ПРОЕКТ Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»
проект по рисованию (младшая группа)

ПРОЕКТ

 Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»

Автор проекта: Николаева О.Н. воспитатель МБДОУ «Детский сад№164»

Место реализации проекта: II-младшая группа МБДОУ «Детский сад№164»

Пояснительная записка

В проекте представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник и нетривиального изобразительного материала, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

 

Тип проекта: обучающий, творческий

Сроки реализации:

 долгосрочный (Октябрь 2017г. – май 2018г.)

Участники проекта:

  Дети II-ой младшей группы

  Воспитатель

  Родители воспитанников

 

Актуальность проекта

        Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию, желанию творить самому. Развиваем в детях уверенность в своих изобразительных способностях. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д.,  Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия педагога  или родителя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. . Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаю, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решила попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческого проекта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста». Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей

 

Цель: Знакомство детей 2-ой младшей группы с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию.

Задачи

 

Для детей

·        Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

·     Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

· Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках.

·     Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

·        Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

·     Формировать навыки контроля и самоконтроля.

 

Для родителей

·        Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;

·        Стимулировать их совместное творчество с детьми;

·        Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

 

   Предполагаемый результат

Дети

·        Сформированность  у детей  знаний о нетрадиционных способах рисования;

·        Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

·        Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

·        Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

·        Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Родители

·        повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;

·        Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

·        Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Формы работы с детьми:

 Создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием презентаций, чтение художественной литературы, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.

 

 

              Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4.социалогический опрос родителей.

5.Мониторинг.

 

2 этап основной

1.  Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник рисования.Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей 2 младшей группы, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

3 этап заключительный

1. Организация фото отчетов, открытое занятие.

2. Участие в конкурсах, фестивалях (районных, краевых, международных)

Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки.

Мониторинг:

        Для выявления уровня развития художественного творчества и самостоятельной творческой активности в создании работы по заданной теме, с детьми II-ой младшей группе была проведена диагностика по пяти заданиям. Выполнение задания проходило в дневное время, с подгруппой детей. Задание предлагалось в виде творческой игры «Поднос с фруктами» Обследовалось 20детей, было выявлено, что дети имеют минимальные навыки изображения, не уверены, самостоятельно не приступают к работе. Показатели дали нам возможность перейти к следующему этапу нашей работы.

 

 

 

Деятельность по осуществлению проекта:

Перспективный план совместной деятельности по рисованию с                использованием нетрадиционных техник

 

Месяц

Тема занятия

Образовательные задачи

Оборудование материалы, инструменты.

Октябрь

1

Рисование гуашью, восковыми мелками.

«Воздушные шары»

Вызвать интерес к созданию воздушных шаров гуашевыми красками. Учить рисовать предметы овальной и круглой формы: создавать контурные рисунки- замыкать линию в кольцо и раскрашивать, повторяя очертания нарисованной формы, дополнять изображение карандашным рисунком (ниточка на шарике) Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, восковые мелки, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Шарики воздушные для показа.

Октябрь

2

Рисование ладошками.

«Солнышко»

Вызвать интерес к рисованию гуашью. Формировать умение изображать круглые предметы используя 2 краски. Закреплять умение замыкать линию в кольцо, раскрашивать. Учить дополнять изображение деталями лучи используя технику рисования руками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки.

Октябрь

3

Рисование восковыми мелками, мелом и фломастерами.

«Цветные клубочки для Мишки»

Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его, в процессе рисования использовать разные цвета и изобразительные материалы. Развивать координацию рук.

Лист А4светлого тона, фломастеры, восковые мелки, мел. Клубочки.  Игрушка медведь.

Октябрь

4

Рисование гуашью.

«Идет дождь»

Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш, видеть в рисунке образ явления. Развивать желание рисовать. Формировать умение закрашивать изображение, не выходя за контуры. Познакомить с использованием ватных палочек, ставить точки.

Лист А3 светлый тон, с контуром зонта. Гуашь, кисть №4, тряпочка, 2 банки с водой, ватные палочки, подставка под кисть. Фломастеры.

Зонт.

Октябрь

5

Рисование гуашью.

«Листопад»

Учить правильно держать кисточку. Закрепления алгоритма действия с гуашевыми красками. Учить оставлять отпечаток на бумаге, прикладывая кисть всем ворсом. Набирать краску по мере надобности. Развивать эстетическое восприятие. Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания жел. и красн. цвета. Обратить внимание на зависимость величины листочков от размеров кисти. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы, желание передавать в рисунке свои впечатления.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Баночка для смешивания красок на каждого ребенка.

