Календарно- тематическое планирование по проекту «Экологическая тропа в детском саду»
проект (средняя группа)

Мартынова Анна Ильинична

Разработка календарно-тематического планирования по проекту "Экологической тропы" (апрель-декабрь)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_po_ekol.trope_.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование по проекту

 «Экологическая тропа в детском саду»

Автор: воспитатель высшей категории

Мартынова А.И.

Челябинск 2016

Апрель

Тема: «Пробуждение природы»

Цель: Обратить внимание детей на изменения в живой и неживой природе, их взаимосвязь, дать представление о жизни растений весной.

ОД «Мы посадим огород»

Цель: Дать представление о стадиях развития растения, подготовке почвы и семян к посадке, дать возможность самостоятельно посадить семена овощных культур на рассаду.

Экскурсия «Встреча со старичком Лесовичком».

Цель: побудить интерес к видовым точкам экологической тропы, дать представление о правилах поведения в лесу.

Опыт: «Вода нужна растениям»

Цель: показать зависимость растений от воды, взаимосвязь живой и неживой природы.

Наблюдения: обращать внимание на объекты природы, сравнивать их с объектами «неприроды».

 Д/игра «Природа – рукотворный мир».

П/игры: «Ручеёк», «Перелёт птиц».

Художественная литература: Пришвин М.М. Кладовая солнца, Э.Ю. Шим «Рассказы и сказки о природе», Плещеев А.Н «Травка зеленеет», Тютчев Ф. «Весенние воды», Некрасов Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы».

Май

Тема: «Волшебный лес»

Цель: Дать представление о сообществах леса, взаимосвязи и взаимозависимости всего живого в лесу.

ОД «Весенние цветы» (первоцветы)

Цель: дать представление о первоцветах, появляющихся в природе, о тех, которые занесены в Красную книгу, об охране их человеком.

Экскурсия  «Зеленый дом» (деревья и кусты)

Цель: знакомить с деревьями и кустарниками экологической тропы, выделить цветущие, рассмотреть листья и цветы, обитателей деревьев, для которых они являются домом.

Трудовые поручения: высадка саженцев цветов, полив, уборка на тропинках.

Цель: учить элементарным трудовым умениям, заботе о растениях.

Наблюдения: рассматривание семян различных цветочных культур, сравнение их по форме, величине. Знакомство с садовыми растениями родного края.

 Словестно – дидактические игры «Я садовником родился» и пр.

Художественная литература: Сладков Н.И. Лесные сказки, Бианки В.В. Лесные сказки и были. Майков А. «Ласточка примчалась», «Ласточка», «В мае», «Весна».

Июнь

Тема: «Царство насекомых»

Цель: знакомить с насекомыми экологической тропинки, наблюдать за их появлением, изменениями в их жизни.

ОД «Забота о растениях в природе»

Цель: учить заботиться о саженцах овощных культур и цветов, высаженных детьми, дать представление о роли человека в жизни растений.

Экскурсия: «Чей дом под листом?» (золотой луг)

Цель: учить наблюдать за изменениями в жизни растений луга, знать название растений, предложить поискать насекомых, назвать их, наблюдать за образом жизни и месте обитания.

Продуктивная деятельность: сборник детских рисунков «Насекомые»

 Цель: предложить зарисовать насекомых, объединить рисунки в альбом «Царство насекомых»

Наблюдения: предложить сравнение насекомых по внешнему виду и поведению, рассказать о жизни и деятельности пчелы, пользе для человека; цветение рябины.

Д/ игры: «Кто где живет?» (насекомые), «Четвёртый лишний».

П/ игры: «Летает- не летает»,  «К дереву беги!»

Художественная литература: Заходер Б.В. Про всех на свете: стихи и сказки,

Июль

Тема:  « На воде и под водой»

Цель: знакомить со свойствами воды, обитателями водоёмов, различными видами водоёмов, их охраной.

ОД « Письмо от Кикиморы»

Цель: привлечь внимание детей к загрязнению водоемов, опасности для всего живого, необходимости охраны воды и соблюдении правил поведения у водоёма.

Экскурсия «Лесное зеркало» (мини-водоём)

Цель: привлечь внимание к водоёму, его обитателям и растениям растущим в зоне пруда, изучить различия водоёмов, их обитателей.

Опыты: «Тонет – не тонет», «Песок, Земля, Вода», « Кораблик»

Цель: опытным путем выявить свойства воды и других материалов.

