Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с природой в детском саду первая младшая группа
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с природой в детском саду.
О. В Дыбина, О. А. Соломенникова
/ первая младшая группа 2023-2024 учебный год/
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с природой в детском саду.
О. В Дыбина, О. А. Соломенникова
/ первая младшая группа 2023-2024 учебный год/
№ | Дата | Дата Факт. | Тема | Цель | Оснащение | Литература | Примечание |
1 | «Морковка от Зайчика» | Расширять представления детей об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение к окружающим. | Игрушечный зайчик, целая и тертая морковь. (Внимание! Необходимо произвести термическую обработку моркови на кухне ДОУ. Следует использовать морковь из свежего урожая.) Связь с другими занятиями и видами деятельности. Экскурсия на огород. Рассматривание овощей и фруктов, иллюстраций с их изображением. Игры с муляжами овощей. Лепка моркови. Подвижная игра «Зайка беленький сидит». | О.А.Соломенникова Стр. 20 | |||
2 | «Овощи с огорода» | Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка». | Игрушки - Дедушка и Бабушка, корзина с муляжами овощей (огурец, помидор, морковь, репа), атрибуты для инсценировки русской народной сказки «Репка»; овощи, нарезанные небольшими кубиками. (Внимание! Необходимо произвести термическую обработку овощей на кухне ДОУ) | О.А.Соломенникова Стр. 25 | |||
3 | «Что нам осень принесла?» | Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов. | Кукла Незнайка. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов,( предметные картинки с изображением) Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек ,человек поливает грядку с огуречной рассадой, огурцы цветут, плетни с огурцами. Овощи и фрукты, нарезанными небольшими кубиками; одноразовые ложки. | О.А.Соломенникова Стр.28 | |||
4 | «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. | Панорама осеннего леса: берёза, рябина и ель. Игрушки: ёжик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Настоящие ягоды в лукошке. | О.А.Соломенникова Стр.30 | |||
4 | «Расскажи о любимых предметах » | . Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, называя его название, детали ,функции, материал. | Алгоритм: символы природного или рукотворного мира, форма, размера, частей, функции и т.д. Незнайка: игрушки ,посуда, мебель, одежда. | О.В.Дыбина Стр.18 | |||
5 | «Листопад, листопад, листья желтые летят...» | Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев. | Кукла Маша и одежда для нее. Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за ветром, дождем, солнцем, небом. Рассматривание осенних листьев. Игры «Мы осенние листочки», «Солнышко и дождик». Рисование солнышка и дождика. Рисование осенних листочков. Слушание произведения С. Майкапара «Осенью». | О.А.Соломенникова Стр.21 | |||
6 | «В гостях у бабушки» | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным. | Панорама деревенского двора. Игрушки — домашние животные (корова, коза, курица, петух, цыплята, собака, кошка и котята). Картинки: зеленая трава, мясная косточка, молоко, пшено. Печеные оладьи. Костюм для бабушки. | О.А.Соломенникова Стр.29 | |||
7 | «Папа, мама, я – семья | Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени. | Кукла Катя, фотоальбом с семейным фотографиями детей группы. | О. В Дыбина . Ознакомление с предметное и социальное окружение. ( стр. 21) | |||
8 | «Чудесный мешочек». | Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, а другие созданы природой. | Мешок с предметами : кукольной посудой (кастрюля, сковородка, поварешка, нож, ложка, вилка ) и муляжи овощей (морковь, огурец , редис, помидор ) ; два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир » . | О.В Дыбина. Ознакомление с предметное и социальное окружение. ( стр. 24) | |||
9 | «Рыбка плавает в воде» | Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбах. Формировать интерес к обитателям аквариума. | Материал. Аквариум с золотой рыбкой. Корм для рыб. Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание ракушек и камушек в аквариуме. Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице» | ||||
10 | «Меняем воду в аквариуме» | Расширять знания детей о декоративных рыбках. Дать элементарные представления об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру. | Аквариум с рыбкой, аквариум с водой, корм для рыб, стеклянный сачок. Игрушка Незнайка. Связь с другими образовательными областями. Рассматривание рыбки в аквариуме, кормление рыбки. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка». Рисование «Рыбки в аквариуме». | О.А.Соломенникова Стр.26-27 | |||
11 | «У кормушки» | Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них. | Кормушка для птиц, конверт с письмом, корм для птиц (семечки, зернышки, хлебные крошки). Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдение за птицами, прилетающими на участок. Рисование «Корм для птичек». Подвижные игры «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль». | О.А.Соломенникова Стр. 24-25 | |||
