Если во время игры у противников останется по одному слону и он будут ходить по клеткам разного цвета, -это Разноцветные слоны. Если они будут ходить по клеткам одного цвета, - это Одноцветные слоны, -сказал Чернопольный.
-А, кто сильнее: слон или ладья?- спросил Юра.
-Ладья сильнее, - вздохнул Белопольный. -Но в центре слон очень силен. В углу стоять слон не любит...
-Я тоже не люблю, - признался Юра.
- Из угловых полей слон атакует меньше клеток, чем из центра, -объяснил Чернопольный. Теперь задачи. Ставим слона на крайнее левое поле первой горизонтали. Любого ли поля может достичь слон?
5.Самостоятльное применение нового
-Найдите, место слона в начальном положении.
-Покажите, как ходит слон.
-Уберите слонов. И самостоятельно найдите место слона в начальном положении, его ходы.
6.Повторение
-С какой шахматной фигурой мы сегодня познакомились? (слоном)
-Какое место занимает слон в начальном положении? ( стоит после коня)
-Как ходит слон? (по диагоналям)
-По клеткам какого цвета ходит Белопольный слон? Чернопольный? (белого, черного)
-На какие поля не может попасть Чернопольный слон? Белопольный? ( черные, белые)
-Может ли слон пойти с белого поля на белое? 9да)
-С белого на черное? ( нет)
-Может ли белый слон перепрыгнуть через черного? (нет, он его может побить и встать на его место)
-Какой слон стоит в начальном положении около белого ферзя? ( Белый Чернопольный)
-Какой слон стоит в начальном положении около черного ферзя? ( черный Белопольный)
-На сколько сторон может пойти слон из углового поля? ( в одну)
-На сколько сторон может пойти слон из центрального поля? ( на 4)
7.Рефлексия
-Что нового вы узнали?
-Что больше всего запомнилось?
-Какие трудности возникли?
-Кому занятие показалось простым? Кому сложным?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slon_1_zanyatie.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению шахматам
Подготовила воспитатель Сидорова Диана Александровна
Дата проведения: 1.12.21
Тема: Слон
Цель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте слона в начальном положении; Ходом слона, взятием; Разноцветные и одноцветные слоны.
Материал: презентация, шахматные доски, мешочек, шахматные фигуры.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию
-Ребята, посмотрите, что это? (мешочек)
-Там спряталась интересная игра. Вы сможете ее угадать, прослушав стихотворение.
«Скучно было во детворе
Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, -
Сказал ребятам Петя –
Где бы ни был я, везде
В нее играют дети.
В игре той есть Ладья и Ферзь,
Слон, Конь и пешек ряд,
А возглавляет всех – Король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!»(шахматы).
2.Мотивационная игра
Д/и «Чудесный мешочек»
-Сейчас попробуйте вспомнить, как зовут жителей шахматной страны. Узнайте фигуру на ощупь и назовите её.
3.Затруднение в игровой ситуации
-Сегодня мы познакомимся с новой шахматной фигурой. Но, чтобы узнать о какой фигуре пойдет речь – отгадайте загадку.
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы.
По косой он ходит
Хоботом не водит. (шахматный слон)
-Верно! Сегодня мы познакомимся с шахматным слоном.
-Покажите начальное положение слона. ( дети показывают)
-Молодцы! Покажите как ходит слон. (затруднение, дети не знают как ходит слон)
4.Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
-Чтобы узнать ответ, я предлагаю отправиться в Шахматное королевство, там –то нам точно расскажут и покажут кто такие слоны, и как их правильно использовать на шахматной доске.
-Друзья распрощались с большой белой ладьей и направились к невысокому домику с остроконечной крышей, на дверях которого были нарисованы два симпатичных слоника. Слоники дружелюбно смотрели на Юру и его товарищей, приглашая войти.
-Никого нет,- удивленно сказал Загадай, распахнув дверь. -Где же слоны?
Комната была увешана рисунками. Слоны, слоны, на каждом рисунке слоны и шахматные. и настоящие. Юра вслух прочитал надпись под самым интересным рисунком:
-Смотрите, -ему говорят,-
Это слон.
И снова не верит Фома:
-Это ложь.
Совсем этот слон
На слона не похож.
-Да, шахматный слон ни капельки не похож на настоящего, -проговорил Загадай. -Но в старину они были похожи... Знаете, как называют шахматного слона разные народы? Французы -шут, немцы -бегун, англичане -епископ, поляки- гонец, болгары -офицер, чехи -стрелок. А итальянцы и испанцы, как и мы,- слон.
