Использование схем, мнемотаблиц, логико-смысловых моделей в ООД.
консультация
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование схем, мнемотаблиц, логико-смысловых моделей в ООД.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность и т.п., мы развиваем познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные логико-смысловые модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы в ООД.
Применение мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста очень актуально.
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.
2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
Задачи мнемотехники:
1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
2.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
4.Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
1) Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др.-наглядность.
2) Вторым вспомогательным фактором является план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский.
В нашей с вами работе мы очень часто сталкиваемся и используем приемы мнемотехники, но не задумываемся об этом. Например: мы используем алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки стола и т.д. - все это графические изображения и схемы.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному: Воробьёва В.М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно-схематическими моделями, Глухов В.П.- блоками –квадратами, Большева Т.В.-коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.
При использовании мнемотаблиц можно выделить несколько этапов:
Этап №1 - Рассматриваем таблицы и разбираем то,что на ней изображено.
Этап №2 - Перекодирование информации, т. е. преобразовываем абстрактные символы в образы.
Этап №3 - пересказываем информацию (сказку, рассказ)с опорой на символы (образы,т. е происходит отработка метода запоминания
Этап №4 - Делаем графическую зарисовку мнемотаблицы.
Этап №5 - Ребёнок воспроизводит каждую таблицу при ее показе ему.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Мы начинали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат - это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д.
Мнемодорожка - заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются: предметные картинки;
силуэтные изображения; геометрические фигуры.
Мнемотаблицы –дидактический материал по развитию связной речи детей. Используются для:
-обогащения словарного запаса,
-при обучении составлению рассказов(по картине и серии картин, описательных рассказов, творческих рассказов),
-при пересказах художественной литературы,
-при отгадывании и загадывании загадок,
-при заучивании стихов.
Разучивая с детьми стихи с помощью мнемотаблицмы проводим следующие этапы работы над стихотворением:
Выразительно читаем стихотворение.
Сообщаем детям о том, что это стихотворение они будут учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Помогаем детям уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по содержанию стихотворения.
Выясняем, какие слова непонятны детям, объясняем их значение в доступной для детей форме.
Читаем отдельно каждую строчку стихотворения.
Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
Прием наглядного моделирования мы используем в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. И детям легче строить по ним свой рассказ.
В своей работе мы используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, явлениях природы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства, признаки и действия рассматриваемого предмета, явления; установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые мы с успехом используем на занятиях экологического содержания.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Применяем мы модельные схемы на различных занятиях.
Чтобы добиваться положительных результатов в обучении и ощущать себя личностью этого оказалось возможным с помощью новых методов, а именно использованием логико-смысловых моделей (ЛСМ), помогающие на основных этапах учебного процесса: восприятие знаний, их осмысление и фиксация, воспроизведение и применение.
Данная модель получила название логико-смысловой по той причине, что схема содержит два компонента:
логической - в виде системы расстановки координат и узлов;
смысловой – в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов.
Новизна данного продукта заключается в том, составление ЛСМ является очень нетрудоемким делом для самого ребенка, не требует запоминания дополнительной символики.
Реализация логико-смысловых моделей не требует сложных материально-технических условий. При составлении модели во время занятия воспитателю достаточно обычной школьной доски с мелом или маркером. Эффектными логико-смысловые модели получаются при использовании электронной доски.
Метод ЛСМ заключается в выделении значимых смысловых элементов информации в виде ключевых слов и выявления отношений между ними.
Требования к составлению ЛСМ:
лаконичность;
структурность;
компактность расположения материала;
доступность понимания;
оптимальность объёма.
ЛСМ проектируется следующим образом:
тема, которая представляется моделью, разделяется на круг основных вопросов – координат модели;
определяется расстановка координат путем их ранжирования (К1 – К8);
выявляются узловые элементы содержания – опорные узлы ЛСМ в каждом вопросе;
определяется расстановка опорных узлов на координатах по какому-либо основанию;
выполняется свертывание названий координат и опорных узлов до 1 – 2 ключевых слов (как исключение допускается использование аббревиатур);
выявляются наиболее важные смысловые связи между опорными узлами, что является важнейшей процедурой анализа в учебном процессе;
проверяется структура модели на необходимость перерасположения координат и узлов, которые оказываются изолированными, не связанными с другими узлами, на наличие недостающих узлов.
Общий сценарий проектирования ЛСМ включает следующие операции:
выбор каркаса;
определение координат – круг вопросов по теме;
расстановка координат;
выделение опорных узлов и их расстановка на координатах;
выявление и обозначение наиболее значимых смысловых связей;
свертывание названий координат и узлов до 1 – 3 ключевых слов.
Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, педагоги придерживаются следующих требований:
модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем- моделей нам удалось достичь следующих результатов:
у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появился интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас вышел на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Используя схемы, мнемотаблицы, логико-смысловые модели в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время актуально и очень эффективно, т.к. дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательного речевого развития детей дошкольного возраста
Методические рекомендации по применению схем, мнемотаблиц на занятиях с детьми дошкольного возраста, по обучению детей составлению схем и работе по схемам...
Отчет по самообразованию Тема: «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей средней группы...
Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями....
Консультация для родителей: "Как современные педагогические технологии развивают речь ребенка. Составление описательных рассказов с использованием схем, мнемотаблиц."
Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников 1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных факторов. Одним из факторов...
Статья для родителей: "Как современные педагогические технологии развивают речь ребенка. Составление описательных рассказов с использованием схем, мнемотаблиц."
Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников 1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных факторов. Одним из факторов...
Конспект НОД по обучению детей пересказу с использованием моделей «Пересказ сказки «Кот, лиса и петух» с использованием схем-моделей»
Для педагогов ДОУ...
Конспект занятия по противопожарной безопасности с использованием логико-смысловой модели. Тема: « Огонь друг или враг?
Конспект занятия по противопожарной безопасности с использованием логико-смысловой модели. Тема: « Огонь друг или враг?...