Ноябрь

6

Рисование гуашью.

«Карандаши»

Учить детей рисовать линии сверху вниз, стараться проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю. Закреплять алгоритм действия с гуашевыми красками. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Карандаши на каждого ребенка.

Ноябрь

7

Рисование гуашью.

«Красивый полосатый коврик для щенка»

Учить детей рисовать линии слева на право, вести кисть по ворсу неотрывно. Закрепление навыка работы с гуашевыми красками. Учить рисовать разным цветом, аккуратно не заходя на те места где уже нарисовано. Закрепление алгоритма действия ватными палочками в творческой деятельности. Развивать восприятие цвета, закреплять знания о цвете. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть,ватные палочки.

Щенок.

Ноябрь

8

Рисование гуашью+ пластилиновая живопись+ рисование ватными палочками.

«Мухомор»

Закрепление навыка работы с гуашевыми красками. Учить рисовать разным цветом, аккуратно не заходя на те места где уже нарисовано. Развивать восприятие цвета, закреплять знания о цвете.

Познакомить детей с новой техникой рисования пластилином (точки на шапке и травка) Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А3 с контурным изображением мухомора или без него. Гуашь красная, белая. Кисть №4, пластилин зеленый, тряпочка, 2 банки с водой, ватные палочки, подставка под кисть. Салфетка для палочки. Карточки с грибами или муляжи.

 

Ноябрь

9

Рисование

«Дорожка для колобка.»

Учить рисовать изогнутую линию на всем пространстве листа. Учить дополнять рисунок деталями, трава используя разные приемы, прикладывание кисти или ватными палочками. Развивать координацию рук. Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.

Ватные палочки.

Колобки из бумаги для каждого ребенка.

Декабрь

10

Рисование+ пластилиновая мозаика.

«Елочка нарядная»

Закрепление навыка работы с гуашевыми красками. Учить рисовать краской, аккуратно не заходя на те места где уже нарисовано. Развивать восприятие цвета, закреплять знания о цвете. Закрепление навыков рисования ватными палочками.

Познакомить детей с новой техникой рисования пластилином (шарики, украшенные поедками) и рисование гелем. Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А4 с изображением елки. Гуашь. Кисть №4, пластилин тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Гель,поедки.

Декабрь

11

Рисование «Нарядное платье для куклы»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных цветов; развивать интерес и желание рисовать.

Гуашь 4-х цветов: красная, синяя, зелёная, жёлтая на выбор детей; платья-заготовки (по количеству детей), кисточки, баночки с водой, ватные палочки, салфетки.

Декабрь

12

Рисование на снегу и по сырому на бумаге.

«Экспериментируем»

Познакомить с возможностью рисовать на снегу и возможности использовать природное явление в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно.

Снег на тарелочке, гуашь, кисти №8,4, Лист А3, тряпочки.

Декабрь

13

Рисование

«Поросенок в луже»

 Учить детей экспериментировать смешивать краски для получения розового цвета. Познакомить с приемом набрызга, щеткой. Закрепление умения детей закрашивать, не выходя за контуры. Продолжать учить детей правильно держать кисть; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (красный, белый, синий, коричневый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие.

Лист А3 с изображением поросенка. Гуашь, белая, красная, синяя, коричневая, баночка для смешивания красок, щетка. Кисть №8, 2 банки с водой.

Январь

14

Рисование на готовом фоне

«Снеговики»

Учить детей рисовать предметы круглой формы, разной величины. Учить создавать образ, передавая форму и пропорции. Продолжать освоение способа рисования поролоном(тычки) изображая снег и набрызга щеткой, ватные палочки. Развивать интерес к рисованию и освоение разных способов рисования.

Готовый лист с фоном с занятия 12.

Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.

Ватные палочки, поролон, зубная щетка.

 

Январь

15

Рисование гуашью

«Облачко для папы»

Учить тонировать лист приемом растяжки краски по листу, используя один цвет, получая разные оттенки. Закрепление умений рисовать приемом примакивания, поролоном, изображать пушистое облачко. Развивать умение дорисовывать элементами, передавая ему характерные, индивидуальные черты. Воспитывать аккуратность в работе.

ЛистА3.Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.

Ватные палочки, поролон.

 

Январь

16

Рисование гуашью

«Неваляшка»

Закрепления умений рисовать круглые предметы разной величины с натуры.

Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

Закреплять признаки и свойства предметов: цвет, форма, размер. Воспитывать аккуратность в дорисовывание мелких деталей кистью №4.

 

ЛистА3тонированный.Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.

Неваляшка.

Февраль

17

Рисование по сырому

«Ночное небо и звездочки»

Учить тонировать лист приемом растяжки краски по листу, используя разные цвета, получая разные оттенки, прямо на листе бумаге. Познакомить со знакомым изобразительным материалом, в новом назначении,гелем. Учить дополнять рисованными элементами аппликативные детали(звездочки)

ЛистА3, Гуашь. Кисть №8, 2 банки с водой. Гель, 2 звездочки с клейкой основой.

Февраль

18

Рисование с помощью вилок

«Ежик»

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование вилкой. Развивать творческие способности детей в дополнение своего рисунка деталями,развиватьмелкую моторику рук, воспитывать заботливое отношение к животным.

ЛистА4тонированный. Гуашь. Кисть №4, 2 банки с водой. Тряпочка. Вилки.

Февраль

19

Рисование воздушными шарами.

«Гусеница»

Учить рисовать круги нетрадиционным способом, воздушным шариком, оставлять отпечаток на бумаге.

Учить самостоятельно смешивать цвета, для получения оттенка.

Развивать мелкую моторику, координацию движений.

Развивать творческий подход в дорисовывание сюжета. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

ЛистА3тонированный.Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Пластиковая тарелка, небольшой воздушный шарик.

 

Февраль

20

Рисование картошкой.

«Баночка с вареньем»

Познакомить с новым способом рисования картошкой. Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия; Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
 Внимания и усидчивости;
 Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Основа банка на листе. Гуашь, кисть №4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Пластиковая тарелка, картошка разрезанная.

Март

21

Рисование гуашью

Цыпленок и червячок.

 

Учить рисовать цыпленка гуашевыми красками, красиво сочетая форму, размер и цвета. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. Использовать прием тычка в своей работе, проявляя творчество в применение. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

ЛистА3тонированный.Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Поролон.

Март

22

Пластилиновая живопись+гуашь.

«Моя планета»

Познакомить детей с новым приемом рисование пластилином. Развивать мелкую моторику рук, вкрапление мелких предметов в пластилин (песок, поедки)

Познакомить с техникой набрызг. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

Картон черный или фиолетовый.

Пластилин, стеки, клеенка, тряпочка, бисер, поедки, гель с блестками, зубные щетки, гуашь.

Март

23

Рисование

«Поднос с фруктами»

 Учить смешивать краски на листе бумаге, получать многоцветное изображение. Закреплять умения рисовать предметы круглой формы, разными приемами- кистью(замыкая круг и закрашивать) паралоном(оставлять отпечаток), ватной палочкой. Развивать практические навыки работы с гуашью. Закрепление приемов рисования пальцами.Закрепление умения использовать в работе пластилин, изображая круглые ягоды. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А3 в виде подноса, гуашь, кисть №4, паралон, ватные палочки, 2банки с водой, подставка под кисть. Влажные салфетки. Картинки яблок, вишни и смородины.

Картинки фруктов.

Март

24

Рисование

«Подсолнух»

Учить сочетать в работе несколько нетрадиционных техник рисования. Закрепление умений работать с кистью, оставлять мазок(примакивания) проводит линии разной толщины, рисовать контур и заливать цветом. Развивать мелкую моторику рук, используя в работе пластилиновую живопись. Закрепление умений использовать дополнительный природный материал(семечки) Воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать в детях индивидуальность в выборе изобразительных приемов изображения семян, краской или пластилином с семечками.

Лист А3 тонированный

Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Пластилин, семечки подсолнуха.

Апрель

25

Рисование

«Салют»

Учить тонировать лист, используя темные оттенки, широкой синтетической кистью. Учить наносить мазки в одном направлении, получая разные оттенки.

Познакомить детей с рисованием картонными трубками, печатание.

Развивать желание экспериментировать с красками.

Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А3, гуашь, широкая кисть, картонные рулончики,тарелочки с краской, гель с блестками, влажные салфетки.

Ноутбук, Видео «Салют»

Апрель

26

Рисование гуашью+ аппликация.

«Поле с божьими коровками»

Учить проводить прямые линии разной толщины. Закрепление умений использовать в работе прием тычка поролоном. Закрепление умений дорисовывать элементы аппликации, недостающими деталями. Закрепление навыков работы с пластилином. Развивать умение сочетать в работе несколько нетрадиционных техник рисования. Воспитывать интерес к живой природе.

