Календарно- тематическое планирование по проекту «Экологическая тропа в детском саду»
проект (средняя группа)
Разработка календарно-тематического планирования по проекту "Экологической тропы" (апрель-декабрь)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_ekol.trope_.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование по проекту
«Экологическая тропа в детском саду»
Автор: воспитатель высшей категории
Мартынова А.И.
Челябинск 2016
Апрель Тема: «Пробуждение природы» Цель: Обратить внимание детей на изменения в живой и неживой природе, их взаимосвязь, дать представление о жизни растений весной. | ОД «Мы посадим огород» Цель: Дать представление о стадиях развития растения, подготовке почвы и семян к посадке, дать возможность самостоятельно посадить семена овощных культур на рассаду. Экскурсия «Встреча со старичком Лесовичком». Цель: побудить интерес к видовым точкам экологической тропы, дать представление о правилах поведения в лесу. Опыт: «Вода нужна растениям» Цель: показать зависимость растений от воды, взаимосвязь живой и неживой природы. Наблюдения: обращать внимание на объекты природы, сравнивать их с объектами «неприроды». Д/игра «Природа – рукотворный мир». П/игры: «Ручеёк», «Перелёт птиц». Художественная литература: Пришвин М.М. Кладовая солнца, Э.Ю. Шим «Рассказы и сказки о природе», Плещеев А.Н «Травка зеленеет», Тютчев Ф. «Весенние воды», Некрасов Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы». |
Май Тема: «Волшебный лес» Цель: Дать представление о сообществах леса, взаимосвязи и взаимозависимости всего живого в лесу. | ОД «Весенние цветы» (первоцветы) Цель: дать представление о первоцветах, появляющихся в природе, о тех, которые занесены в Красную книгу, об охране их человеком. Экскурсия «Зеленый дом» (деревья и кусты) Цель: знакомить с деревьями и кустарниками экологической тропы, выделить цветущие, рассмотреть листья и цветы, обитателей деревьев, для которых они являются домом. Трудовые поручения: высадка саженцев цветов, полив, уборка на тропинках. Цель: учить элементарным трудовым умениям, заботе о растениях. Наблюдения: рассматривание семян различных цветочных культур, сравнение их по форме, величине. Знакомство с садовыми растениями родного края. Словестно – дидактические игры «Я садовником родился» и пр. Художественная литература: Сладков Н.И. Лесные сказки, Бианки В.В. Лесные сказки и были. Майков А. «Ласточка примчалась», «Ласточка», «В мае», «Весна». |
Июнь Тема: «Царство насекомых» Цель: знакомить с насекомыми экологической тропинки, наблюдать за их появлением, изменениями в их жизни. | ОД «Забота о растениях в природе» Цель: учить заботиться о саженцах овощных культур и цветов, высаженных детьми, дать представление о роли человека в жизни растений. Экскурсия: «Чей дом под листом?» (золотой луг) Цель: учить наблюдать за изменениями в жизни растений луга, знать название растений, предложить поискать насекомых, назвать их, наблюдать за образом жизни и месте обитания. Продуктивная деятельность: сборник детских рисунков «Насекомые» Цель: предложить зарисовать насекомых, объединить рисунки в альбом «Царство насекомых» Наблюдения: предложить сравнение насекомых по внешнему виду и поведению, рассказать о жизни и деятельности пчелы, пользе для человека; цветение рябины. Д/ игры: «Кто где живет?» (насекомые), «Четвёртый лишний». П/ игры: «Летает- не летает», «К дереву беги!» Художественная литература: Заходер Б.В. Про всех на свете: стихи и сказки, |
Июль Тема: « На воде и под водой» Цель: знакомить со свойствами воды, обитателями водоёмов, различными видами водоёмов, их охраной. | ОД « Письмо от Кикиморы» Цель: привлечь внимание детей к загрязнению водоемов, опасности для всего живого, необходимости охраны воды и соблюдении правил поведения у водоёма. Экскурсия «Лесное зеркало» (мини-водоём) Цель: привлечь внимание к водоёму, его обитателям и растениям растущим в зоне пруда, изучить различия водоёмов, их обитателей. Опыты: «Тонет – не тонет», «Песок, Земля, Вода», « Кораблик» Цель: опытным путем выявить свойства воды и других материалов. Наблюдения: рассмотреть насекомых в воде и на поверхности, выявить их отличия с другими насекомыми, взаимосвязь произрастания определённых видов растений . Д/игры: «Четвёртый лишний», «Морские обитатели», «Бывает- не бывает» П/игры: «Невод», «Лягушки и Цапля», «Рыбалка». Художественная литература: Баруздин С.А. Почему рыбы молчат: сказки, Житков Б. «Про слона», «Мангуста», Тютчев Ф. «Летний вечер». |