Наблюдения: рассмотреть насекомых в воде и на поверхности, выявить их отличия с другими насекомыми, взаимосвязь произрастания определённых видов растений .

Д/игры: «Четвёртый лишний», «Морские обитатели», «Бывает- не бывает»

П/игры: «Невод», «Лягушки и Цапля», «Рыбалка».

Художественная литература: Баруздин С.А. Почему рыбы молчат: сказки, Житков Б. «Про слона», «Мангуста», Тютчев Ф. «Летний вечер».

Август

Тема: «Волшебная тропа»

Цель: формировать представление о природе, как кладовой здоровья, дома для всего живого, дать представление о роли природы в жизни человека и связи с ней.

ОД « Сила целебных растений»

Цель: знакомить с целебными свойствами растений, произрастающими в «целебном лукошке», их названием, назначением.

Экскурсия обзорная по всей экологической тропе.

Цель: рассмотреть все видовые точки тропы, закреплять полученные знания.

Опыты: «Откуда дует ветер?»,

«Лужа», «Тепло-холодно», «Солнечно- пасмурно».

Цель : с помощью различных приборов на этапе «метеостанция» определять направление и силу ветра, температуру на различных участках и пр., зарисовать опыты.

Наблюдения: проследить изменения в росте растений в огороде, появлением соцветий на вновь расцветающих цветах, завязью плодов на деревьях, осадками и появлением луж, насекомыми и пр.

Продуктивная деятельность: «Экологическая тропинка летом» - конкурс детского рисунка.

Д/игры: «Найди ошибку» (состояние деревьев в разное время года), «Живое – неживое»

П/игры: «Ходят капельки по кругу»

Художественная литература: Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу—Короткий Хвост»; К.Д. Ушинский «Бишка», «Плутишка-кот», «Васька». «Гадюка» и др.

Сентябрь

Тема: « Что у осени в корзине?»

Цель: формировать представление об урожае, труде человека осенью, воспитывать любовь к природе, красоте родного края.

ОД «Путешествие в грибное царство»

Цель: познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, их свойства, различия ядовитых и съедобных), уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов.

Экскурсия: «Чудо-огород»

Цель: дать представление о жизни растений осенью, рассмотреть плоды и семена, обогащать представления детей о труде людей осенью, урожае.

Опыт: «Здравствуй, ветер!»

Цель: продолжать знакомить с природным явлением «ветер», в опытной деятельности проследить влияние ветра на воду.

Наблюдения: знакомить детей с явлением «листопада», пронаблюдать за изменениями в состоянии растений осенью: прекращение роста, наличие плодов и семян, пожелтение листьев и увядание травы; отметить изменения в животном мире, формировать начальные причинно-следственные  связи между наблюдаемыми предметами.

Д/игра «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем», Вершки и корешки»

С\ролевая игра «Магазин «Овощи-фрукты».

Продуктивная деятельность: «Чудесные превращения овощей» - выставка семейных работ из овощей.

 Художественная литература: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е. Трутнева «Осень», Н.Сладков «Неслух», Е.Чарушин  «Почему Тюпу прозвали Тюпой.», «Почему Тюпа не ловит птиц.», «Лисята.», «Воробей», Русская народная сказка «Вершки и корешки».

Октябрь

Тема: «У осени в гостях»

Цель: продолжать  формировать представление о времени года- осени, изменениях в природе, жизни человека.

ОД «Дом под крышей голубой»

Цель: дать детям представление о том, что природа- наш общий дом, учить различать объекты природы и «неприроды», воспитывать правильное поведение в природе (советы Лесовичка), любовь к природе, умение сопереживать.

Экскурсия: «Опустел наш бедный сад» («Деревья и кусты», «Ёлочка», «Цветник», «Чудо-огород»)

Цель: проследить осенние изменения в жизни растений, подготовить материалы для продуктивной деятельности.

Наблюдения: за деревьями и за изменениями, происходящими с ними, осадками и появлением снега и льда.

 Д/игры: «От какого дерева лист», «Раз, два, три – беги», «Живая и неживая природа», «Кто больше назовет объектов живой (не живой) природы», «Чудесный мешочек (объекты природы)», «Подбери картинки».

Художественная литература: Чарушин Е. «Волчишко», «Про зверей», «Про охоту», «Про ребят и зверят» и др. Тувим Ю.  «Овощи», Г. Скребицкий «Звери наряжаются в зимние шубы».