 

Лист А3 тонированный светлым цветом.

Гуашь, кисть 8, тряпочка, ватные палочки,2 банки с водой, подставка под кисть. Пластилин, клей карандаш красные круги и полукруги для насекомых, поролон.

Апрель

27

Рисование

«Ведерко с песком»

Учить изображать элементы узора, чередовать их. Самостоятельно подбирать цвет для своего объекта. Учить использовать в своей работе песок, для придания образу выразительности и реальности.

Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А3 тонированный светлым цветом.

Гуашь, ватные палочки,кисть 4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.  Изображение ведра, клей карандаш, песок.

Апрель

28

Рисование восковыми мелками и акварелью.

«Морковка для зайки»

 

Учить работать с восковыми мелками. Познакомить с алгоритмом действия с акварельными красками.

Воспитывать аккуратность в работе. Учить закрашивать, не выходя за границы.

Развивать познавательный интерес.

Лист А3.

Акварель, кисть 8, тряпочка, 2 банки с водой, восковые мелки, подставка под кисть.  Зайка, морковка..

Апрель

29

Рисование восковыми мелками и акварелью.

«Кит на волнах»

 

Закрепление умений и навыков работы гуашью. Познакомить с приемом скручивание кисти (кисточка танцует) изображая волны и облака.  

Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Лист А3.

Гуашь, кисть 8, тряпочка, 2 банки с водой, ватные палочки, подставка под кисть.  Изображение кита.

Май

30

Рисование

«Одуванчик»

Учить рисовать прямые линии. Самостоятельно подбирать цвет для своего объекта. Самостоятельно закрашивать, не выходя за контуры. Учить использовать в своей работе кисть №4, для рисования тонких линий.

Воспитывать аккуратность в работе. Закрепление навыков рисования ватными палочками и паралоном.

Лист А4 тонированный, кисть№8,4, гуашь, банка с водой, ватные палочки.

Паралон, глазки,клей карандаш.

 

 

 

Май

31

Рисование гуашью

«Стрекоза»

Закрепление алгоритма действия с гуашевыми красками. Закрепление умений распологать рисунок на всем пространстве листа. Развивать мелкую моторику рук.

Закрепление техники набрызга.

ЛистА3 тонированный.

гуашь, 2банки с водой, подставка под кисть,кисти №8,4. Щетка.

 

Май

32

Рисование  восковыми мелками и гуашью.

«Зайка с мыльными пузырями»

Закрепление навыков работы восковыми мелками. Познакомить с рисованием печатаньем рулончиками.

Воспитывать аккуратнось в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать.

 

Лист А3 с изображением зайца.

Восковые мелки,. тубус от туалетной бумаги.  2банки с водой, кист№4.

Май

33

Рисование ватными палочками.

«Добрая тучка»

Учить смешивать краски, для получения нужного цвета(голубой). Закрепление навыков рисования ватными палочками и восковыми мелками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать.

 

 Лист А3 тонированный.

Гуашь, ватные палочки, влажные салфетки. Восковые мелки Банки с водой, кист№4.

Май

34

Рисование

«Мишка в берлоге»

Учить рисовать образ спящего мишки. Закрепление навыков рисования ватными палочками и паралоном в изображении снега и сугробов. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать.

 

 Лист А3 тонированный.

Гуашь, ватные палочки, влажные салфетки. Паралон. Банки с водой, кист№4.

 

 

Май

35

Рисование ладошками

«Тюльпаны»

 Учить самостоятельно тонировать лист. Закрепление умений изображать изобразительные объекты ладошкой. Закрепление навыков рисования ватными палочками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать.

 

 Лист А3

Гуашь, ватные палочки, влажные салфетки 2 банки с водой, кист№8,4.

 

 

Родителям были предложены консультации:

  • «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии креативности детей»
  • «Развивайте творчество детей»
  • «Необычное рисование штампами».

 

Мастер класс для родителей:

  • «Изготовление поролонового тычка и способы рисования»
  • Беседа с элементами практикума «Рисуя –играем»
  • Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, ватные диски, коктейльные трубочки, нитки, свечи, пробки)                                        

 

 

Мониторинг

При проведении мониторинга в заключении проекта с детьми II-ой младшей группе, обследовалось 20детей, был отмечен рост творческого развития каждого ребенка, уверенные действия в изображение фруктов, самостоятельно брали материал. Уже не ждали помощи, советовались при затруднениях. Диагностика также проводилась в виде творческой игры «Поднос с фруктами». Задания проходило в дневное время, с подгруппой детей. Показатели дали нам возможность наметить работу на следующий год.