В комнату степенно вошли два шахматных слона. Оба белые.
-Белопольный, -представился первый слон.
-Чернопольный,- кивнул второй и, усадив друзей за шахматный столик, начал занятие. -Слоны ходят по диагоналям: на одно поле или через несколько клеток сразу... Слонятки! Где вы слоняетесь?
К столику вприпрыжку подбежали маленькие шахматные слоны: белый и черный. Белый слон вскарабкался на шахматную доску и забегал по черным диагоналям.
-Слон, как и ладья, не перепрыгивает через другие фигуры,- сказал Чернопольный. Но если на нашем пути встретится фигура противника, мы можем побить ее и занять ее клетку. Вот так!
При этих словах маленький черный слон забрался на доску, и белый побил черного.
- Если бы тут был ход черных, черный слон побил бы белого, - заметил Чернопольный.
- А почему вас зовут Белопольный и Чернопольный?
-В начальном положении один из слонов каждого противника стоит на черном поле, другой - на белом.
Слон, который ходит по белым полям, -Белопольный слон. Слон, который ходит по черным полям, -Чернопольный слон,- пояснил Белопольный.
-Если во время игры у противников останется по одному слону и он будут ходить по клеткам разного цвета, -это Разноцветные слоны. Если они будут ходить по клеткам одного цвета, - это Одноцветные слоны, -сказал Чернопольный.
-А, кто сильнее: слон или ладья?- спросил Юра.
-Ладья сильнее, - вздохнул Белопольный. -Но в центре слон очень силен. В углу стоять слон не любит...
-Я тоже не люблю, - признался Юра.
- Из угловых полей слон атакует меньше клеток, чем из центра, -объяснил Чернопольный. Теперь задачи. Ставим слона на крайнее левое поле первой горизонтали. Любого ли поля может достичь слон?
5.Самостоятльное применение нового
-Найдите, место слона в начальном положении.
-Покажите, как ходит слон.
-Уберите слонов. И самостоятельно найдите место слона в начальном положении, его ходы.
6.Повторение
-С какой шахматной фигурой мы сегодня познакомились? (слоном)
-Какое место занимает слон в начальном положении? ( стоит после коня)
-Как ходит слон? (по диагоналям)
-По клеткам какого цвета ходит Белопольный слон? Чернопольный? (белого, черного)
-На какие поля не может попасть Чернопольный слон? Белопольный? ( черные, белые)
-Может ли слон пойти с белого поля на белое? 9да)
-С белого на черное? ( нет)
-Может ли белый слон перепрыгнуть через черного? (нет, он его может побить и встать на его место)
-Какой слон стоит в начальном положении около белого ферзя? ( Белый Чернопольный)
-Какой слон стоит в начальном положении около черного ферзя? ( черный Белопольный)
-На сколько сторон может пойти слон из углового поля? ( в одну)
-На сколько сторон может пойти слон из центрального поля? ( на 4)
7.Рефлексия
-Что нового вы узнали?
-Что больше всего запомнилось?
-Какие трудности возникли?
-Кому занятие показалось простым? Кому сложным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в средней группе по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Эмиры Анненковой «Удивительный слон»
Конспект интегрированного занятия в средней группе по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Эмиры Анненковой «Удивительный слон»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область: «Познание», «Коммуникация». Тема: «Я сегодня видел сам: слон летал по небесам»
Задачи:Образовательные:- развивать дикцию и артикуляционный аппарат детей, чувство ритма.- передавать содержание текста через выразительные движения- обогащать словарь образными словами и выражениями-...
Конспект по обучению шахматам в старшей группе. Тема: «Шахматные фигуры».
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Шахматная фигура слон» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательные шахматы»
Данный конспект будет интересен для педагогов, ведущих кружковую работу по шахматам в ДОУ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной фигурой «Слон»
Конспект ООД "Знакомство с шахматной фигурой "Слон"...
НОД по игре шахматы.Тема: «Знакомство с шахматной фигурой Слон»
Дошкольный возраст уникален для формирования личности. Именно в этот период закладываются отношения ребенка к окружающему миру, происходит психическое и физическое развитие. Среди многообразия предмет...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений о геометрических фигурах в средней группе
Цель: формировать умения детей разложить фигуры различных предметов из простых геометрических фигур.Задачи:Образовательные: Закреплять знания детей о геометрических фигурах и представление о том, что ...