Конспект по обучению шахматам в старшей группе. Тема: «Шахматные фигуры».
видеоурок (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_shahmaty_otkr.zan_.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Чамова Н.Ю. воспитатель
МАДОУ ЦРР№19
г. Курганинска
Конспект по обучению шахматам в старшей группе.
Тема: «Шахматные фигуры».
Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.
Задачи по ФГОС:
Познавательные: повторить направления на шахматной доске (горизонталь, вертикаль, диагональ), познакомить шахматными фигурами.
Обучающие: выработать навык работы с шахматной доской, повторить правила игры.
Развивающие: развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.
Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка).
Социально-коммуникативные: учить приёмам сотрудничества, культурному общению; учить внимательно слушать и не перебивать товарища.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.
Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость
Оборудование: комплекты шахмат, демонстрационная доска с магнитными фигурами, чёрные и белые квадраты для выкладывания шахматной доски, «Волшебный мешочек», шкатулка.
Предварительная работа: Чтение отрывков из книги И.Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране» ознакомление с шахматной доской.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Соревноваться? Тему игры вы узнаете, если отгадаете, что находится в волшебной коробке.
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
- Отгадали. Это - шахматы.
- Давайте устроим соревнования, кто наберет больше жетонов, тот будет объявлен победителем.
1. Игра «Волшебный мешочек».
Пусть темнота
И нету света —
Узнай фигуру:
Та иль эта?
Ребята вы должны по очереди, на ощупь, отгадать шахматные фигуры.
Ребята, а вот вторая игра
2. Игра “Волшебная доска”.
На черно-белом
Крыльце сидели:
Король, Королева,
У них 2 коня, 2 слона,
Возле башен — ладья
И строй солдат впереди.
Попробуй выстроить их ты.
Ребята, вы должны расставить шахматные фигуры на своей доске.
3. Игра «Фигуры заблудились».
Ребята, вы любите играть в прятки? Вот и мои фигуры тоже очень любят играть в прятки. Но они так разыгрались, что перепутали свои места и заблудились. Помогите им найти свои места.
Участники находят ошибки и правильно расставляют шахматные фигуры.
4.Игра “Шахматная шкатулка”.
Дети поочередно вытягивают из шкатулки загадки. Воспит. зачитывает, а участники отгадывают:
1.Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка)
2. Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит.
(Слон)
3. Продвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят.
(Конь)
5. Стою на самом краю,
Пусть откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу.
(Ладья)
4. Гладкий люблю я, расчищенный путь,
На шаг в любую сторону могу шагнуть!
(Король)
5. Он может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
Он очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели.
(Ферзь)
6. Не люди, не звери, не часы, а ходят?
(шахматные фигуры)
7. Какой король не умеет говорить?
(шахматный)
8. На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)
Молодцы ребята вы справились с загадками!
5 игра: «Собери шахматную фигуру.»
Дети за столами, собирают шах.фигуры.
Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
6 игра: Раскрась квадратики в шахматном порядке.
Ребята за столами раскрашивают.
7 игра "Блиц - вопрос":
-Каких клеток больше, чёрных или белых? =
Ребята, а сколько всего клеток в шахматной доске? 64
-Без какой фигуры не бывает игры? Король
Ребята, а сколько всего фигур в шахматах?
-Где возникли шахматы? Индия
-Между какими фигурами стоит конь в начале игры? Слон и ладья
-Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? Конь
Ребята покажите пожалуйста диагональ, вертикаль, горизонталь.
Рефлексивный этап
Вос: Ребята, скажите вам понравилось наше соревнование? А, что вам понравилось? А теперь давайте посчитаем жетоны.
Подведение итогов. Награждение участников.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»
Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»Разработала: Манукян Седа ТиграновнаЦель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король&r...
Конспект по обучение шахматам. Слон-Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте слона в начальном положении; Ходом слона, взятием; Разноцветные и одноцветные слоны.
Конспект занятия по обучению шахматамПодготовила воспитатель Сидорова Диана АлександровнаДата проведения: 1.12.21Тема: СлонЦель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте...
Конспект по обучению грамоте в старшей группе Тема «Звук и буква А а».
Конспект по обучению грамоте....
Конспект занятия по шахматам в старшей группе "Я приглашаю Вас в шахматный мир"
Занятие поможет заинтересовать детей игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, развить внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление детей старшего до...
Конспект интегрированной нод по образовательной области «Познание» с элементами шахмат , в старшей группе . Тема: «Открытие шахматного дома».
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с элементами шахмат , в старшей группе для детей №9 &laq...
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Тема: «Шахматные фигуры»
Цель: Закрепление знаний детей о шахматной игре. Задачи:Образовательная: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Развивающая: Развивать логическое мышление, память, в...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по шахматному воспитанию Тема: «Король»
Цель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король» и его ролью на шахматной доске.Задачи:1. Обучающая: дать общее представление о шахматной фигуре «Король».2...