 

 

 

Заключение

 Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир творчества.

  Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения, уверенности в своих способностях.

   Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

                     Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).

                     Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

                     Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

                     Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

                     Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, ладошками, печатками из овощей, рисование штампом, картонным тубусом, вилками и т.д. Малышам очень нравится разнообразие техник. Работы стали более интересными, разнообразными содержательные, замысел богаче, украшают не только наш детский сад, но и радуют родителей. Приложение 1.

Детские работы принимали участие в различных творческих конкурсах, где занимали и призовые места. (Всероссийский интернет конкурс творческих работ «Осенний ежик» Семенов Максим, работа « Ежик в яблоках», Международный марафон творческих работ «Осенняя мастерская -2017» Николаева Ярослава ,работа «Деревья мои» и др.

 

                                   Список литературы:

 

1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,    планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998. 

4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая    группа. – М., 2010.

6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.  ТЦ Сфера, 2005.


  9.Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности. - СПб. 2014.

10.Костикова Н.М. Творчество с малышами рисование, лепка, игры с детьми до3лет. -Москва «Манн, Иванов и Фербер»2016

11. Гончарова Д. Школа фатазеров.Уроки творчества. Рисуем. Для детей 3-4лет ООО «Хатбер-пресс»,2013

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx841.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»

Автор проекта: Николаева О.Н. воспитатель МБДОУ «Детский сад№164»

Место реализации проекта: II-младшая группа МБДОУ «Детский сад№164»

Пояснительная записка 

В проекте представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник и нетривиального изобразительного материала, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Тип проекта: обучающий, творческий

Сроки реализации:

 долгосрочный (Октябрь 2017г. – май 2018г.)

Участники проекта:

  Дети II-ой младшей группы

  Воспитатель

  Родители воспитанников

Актуальность проекта

        Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию, желанию творить самому. Развиваем в детях уверенность в своих изобразительных способностях. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д.,  Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия педагога  или родителя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. . Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаю, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решила попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческого проекта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста». Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей

 

Цель: Знакомство детей 2-ой младшей группы с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию.

Задачи

 

Для детей

·        Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

·     Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

· Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках.

·     Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

·        Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

·     Формировать навыки контроля и самоконтроля.

 

Для родителей

·        Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;

·        Стимулировать их совместное творчество с детьми;

·        Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

   Предполагаемый результат

Дети

        Сформированность  у детей  знаний о нетрадиционных способах рисования;

        Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

        Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

        Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

        Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Родители

        повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;

        Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

        Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Формы работы с детьми:

 Создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием презентаций, чтение художественной литературы, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.

              Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4.социалогический опрос родителей.

5.Мониторинг.

2 этап основной 

1.  Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник рисования.Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей 2 младшей группы, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

3 этап заключительный

1. Организация фото отчетов, открытое занятие.

2. Участие в конкурсах, фестивалях (районных, краевых, международных)

Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки.

Мониторинг:

        Для выявления уровня развития художественного творчества и самостоятельной творческой активности в создании работы по заданной теме, с детьми II-ой младшей группе была проведена диагностика по пяти заданиям. Выполнение задания проходило в дневное время, с подгруппой детей. Задание предлагалось в виде творческой игры «Поднос с фруктами» Обследовалось 20детей, было выявлено, что дети имеют минимальные навыки изображения, не уверены, самостоятельно не приступают к работе. Показатели дали нам возможность перейти к следующему этапу нашей работы.

Деятельность по осуществлению проекта:

Перспективный план совместной деятельности по рисованию с                использованием нетрадиционных техник

Месяц

Тема занятия

Образовательные задачи

Оборудование материалы, инструменты.

Октябрь

1

Рисование гуашью, восковыми мелками.

«Воздушные шары»

Вызвать интерес к созданию воздушных шаров гуашевыми красками. Учить рисовать предметы овальной и круглой формы: создавать контурные рисунки- замыкать линию в кольцо и раскрашивать, повторяя очертания нарисованной формы, дополнять изображение карандашным рисунком (ниточка на шарике) Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, восковые мелки, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Шарики воздушные для показа.

Октябрь

2

Рисование ладошками.