12 | «Подкормим птиц зимой» | Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах. | Кормушка на улице, корм для птиц. (Внимание! Привлечь птиц на участок можно, если выносить корм ежедневно рано утром (в 7–8 часов). Корм должен быть сухим, чтобы он не замерз. Не рекомендуется использовать в качестве корма каши, макароны, картофель и свежий хлеб.) | О.А.Соломенникова Стр.32-33 | |||
13 | «Кто в домике живет?». | Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения. | Домик и кукла Катя. | О. В Дыбина . Ознакомление с предметное и социальное окружение. Стр. 25 | |||
14 | «В январе, в январе, много снега во дворе…» | Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас. | Ведро, морковка, метла для украшения снеговика, вылепленного из снега. Ведро для снега. Связь с другими образовательными областями. Чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег». Наблюдения за падающим снегом. Лепка снеговика. Заучивание стихотворения «Наша елка» (в сокращении) Е. Ильиной. Пение песни «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. Клоковой. Рисование «Снежные комочки, большие и маленькие». Аппликация «Снеговик». Лепка «Маленькие куколки гуляют на снежной поляне». | О.А.Соломенникова Стр.34 | |||
15 | «Снеговик и Елочка» | Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру. | Игрушка Снеговик или снеговик, вылепленный из снега; цветные льдинки с петельками. Ель (растущая на участке или дерево, поставленное в сугроб после новогоднего праздника). Связь с другими занятиями и видами деятельности. Новогодний праздник. Разучивание стихотворений о природе. Рисование елочки. Лепка неваляшки и снеговика. Исполнение песни «Елочка», муз. Е. Ти-личеевой, ел. М. Булатова. | О.А.Соломенникова Стр. 26-27 | |||
16 | «Хорошо у нас в детском саду». | Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения. | Материал. Письмо с приглашением на экскурсию по детскому саду. | О. В. Дыбина Ознакомление с предметное и социальное окружение ( стр. 30) | |||
17 | «Смешной рисунок». | Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности. | Материал. Чистые листы бумаги , краски, карандаши, кисти. | О.В Дыбина . Ознакомление с предметное и социальное окружение ( стр. 37) | |||
18 | «Котенок Пушок» | Дать детям представления о домашних животных и их детенышах. Знакомить с русским бытом. Формировать доброе отношение к животным. | Панорама русской избы, печь, игрушечный котенок. Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных. Экскурсия по русской избе (при наличии возможности). Рисование клубочка для котенка. Рассказывание потешки «Пошел котик на Торжок». Рассказывание стихотворения В. Берестова «Котенок». Слушание песенки «Кошка», муз. А. Александрова, ел. Н. Френкель. | О.А.Соломенникова Стр. 27 | |||
19 | «У меня живет котенок» | Продолжать знакомить детей с животными. Учить делиться полу домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с домашними животными. Развивать желание наблюдать за котенком. | Настоящее животное -котенок, вода, молоко, рыба, конфета. | О. А.Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду Стр. 35 | |||
20 | «Как мы с Фунтиком возили песок». | Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе. | Игрушечные машины, кукла Фунтик, картинка с шофером и машиной, отцов и дедушек ребят. | О. В Дыбина . Ознакомление с предметное и социальное окружение Стр. 41 | |||
21 | «Варвара – краса, длинная коса». | Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет все – девочкам заплетает косички, завязывает красивые бантики, мальчикам делает модельные стрижки, причесывает; мама трудолюбива, аккуратна – следит за волосами детей, моет их, вытирает, расчесывает – она парикмахер в своем доме. Формировать уважение к маме. | Предметы для ухода за волосами ; три сумочки : в первой- предметы для шитья ( нитки ,ножницы ,игольница , пуговица ), во второй -предметы для ремонта (молоток ,клещи , гвозди ) , в третьей - предметы для ухода за волосами. | О.В Дыбина . Ознакомление с предметное и социальное окружение. Стр. 28 | |||
22 | «Наш зайчонок заболел». | Дать детям представления о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники и т.д. – она доктор и медсестра в своем доме. Формировать уважение к маме. | Сумка доктора Айболита с предметами (градусник горчичник ,йод и т.д.) , зайчик (игрушка). | О. В Дыбина . Ознакомление с предметное и социальное окружение Стр. 32 | |||
23 | «Петушок и его семейка» | Расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях. Формировать желание проявлять заботу о домашних птицах. | Панорама птичьего двора, игрушки: петушок, курочка и цыплята. Пластилин, доски для лепки, салфетки. Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры с игрушками — курочкой, петушком, цыплятами. Наблюдения за домашними животными (при наличии условий). Чтение стихотворения Г. Лагз-дынь «Петушок». Исполнение песни «Цыплята», муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной. | О . А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду Стр.29-30 | |||
24 | «Уход за комнатным растением» | Расширять представления детей о комнатных растениях (о кливии). Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
| Два комнатных растения (цветущая кливия и кливия, которая в данный момент не цветет), леечка с длинным носиком, тряпочки для протирания листьев (на каждого ребенка), тазик с водой. Игрушка Незнайка. | О. А.Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду Стр. 37 | |||