Август Тема: «Волшебная тропа» Цель: формировать представление о природе, как кладовой здоровья, дома для всего живого, дать представление о роли природы в жизни человека и связи с ней. | ОД « Сила целебных растений» Цель: знакомить с целебными свойствами растений, произрастающими в «целебном лукошке», их названием, назначением. Экскурсия обзорная по всей экологической тропе. Цель: рассмотреть все видовые точки тропы, закреплять полученные знания. Опыты: «Откуда дует ветер?», «Лужа», «Тепло-холодно», «Солнечно- пасмурно». Цель : с помощью различных приборов на этапе «метеостанция» определять направление и силу ветра, температуру на различных участках и пр., зарисовать опыты. Наблюдения: проследить изменения в росте растений в огороде, появлением соцветий на вновь расцветающих цветах, завязью плодов на деревьях, осадками и появлением луж, насекомыми и пр. Продуктивная деятельность: «Экологическая тропинка летом» - конкурс детского рисунка. Д/игры: «Найди ошибку» (состояние деревьев в разное время года), «Живое – неживое» П/игры: «Ходят капельки по кругу» Художественная литература: Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу—Короткий Хвост»; К.Д. Ушинский «Бишка», «Плутишка-кот», «Васька». «Гадюка» и др. |
Сентябрь Тема: « Что у осени в корзине?» Цель: формировать представление об урожае, труде человека осенью, воспитывать любовь к природе, красоте родного края. | ОД «Путешествие в грибное царство» Цель: познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, их свойства, различия ядовитых и съедобных), уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Экскурсия: «Чудо-огород» Цель: дать представление о жизни растений осенью, рассмотреть плоды и семена, обогащать представления детей о труде людей осенью, урожае. Опыт: «Здравствуй, ветер!» Цель: продолжать знакомить с природным явлением «ветер», в опытной деятельности проследить влияние ветра на воду. Наблюдения: знакомить детей с явлением «листопада», пронаблюдать за изменениями в состоянии растений осенью: прекращение роста, наличие плодов и семян, пожелтение листьев и увядание травы; отметить изменения в животном мире, формировать начальные причинно-следственные связи между наблюдаемыми предметами. Д/игра «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем», Вершки и корешки» С\ролевая игра «Магазин «Овощи-фрукты». Продуктивная деятельность: «Чудесные превращения овощей» - выставка семейных работ из овощей. Художественная литература: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е. Трутнева «Осень», Н.Сладков «Неслух», Е.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой.», «Почему Тюпа не ловит птиц.», «Лисята.», «Воробей», Русская народная сказка «Вершки и корешки». |
Октябрь Тема: «У осени в гостях» Цель: продолжать формировать представление о времени года- осени, изменениях в природе, жизни человека. | ОД «Дом под крышей голубой» Цель: дать детям представление о том, что природа- наш общий дом, учить различать объекты природы и «неприроды», воспитывать правильное поведение в природе (советы Лесовичка), любовь к природе, умение сопереживать. Экскурсия: «Опустел наш бедный сад» («Деревья и кусты», «Ёлочка», «Цветник», «Чудо-огород») Цель: проследить осенние изменения в жизни растений, подготовить материалы для продуктивной деятельности. Наблюдения: за деревьями и за изменениями, происходящими с ними, осадками и появлением снега и льда. Д/игры: «От какого дерева лист», «Раз, два, три – беги», «Живая и неживая природа», «Кто больше назовет объектов живой (не живой) природы», «Чудесный мешочек (объекты природы)», «Подбери картинки». Художественная литература: Чарушин Е. «Волчишко», «Про зверей», «Про охоту», «Про ребят и зверят» и др. Тувим Ю. «Овощи», Г. Скребицкий «Звери наряжаются в зимние шубы». |
