Статья для родителей: "Как современные педагогические технологии развивают речь ребенка. Составление описательных рассказов с использованием схем, мнемотаблиц."
консультация (подготовительная группа)
Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников 1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных факторов.
Одним из факторов является недостаточная преемственность в обеспечении взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и школы при подготовке детей к школе. Недопустимо, чтобы ребенок поступал в школу с несформированной устной речью, т. к. это отрицательно влияет, прежде всего , на дальнейшее овладение письменной речью.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ученик может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы, последовательно и полно, логично излагать свои собственные суждения , воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и наконец для написания сочинений и изложений . То есть уровень развития связной речи влияет на формирование личности в целом .
Цель данной консультации: научить родителей составлять рассказы -описания с помощью схем, записывать пересказ текста с использованием условных обозначений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_opisat._rasskazov.docx | 295.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Составление описательных рассказов
с использованием схем , мнемотаблиц, мнемодорожек»
Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников 1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных факторов.
Это резко снижающийся уровень бытовой культуры, распространение низкопробной литературы, безграмотное "говорение" с экранов телевизоров вместе с насаждаемой рекламой - все это создает предпосылки и прямую угрозу языковой катастрофы.
Еще одним из факторов является недостаточная преемственность в обеспечении взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и школы при подготовке детей к школе. Недопустимо, чтобы ребенок поступал в школу с несформированной устной речью, т. к. это отрицательно влияет, прежде всего , на дальнейшее овладение письменной речью.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ученик может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы, последовательно и полно, логично излагать свои собственные суждения , воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и наконец для написания сочинений и изложений . То есть уровень развития связной речи влияет на формирование личности в целом .
Хочу напомнить, что дети в речевой группе имеют логопедическое заключение : Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи (3 ур. реч. разв.) Стертая дизартрия. Это значит, что у детей нарушены все компоненты речи : фонетико-фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сфера и связная речь , а также наличие неврологической симптоматики .
Низкий уровень коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями обусловлен снижением потребности в общении, несформированностью диалогической и монологической речи, особенностями поведения детей, выражающихся в отсутствии заинтересованности в контакте, в неумении ориентироваться в ситуации общения, негативизм , что является решающим фактором неуспешности в обучении .
Речь детей с ОНР характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности, длительными паузами, большим числом ошибок в построении высказывания .
Поэтому формирование монологической связной речи у детей с ОНР является важнейшей задачей для логопеда .
Занимаясь с детьми, я пришла к выводу : надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность. Известно, что рассматривание картин , иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них.
Особенно успешно схемы помогают при составлении описательных рассказов по различным лексическим темам, как например: время года.
Домашние задания стимулируют родителей для поиска интересных фактов , особенностей по какой-либо теме, чтобы рассказ получился более полным и интересным. Важно, чтобы в рассказе-описании ребенок пользовался полным предложением , не одним словом. Например, если вы задаете вопрос, то в ответе присутствуют те же слова и добавляете существительные, прилагательные и др. части речи .
- Где живет медведь ?
- Медведь живет в лесу .
Наглядность (детские схемы - рисунки, панно, планы-схемы, условные схемы ) можно использовать не только при составлении описательных рассказов , но и при обучении пересказу, заучивании стихотворений, автоматизации звуков в связных текстах.
Занятие по обучению пересказу строится строго по плану:
1) организационная часть (цель- помочь детям сконцентрироваться и подготовиться к восприятию текста )
2) чтение текста ( без установки на пересказ)
3) разбор текста в вопросно-ответной форме
4)повторное чтение текста (с установкой на пересказ)
5) пересказ текста детьми (с опорой на наглядность )
6) анализ детских рассказов.
Не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, обязательно был центральный герой , который взаимодействует с несколькими по очереди появляющимися персонажами . Поэтому, я хочу предложить вам другой вариант - зарисовать условными обозначениями текст и потом попробовать его пересказать. (сказка «Репка»).
Также можно зарисовать пословицу, стихотворение (примеры прилагаются )
В заключении хочу отметить положительную динамику в обучении детей связной речи при использовании наглядности.
Надеюсь, мои рекомендации помогут родителям развивать речь детей с помощью мнемотаблиц и схем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"
Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема: "Составление описательного рассказа использованием схемы" ...
Составление описательных рассказов с использованием схем как средство развития связной речи старших дошкольников.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи....
Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.
Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...
Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»
Цель проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...
Конспект занятия по развитию речи «Ателье мод» по составлению описательных рассказов с использованием схем в старшей группе (рассказывание об одежде)
Цель:1. Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде, опираясь на схему Т.А.ТкаченкоЗадачи:2. Упражнять в диф...
Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Профессии. Составление описательного рассказа с использованием схем».
Цель: развитие связной речи детей.Задачи:Образовательные:• Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план- схему.• Продолжать учить составлению и употр...
Консультация для родителей: "Как современные педагогические технологии развивают речь ребенка. Составление описательных рассказов с использованием схем, мнемотаблиц."
Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников 1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных факторов. Одним из факторов...