25 | «Приключения в комнате». | Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Воспитывать уважение к маме, желание помогать ей | Кукла, деревянные брусочки (по количеству детей ), предметы сделанные из дерева (ложка, карандаш, матрешка, стул ) ;емкость с водой . | О. В Дыбина . Ознакомление с предметное и социальное окружение (стр. 34) | |||
26 | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко...» | Дать детям представления о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке. | Фланелеграф, силуэты для выкладывания весеннего пейзажа, большой лист бумаги с нарисованным солнечным кругом, гуашь красного цвета, кисточки, баночки для воды, салфетки. Нарисованная и вырезанная из бумаги тучка, зонт. | О. А.Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду Стр. 32-33 | |||
27 | «Няня моет посуду» | Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя, к его труду. | Кукла Катя, фотографии. | О. В Дыбина . Ознакомление с предметное и социальное окружение (стр. 45) | |||
28 | «Няня моет посуду» (продолжение) | Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя, к его труду. | Кукла Катя, фотографии. | О. В Дыбина . Ознакомление с предметное и социальное окружение (стр. 45) | |||
29 | «Подарок для крокодила Гены». | Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых | Мука, дрожи, сахар, молоко, картофельная начинка для пирожков; Чебурашка (игрушка) | О. В Дыбина . Ознакомление с предметное и социальное окружение ( стр.49) | |||
30 | «Там и тут, там и тут одуванчики цветут...» | Формировать у детей представления об одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. | Кукла Маша, одуванчики. Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за весенними явлениями в природе. Рассматривание иллюстраций с изображением одуванчиков. Рисование одуванчиков. | О. А.Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду Стр. 33-35 | |||
31 | «Прогулка по весеннему лесу» | Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. | Панорама весеннего леса. Игрушки: Лесовичок, ежик, зайчик, лиса, белочка; печатки-тычки; черная гуашь; силуэты божьих коровок. | О. А.Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду Стр. 39 | |||
32 | |||||||
33 | |||||||
Наблюдения на прогулках с детьми 2-3 лет
Осень
Объекты живой природы. Явления неживой | Цель и задачи наблюдений | Содержание наблюдений | Связь с различными видами детской деятельности |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Животные | |||
Птицы (голуби, вороны, воробьи) | • Дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей). • Учить узнавать пернатых по внешнему виду. • Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.). • Закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. • Формировать эмоциональную отзывчивость. | Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются — они живые. У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы — черные, все остальное — серое. Вороны каркают: кар-кар-кар. Голубь — птица, величиной с ворону. Может близко подлетать к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле. Воробей — бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик-чирик. Воробьи прыгают. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев. | Подвижная игра «Птички и автомобиль». Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Подвижная игра «Воробушки и кот». Слушание песни «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида. Пение песенки «Птичка», муз. М. Раухвергера, ел. А. Барто. Рассматривание картины «Таня и голуби». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ознакомлению с природой в детском саду
Данное планирование соответствует ФГОС и программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы...
Конспект по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе (с 4 до 5 лет) Тема: «У медведя во бору»
Конспект по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе (с 4 до 5 лет) Тема: «У медведя во бору»Задачи: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать пре...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе
Занятие по ознакомлению с природой в детском садй в средней группе по теме: "Планета Земля - наш общий дом!"Цель: расширение представлений детей о Планете Земля и её обитателях....
НОД по ознакомлению с природой в детском саду в старшей группе.
Водные ресурсы Земли....
Конспект открытой НОД по «Ознакомлению с природой в детском саду» в старшей группе Тема: «Как животные помогают людям»
Конспект открытой НОД по «Ознакомлению с природой в детском саду» в старшей группе Тема: «Как животные помогают людям»Цель: Дать знания о том, какую пользу приносят живот...
Перспективное планирование работы с детьми по ознакомлению с природой в детском саду в второй группе раннего возраста (2-3 года)
МесяцТемаПрограммное содержаниеИсточникСентябрь"Морковка от зайчика"Расширять представления детей об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение к окружающимСоломенникова О.А....
Конспект НОД по «Ознакомлению с природой в детском саду» в старшей группе
Образовательные задачи:Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее.Формировать представления том, что живо...