«Солнышко»

Вызвать интерес к рисованию гуашью. Формировать умение изображать круглые предметы используя 2 краски. Закреплять умение замыкать линию в кольцо, раскрашивать. Учить дополнять изображение деталями лучи используя технику рисования руками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки.

Октябрь

3

Рисование восковыми мелками, мелом и фломастерами.

«Цветные клубочки для Мишки»

Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его, в процессе рисования использовать разные цвета и изобразительные материалы. Развивать координацию рук.

Лист А4светлого тона, фломастеры, восковые мелки, мел. Клубочки.  Игрушка медведь.

Октябрь

4

Рисование гуашью.

«Идет дождь»

Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш, видеть в рисунке образ явления. Развивать желание рисовать. Формировать умение закрашивать изображение, не выходя за контуры. Познакомить с использованием ватных палочек, ставить точки.

Лист А3 светлый тон, с контуром зонта. Гуашь, кисть №4, тряпочка, 2 банки с водой, ватные палочки, подставка под кисть. Фломастеры.

Зонт.

Октябрь

5

Рисование гуашью.

«Листопад»

Учить правильно держать кисточку. Закрепления алгоритма действия с гуашевыми красками. Учить оставлять отпечаток на бумаге, прикладывая кисть всем ворсом. Набирать краску по мере надобности. Развивать эстетическое восприятие. Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания жел. и красн. цвета. Обратить внимание на зависимость величины листочков от размеров кисти. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы, желание передавать в рисунке свои впечатления.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Баночка для смешивания красок на каждого ребенка.

Ноябрь

6

Рисование гуашью.

«Карандаши»

Учить детей рисовать линии сверху вниз, стараться проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю. Закреплять алгоритм действия с гуашевыми красками. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Карандаши на каждого ребенка.

Ноябрь

7

Рисование гуашью.

«Красивый полосатый коврик для щенка»

Учить детей рисовать линии слева на право, вести кисть по ворсу неотрывно. Закрепление навыка работы с гуашевыми красками. Учить рисовать разным цветом, аккуратно не заходя на те места где уже нарисовано. Закрепление алгоритма действия ватными палочками в творческой деятельности. Развивать восприятие цвета, закреплять знания о цвете. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть,ватные палочки.

Щенок.

Ноябрь

8

Рисование гуашью+ пластилиновая живопись+ рисование ватными палочками.

«Мухомор»

Закрепление навыка работы с гуашевыми красками. Учить рисовать разным цветом, аккуратно не заходя на те места где уже нарисовано. Развивать восприятие цвета, закреплять знания о цвете.

Познакомить детей с новой техникой рисования пластилином (точки на шапке и травка) Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А3 с контурным изображением мухомора или без него. Гуашь красная, белая. Кисть №4, пластилин зеленый, тряпочка, 2 банки с водой, ватные палочки, подставка под кисть. Салфетка для палочки. Карточки с грибами или муляжи.

Ноябрь

9

Рисование

«Дорожка для колобка.»

Учить рисовать изогнутую линию на всем пространстве листа. Учить дополнять рисунок деталями, трава используя разные приемы, прикладывание кисти или ватными палочками. Развивать координацию рук. Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.

Ватные палочки.

Колобки из бумаги для каждого ребенка.

Декабрь

10

Рисование+ пластилиновая мозаика.

«Елочка нарядная»

Закрепление навыка работы с гуашевыми красками. Учить рисовать краской, аккуратно не заходя на те места где уже нарисовано. Развивать восприятие цвета, закреплять знания о цвете. Закрепление навыков рисования ватными палочками.

Познакомить детей с новой техникой рисования пластилином (шарики, украшенные поедками) и рисование гелем. Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А4 с изображением елки. Гуашь. Кисть №4, пластилин тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Гель,поедки.

Декабрь

11

Рисование «Нарядное платье для куклы»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных цветов; развивать интерес и желание рисовать.

Гуашь 4-х цветов: красная, синяя, зелёная, жёлтая на выбор детей; платья-заготовки (по количеству детей), кисточки, баночки с водой, ватные палочки, салфетки.

Декабрь

12

Рисование на снегу и по сырому на бумаге.

«Экспериментируем»

Познакомить с возможностью рисовать на снегу и возможности использовать природное явление в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно.

Снег на тарелочке, гуашь, кисти №8,4, Лист А3, тряпочки.

Декабрь

13

Рисование

«Поросенок в луже»

 Учить детей экспериментировать смешивать краски для получения розового цвета. Познакомить с приемом набрызга, щеткой. Закрепление умения детей закрашивать, не выходя за контуры. Продолжать учить детей правильно держать кисть; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (красный, белый, синий, коричневый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие.