Ноябрь Тема: «Чудесные превращения» Цель: формировать знания о свойствах воды, снега и льда, взаимосвязи живой и неживой природы, сезонных изменениях в природе. | ОД «Как лес зимует» Цель: дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью; о том как переживают зиму насекомые, рыбы, птицы, деревья –весь живой мир. Экскурсия: «Юные экологи» Цель: организовать обзорную экскурсию по всем видовым точкам экологической тропинки, по заранее разработанному плану подготовки к зимнему периоду (уборка мусора, укрывание кустарников и других посадок к зиме, очистка от сухостоя, обрезка веток и пр.), воспитывать заботливое, экологически правильное поведение в природе. Опыты: «Снег, лед, вода», «Волшебное путешествие капельки». Цель: изучить свойства снега (таяние в тепле, сохранение тепла под снегом –вода в бутылке под снегом не промерзает, какой снег быстрее тает), льда (что легче снег или лед, что быстрее тает. Знакомить с круговоротом воды в природе. Наблюдения: сравнивать живую и неживую природу, показывать различия и сходства; рассмотреть репродукции пейзажей, слушание музыки, чтение стихов об осени. Наблюдение за птицами на прогулке. Продуктивная деятельность: Изготовление книжек – самоделок о птицах с подбором загадок, стихов и т.п. Д/игры: «Рыба, птица, зверь», «Природа и Человек», «Детки на ветке». Художественная литература: Организация выставки книг художественной литературы о птицах. |
Декабрь Тема: «У ёлочки в гостях» Цель: знакомить с хвойными растениями, их отличием от лиственных растений, воспитывать заботу о птицах зимой. | Праздник: «Мы- друзья природы» Цель: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. оставить детям радость от участия в празднике, удовлетворение от участия в проекте в целом. Экскурсия: «Рябинка зимой» Цель: рассмотреть дерево рябины зимой, его плоды; используя художественное слово и народный фольклор обратить внимание детей на его красоту и пользу для животных и человека. Экскурсия: «Ёлочка – зеленая иголочка» Цель: знакомить с хвойными деревьями на примере саженца ели, отличиями от лиственных деревьев; знакомить с традициями празднования Нового года у русского народа, со значением в празднике дерева ели. Экскурсия: «Птичий городок» Цель: рассказать детям о жизни зимующих птиц, о том, как дети могут помочь пернатым пережить холодную зиму. Воспитывать любовь к животным, желание помочь в трудных условиях. Экологическая акция: «Помоги пернатым!» Цель: побудить к написание докладов, изготовление книжек о птицах; привлечь родителей к изготовлению в домашних условиях кормушек для зимующих птиц. Наблюдения: рассматривание елей на участке, заучивание стихотворений, составление загадок о ели; расширять и углублять знания о зимующих птицах, учить описывать, называть, сравнивать птиц. Д/игры: «Какое время года?», «Лиственное – хвойное», «Что за птица?», «Кто где зимует». Художественная литература: Бунин И. «Первый снег», Есенин С. «Белая береза», Баруздин С. «Снежинки», Яшин А. «Покормите птиц», Александрова З. «Новая столовая». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по общеобразовательной программе дошкольного образования "Детский сад 2100". Образовательная область "Познание".
Календарно-тематическое планирование, на весь учебный год. Образовательная область "Познание" (математичекое развитие). Где изложено: тема занятий; задачи и интеграция образовательных областей....
Календарно-тематическое планирование по ЗОЖ в старшей группе детского сада
Данный материал рекомендован для работы с детьми старшего воззраста...
Программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку для воспитанников детского сада и учеников 1 класса. Автор: Крижановская (4-7 лет)
Программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку для воспитанников детского сада и учеников 1 класса. Автор: Крижановская (4-7 лет)...
Календарно-тематическое планирование в старшей группе по теме "Детский сад"
Календарно-тематическое планирование в старшей группе по теме "Детский сад"...
Календарно-тематическое планирование на тему "Я и взрослые детского сада"
Календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему "Я и взрослые детского сада"...
Календарно - тематическое планирование по курсу «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова, первая младшая группа
Календарно - тематическое планирование в младшей группе детского сада /2023-2024 учебный год/...
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с природой в детском саду первая младшая группа
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с природой в детском саду.О. В Дыбина, О. А. Соломенникова/ первая младшая группа 2023-2024 учебный год/...