Ноябрь

Тема: «Чудесные превращения»

Цель: формировать знания о свойствах воды, снега и льда, взаимосвязи живой и неживой природы, сезонных  изменениях в природе.

ОД «Как лес зимует»

Цель: дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью; о том как переживают зиму насекомые, рыбы, птицы, деревья –весь живой мир.

Экскурсия: «Юные экологи»

Цель: организовать обзорную экскурсию по всем видовым точкам экологической тропинки, по заранее разработанному плану подготовки к зимнему периоду (уборка мусора, укрывание кустарников и других посадок к зиме, очистка от сухостоя, обрезка веток и пр.), воспитывать заботливое, экологически правильное поведение в природе.  

Опыты: «Снег, лед, вода», «Волшебное путешествие капельки».

Цель: изучить свойства снега (таяние в тепле, сохранение тепла под снегом –вода в бутылке под снегом не промерзает, какой снег быстрее тает), льда (что легче снег или лед, что быстрее тает. Знакомить с круговоротом воды в природе.

Наблюдения: сравнивать живую и неживую природу, показывать различия и сходства; рассмотреть репродукции пейзажей, слушание музыки, чтение стихов об осени.

Наблюдение за птицами на прогулке.

Продуктивная  деятельность: Изготовление книжек – самоделок о птицах с подбором загадок, стихов и т.п.

Д/игры: «Рыба, птица, зверь», «Природа и Человек», «Детки на ветке».

Художественная литература:

Организация выставки книг художественной литературы о птицах.

Декабрь

Тема: «У ёлочки в гостях»

Цель: знакомить с хвойными растениями, их отличием от лиственных растений, воспитывать заботу о птицах зимой.

Праздник: «Мы- друзья природы»

Цель: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. оставить детям радость от участия в празднике, удовлетворение от участия в проекте в целом.

Экскурсия: «Рябинка зимой»

Цель: рассмотреть дерево рябины зимой, его плоды; используя художественное слово и народный фольклор обратить внимание детей на его красоту и пользу для животных и человека.

Экскурсия: «Ёлочка – зеленая иголочка»

Цель: знакомить с хвойными деревьями на примере саженца ели, отличиями от лиственных деревьев; знакомить с традициями празднования Нового года у русского народа, со значением в празднике дерева ели.

Экскурсия: «Птичий городок»

Цель: рассказать детям о жизни зимующих птиц, о том, как дети могут помочь пернатым пережить холодную зиму. Воспитывать любовь к животным, желание помочь в трудных условиях.

Экологическая акция: «Помоги пернатым!»

Цель: побудить к написание докладов, изготовление книжек о птицах; привлечь родителей к изготовлению в домашних условиях кормушек для зимующих птиц.

Наблюдения: рассматривание елей на участке, заучивание стихотворений, составление загадок о ели; расширять и углублять знания о зимующих птицах, учить описывать, называть, сравнивать птиц.

Д/игры: «Какое время года?», «Лиственное – хвойное», «Что за птица?», «Кто где зимует».

Художественная литература: Бунин И. «Первый снег», Есенин С. «Белая береза», Баруздин С. «Снежинки», Яшин А. «Покормите птиц», Александрова З. «Новая столовая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по общеобразовательной программе дошкольного образования "Детский сад 2100". Образовательная область "Познание".

Календарно-тематическое планирование, на весь учебный год. Образовательная область "Познание" (математичекое развитие). Где изложено: тема занятий; задачи и интеграция образовательных областей....

Календарно-тематическое планирование по ЗОЖ в старшей группе детского сада

Данный материал рекомендован для работы с детьми старшего воззраста...

Программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку для воспитанников детского сада и учеников 1 класса. Автор: Крижановская (4-7 лет)

Программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку для воспитанников детского сада и учеников 1 класса. Автор: Крижановская (4-7 лет)...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе по теме "Детский сад"

Календарно-тематическое  планирование в старшей группе по теме "Детский сад"...

Календарно-тематическое планирование на тему "Я и взрослые детского сада"

Календарно-тематическое планирование (средняя группа)  на тему "Я и взрослые детского сада"...

Календарно - тематическое планирование по курсу «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова, первая младшая группа

Календарно - тематическое планирование в младшей группе детского сада /2023-2024 учебный год/...

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с природой в детском саду первая младшая группа

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с природой в детском саду.О. В  Дыбина,  О. А.  Соломенникова/ первая младшая группа 2023-2024 учебный год/...