Лист А3 с изображением поросенка. Гуашь, белая, красная, синяя, коричневая, баночка для смешивания красок, щетка. Кисть №8, 2 банки с водой.

Январь

14

Рисование на готовом фоне

«Снеговики»

Учить детей рисовать предметы круглой формы, разной величины. Учить создавать образ, передавая форму и пропорции. Продолжать освоение способа рисования поролоном(тычки) изображая снег и набрызга щеткой, ватные палочки. Развивать интерес к рисованию и освоение разных способов рисования.

Готовый лист с фоном с занятия 12.

Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.

Ватные палочки, поролон, зубная щетка.

Январь

15

Рисование гуашью

«Облачко для папы»

Учить тонировать лист приемом растяжки краски по листу, используя один цвет, получая разные оттенки. Закрепление умений рисовать приемом примакивания, поролоном, изображать пушистое облачко. Развивать умение дорисовывать элементами, передавая ему характерные, индивидуальные черты. Воспитывать аккуратность в работе.

ЛистА3.Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.

Ватные палочки, поролон.

Январь

16

Рисование гуашью

«Неваляшка»

Закрепления умений рисовать круглые предметы разной величины с натуры.

Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

Закреплять признаки и свойства предметов: цвет, форма, размер. Воспитывать аккуратность в дорисовывание мелких деталей кистью №4.

ЛистА3тонированный.Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.

Неваляшка.

Февраль

17

Рисование по сырому

«Ночное небо и звездочки»

Учить тонировать лист приемом растяжки краски по листу, используя разные цвета, получая разные оттенки, прямо на листе бумаге. Познакомить со знакомым изобразительным материалом, в новом назначении,гелем. Учить дополнять рисованными элементами аппликативные детали(звездочки)

ЛистА3, Гуашь. Кисть №8, 2 банки с водой. Гель, 2 звездочки с клейкой основой.

Февраль

18

Рисование с помощью вилок

«Ежик»

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование вилкой. Развивать творческие способности детей в дополнение своего рисунка деталями,развиватьмелкую моторику рук, воспитывать заботливое отношение к животным.

ЛистА4тонированный. Гуашь. Кисть №4, 2 банки с водой. Тряпочка. Вилки.

Февраль

19

Рисование воздушными шарами.

«Гусеница»

Учить рисовать круги нетрадиционным способом, воздушным шариком, оставлять отпечаток на бумаге.

Учить самостоятельно смешивать цвета, для получения оттенка.

Развивать мелкую моторику, координацию движений.

Развивать творческий подход в дорисовывание сюжета. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

ЛистА3тонированный.Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Пластиковая тарелка, небольшой воздушный шарик.

Февраль

20

Рисование картошкой.

«Баночка с вареньем»

Познакомить с новым способом рисования картошкой. Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия; Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
 Внимания и усидчивости;
 Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Основа банка на листе. Гуашь, кисть №4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Пластиковая тарелка, картошка разрезанная.

Март

21

Рисование гуашью

Цыпленок и червячок.

Учить рисовать цыпленка гуашевыми красками, красиво сочетая форму, размер и цвета. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. Использовать прием тычка в своей работе, проявляя творчество в применение. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

ЛистА3тонированный.Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Поролон.

Март

22

Пластилиновая живопись+гуашь.

«Моя планета»

Познакомить детей с новым приемом рисование пластилином. Развивать мелкую моторику рук, вкрапление мелких предметов в пластилин (песок, поедки)

Познакомить с техникой набрызг. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

Картон черный или фиолетовый.

Пластилин, стеки, клеенка, тряпочка, бисер, поедки, гель с блестками, зубные щетки, гуашь.

Март

23

Рисование

«Поднос с фруктами»

 Учить смешивать краски на листе бумаге, получать многоцветное изображение. Закреплять умения рисовать предметы круглой формы, разными приемами- кистью(замыкая круг и закрашивать) паралоном(оставлять отпечаток), ватной палочкой. Развивать практические навыки работы с гуашью. Закрепление приемов рисования пальцами.Закрепление умения использовать в работе пластилин, изображая круглые ягоды. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А3 в виде подноса, гуашь, кисть №4, паралон, ватные палочки, 2банки с водой, подставка под кисть. Влажные салфетки. Картинки яблок, вишни и смородины.

Картинки фруктов.

