Статья для родителей: "Как современные педагогические технологии развивают речь ребенка. Составление описательных рассказов с использованием схем, мнемотаблиц."
консультация (подготовительная группа)

Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников  1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных  факторов.

 Одним из факторов является недостаточная преемственность в обеспечении взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и школы при подготовке детей к школе. Недопустимо, чтобы ребенок поступал в школу с несформированной устной речью, т. к. это отрицательно влияет, прежде всего , на дальнейшее овладение письменной речью.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ученик может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы, последовательно и полно, логично излагать свои собственные суждения , воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и наконец для написания сочинений и изложений . То есть уровень развития связной речи влияет на формирование личности в целом . 

Цель данной консультации: научить родителей составлять рассказы -описания с помощью схем, записывать пересказ текста с использованием условных обозначений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_opisat._rasskazov.docx295.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Составление описательных рассказов

с использованием схем , мнемотаблиц, мнемодорожек»

Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников  1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных  факторов.

Это резко снижающийся уровень бытовой культуры, распространение низкопробной литературы, безграмотное "говорение" с экранов телевизоров вместе с насаждаемой рекламой - все это создает предпосылки и прямую угрозу языковой катастрофы.

Еще одним из факторов является недостаточная преемственность в обеспечении взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и школы при подготовке детей к школе. Недопустимо, чтобы ребенок поступал в школу с несформированной устной речью, т. к. это отрицательно влияет, прежде всего , на дальнейшее овладение письменной речью.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ученик может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы, последовательно и полно, логично излагать свои собственные суждения , воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и наконец для написания сочинений и изложений . То есть уровень развития связной речи влияет на формирование личности в целом .

Хочу напомнить, что дети в речевой группе имеют логопедическое заключение : Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи (3 ур. реч. разв.) Стертая дизартрия. Это значит, что у детей нарушены все компоненты речи : фонетико-фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сфера и связная речь , а также наличие неврологической симптоматики .

Низкий уровень коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями обусловлен снижением потребности в общении, несформированностью диалогической и монологической речи, особенностями поведения детей, выражающихся в отсутствии заинтересованности в контакте, в неумении ориентироваться в ситуации общения, негативизм , что является решающим фактором неуспешности в обучении .

Речь детей с ОНР характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности, длительными паузами, большим числом ошибок в построении высказывания .

Поэтому формирование монологической связной речи у детей с ОНР является важнейшей задачей для логопеда .

Занимаясь с детьми,  я пришла к выводу : надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность. Известно, что рассматривание картин , иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них.

Особенно успешно схемы помогают при составлении описательных рассказов по различным лексическим темам, как например: время года.

Домашние задания стимулируют родителей для поиска интересных фактов , особенностей по какой-либо теме, чтобы рассказ получился более полным и интересным. Важно, чтобы в рассказе-описании ребенок пользовался полным предложением , не одним словом. Например, если вы задаете вопрос, то в ответе присутствуют те же слова и добавляете существительные, прилагательные и др. части речи .

- Где живет медведь ?

- Медведь живет в лесу .

Наглядность  (детские схемы - рисунки, панно, планы-схемы, условные схемы ) можно использовать не только при составлении описательных рассказов , но и  при обучении пересказу, заучивании стихотворений, автоматизации   звуков в связных текстах.

Занятие по обучению пересказу строится строго по плану:

1) организационная часть (цель- помочь детям сконцентрироваться и подготовиться к восприятию текста )

2) чтение текста ( без установки на пересказ)

3) разбор текста в вопросно-ответной форме

4)повторное чтение текста (с установкой на пересказ)

5) пересказ текста детьми (с опорой на наглядность )

6) анализ детских рассказов.

Не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, обязательно был центральный герой , который взаимодействует с несколькими по очереди появляющимися персонажами . Поэтому, я хочу предложить вам другой вариант - зарисовать условными обозначениями текст и потом попробовать его пересказать. (сказка «Репка»).

C:\Users\ant43_000\Desktop\картинки фото\55861_html_m3eb5daad.jpg

Также можно зарисовать пословицу, стихотворение (примеры прилагаются )

В заключении хочу отметить положительную динамику в обучении детей связной речи при использовании наглядности.

Надеюсь, мои рекомендации помогут родителям развивать речь детей с помощью мнемотаблиц и схем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"

Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема:  "Составление описательного рассказа использованием схемы"       ...

Составление описательных рассказов с использованием схем как средство развития связной речи старших дошкольников.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи....

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»

Цель  проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...

Конспект занятия по развитию речи «Ателье мод» по составлению описательных рассказов с использованием схем в старшей группе (рассказывание об одежде)

Цель:1.     Развивать умение правильно составлять описательные рассказы  об одежде,  опираясь на схему Т.А.ТкаченкоЗадачи:2.     Упражнять  в диф...

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Профессии. Составление описательного рассказа с использованием схем».

Цель: развитие связной речи детей.Задачи:Образовательные:• Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план- схему.• Продолжать учить составлению и употр...

Консультация для родителей: "Как современные педагогические технологии развивают речь ребенка. Составление описательных рассказов с использованием схем, мнемотаблиц."

Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников  1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных  факторов. Одним из факторов...