Использование схем, мнемотаблиц, логико-смысловых моделей в ООД.
консультация

Хакимова Ильзира Рифовна

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Использование схем, мнемотаблиц, логико-смысловых моделей в ООД.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность и т.п., мы развиваем познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные логико-смысловые модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы в ООД.

Применение мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста очень актуально.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

Задачи мнемотехники:

1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4.Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:

1)  Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др.-наглядность.

2) Вторым вспомогательным фактором является план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский.

В нашей с вами работе мы очень часто сталкиваемся и используем приемы мнемотехники, но не задумываемся об этом. Например: мы используем алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки стола и т.д. -  все это графические изображения  и схемы.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному: Воробьёва В.М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно-схематическими моделями, Глухов В.П.- блоками –квадратами, Большева Т.В.-коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.

При использовании мнемотаблиц можно выделить несколько этапов:

Этап №1 - Рассматриваем таблицы и разбираем то,что на ней изображено.

Этап №2 - Перекодирование информации, т. е. преобразовываем абстрактные символы в образы.

Этап №3 - пересказываем информацию (сказку, рассказ)с опорой на символы (образы,т. е происходит отработка метода запоминания

Этап №4 - Делаем графическую зарисовку мнемотаблицы.

Этап №5 - Ребёнок воспроизводит каждую таблицу при ее показе ему.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Мы начинали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат - это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д.

Мнемодорожка - заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются: предметные картинки;
силуэтные изображения; геометрические фигуры.
Мнемотаблицы –дидактический материал по развитию связной речи детей. Используются для:

-обогащения словарного запаса,

-при обучении составлению рассказов(по картине и серии картин, описательных рассказов, творческих рассказов),

-при пересказах художественной литературы,

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихов.

Разучивая с детьми стихи с помощью мнемотаблицмы проводим следующие этапы работы над стихотворением:

Выразительно читаем стихотворение.

Сообщаем детям о том, что это стихотворение они будут учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Помогаем детям уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по содержанию стихотворения.

Выясняем, какие слова непонятны детям, объясняем их значение в доступной для детей форме.

Читаем отдельно каждую строчку стихотворения.

Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.

Прием наглядного моделирования мы используем в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. И детям легче строить по ним свой рассказ.

В своей работе мы используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, явлениях природы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства, признаки и действия рассматриваемого предмета, явления; установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые мы с успехом используем на занятиях экологического содержания.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Применяем мы модельные схемы на различных занятиях.

Чтобы добиваться положительных результатов в обучении и ощущать себя личностью этого оказалось возможным с помощью новых методов, а именно использованием логико-смысловых моделей (ЛСМ), помогающие на основных этапах учебного процесса: восприятие знаний, их осмысление и фиксация, воспроизведение и применение.

 Данная модель получила название логико-смысловой по той причине, что схема содержит два компонента:

 логической - в виде системы расстановки координат и узлов;

 смысловой – в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов.

Новизна данного продукта заключается в том, составление ЛСМ является очень нетрудоемким делом для самого ребенка, не требует запоминания дополнительной символики.

Реализация логико-смысловых моделей не требует сложных материально-технических условий. При составлении модели во время занятия воспитателю достаточно обычной школьной доски с мелом или маркером. Эффектными логико-смысловые модели получаются при использовании электронной доски.

Метод ЛСМ заключается в выделении значимых смысловых элементов информации в виде ключевых слов и выявления отношений между ними.

Требования к составлению  ЛСМ:

лаконичность;

 структурность;

 компактность расположения материала;

 доступность понимания;

 оптимальность объёма.

ЛСМ проектируется следующим образом:

тема, которая представляется моделью, разделяется на круг основных вопросов – координат модели;

определяется расстановка координат путем их ранжирования (К1 – К8);

выявляются узловые элементы содержания – опорные узлы ЛСМ в каждом вопросе;

определяется расстановка опорных узлов на координатах по какому-либо основанию;

выполняется свертывание названий координат и опорных узлов до 1 – 2 ключевых слов (как исключение допускается использование аббревиатур);

выявляются наиболее важные смысловые связи между опорными узлами, что является важнейшей процедурой анализа в учебном процессе;

проверяется структура модели на необходимость перерасположения координат и узлов, которые оказываются изолированными, не связанными с другими узлами, на наличие недостающих узлов.

Общий сценарий проектирования ЛСМ включает следующие операции:

выбор каркаса;

определение координат – круг вопросов по теме;

расстановка координат;

выделение опорных узлов и их расстановка на координатах;

выявление и обозначение наиболее значимых смысловых связей;

свертывание названий координат и узлов до 1 – 3 ключевых слов.

Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, педагоги придерживаются следующих требований:

модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;

раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем- моделей нам удалось достичь следующих результатов:

у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появился интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас вышел на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Используя схемы, мнемотаблицы, логико-смысловые модели в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время актуально и очень эффективно, т.к. дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательного речевого развития детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по применению схем, мнемотаблиц на занятиях с детьми дошкольного возраста, по обучению детей составлению схем и работе по схемам...

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями....

Консультация для родителей: "Как современные педагогические технологии развивают речь ребенка. Составление описательных рассказов с использованием схем, мнемотаблиц."

Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников  1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных  факторов. Одним из факторов...

Статья для родителей: "Как современные педагогические технологии развивают речь ребенка. Составление описательных рассказов с использованием схем, мнемотаблиц."

Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников  1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных  факторов. Одним из факторов...

Конспект занятия по противопожарной безопасности с использованием логико-смысловой модели. Тема: « Огонь друг или враг?

Конспект занятия по противопожарной безопасности с использованием логико-смысловой модели. Тема: « Огонь друг  или враг?...