Март

24

Рисование

«Подсолнух»

Учить сочетать в работе несколько нетрадиционных техник рисования. Закрепление умений работать с кистью, оставлять мазок(примакивания) проводит линии разной толщины, рисовать контур и заливать цветом. Развивать мелкую моторику рук, используя в работе пластилиновую живопись. Закрепление умений использовать дополнительный природный материал(семечки) Воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать в детях индивидуальность в выборе изобразительных приемов изображения семян, краской или пластилином с семечками.

Лист А3 тонированный

Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Пластилин, семечки подсолнуха.

Апрель

25

Рисование

«Салют»

Учить тонировать лист, используя темные оттенки, широкой синтетической кистью. Учить наносить мазки в одном направлении, получая разные оттенки.

Познакомить детей с рисованием картонными трубками, печатание.

Развивать желание экспериментировать с красками.

Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А3, гуашь, широкая кисть, картонные рулончики,тарелочки с краской, гель с блестками, влажные салфетки.

Ноутбук, Видео «Салют»

Апрель

26

Рисование гуашью+ аппликация.

«Поле с божьими коровками»

Учить проводить прямые линии разной толщины. Закрепление умений использовать в работе прием тычка поролоном. Закрепление умений дорисовывать элементы аппликации, недостающими деталями. Закрепление навыков работы с пластилином. Развивать умение сочетать в работе несколько нетрадиционных техник рисования. Воспитывать интерес к живой природе.

Лист А3 тонированный светлым цветом.

Гуашь, кисть 8, тряпочка, ватные палочки,2 банки с водой, подставка под кисть. Пластилин, клей карандаш красные круги и полукруги для насекомых, поролон.

Апрель

27

Рисование

«Ведерко с песком»

Учить изображать элементы узора, чередовать их. Самостоятельно подбирать цвет для своего объекта. Учить использовать в своей работе песок, для придания образу выразительности и реальности.

Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А3 тонированный светлым цветом.

Гуашь, ватные палочки,кисть 4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.  Изображение ведра, клей карандаш, песок.

Апрель

28

Рисование восковыми мелками и акварелью.

«Морковка для зайки»

Учить работать с восковыми мелками. Познакомить с алгоритмом действия с акварельными красками.

Воспитывать аккуратность в работе. Учить закрашивать, не выходя за границы.

Развивать познавательный интерес.

Лист А3.

Акварель, кисть 8, тряпочка, 2 банки с водой, восковые мелки, подставка под кисть.  Зайка, морковка..

Апрель

29

Рисование восковыми мелками и акварелью.

«Кит на волнах»

Закрепление умений и навыков работы гуашью. Познакомить с приемом скручивание кисти (кисточка танцует) изображая волны и облака.  

Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Лист А3.

Гуашь, кисть 8, тряпочка, 2 банки с водой, ватные палочки, подставка под кисть.  Изображение кита.

Май

30

Рисование

«Одуванчик»

Учить рисовать прямые линии. Самостоятельно подбирать цвет для своего объекта. Самостоятельно закрашивать, не выходя за контуры. Учить использовать в своей работе кисть №4, для рисования тонких линий.

Воспитывать аккуратность в работе. Закрепление навыков рисования ватными палочками и паралоном.

Лист А4 тонированный, кисть№8,4, гуашь, банка с водой, ватные палочки.

Паралон, глазки,клей карандаш.

Май

31

Рисование гуашью

«Стрекоза»

Закрепление алгоритма действия с гуашевыми красками. Закрепление умений распологать рисунок на всем пространстве листа. Развивать мелкую моторику рук.

Закрепление техники набрызга.

ЛистА3 тонированный.

гуашь, 2банки с водой, подставка под кисть,кисти №8,4. Щетка.

Май

32

Рисование  восковыми мелками и гуашью.

«Зайка с мыльными пузырями»

Закрепление навыков работы восковыми мелками. Познакомить с рисованием печатаньем рулончиками.

Воспитывать аккуратнось в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать.

Лист А3 с изображением зайца.

Восковые мелки,. тубус от туалетной бумаги.  2банки с водой, кист№4.

Май

33

Рисование ватными палочками.

«Добрая тучка»

Учить смешивать краски, для получения нужного цвета(голубой). Закрепление навыков рисования ватными палочками и восковыми мелками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать.

 Лист А3 тонированный.

Гуашь, ватные палочки, влажные салфетки. Восковые мелки Банки с водой, кист№4.

Май

34

Рисование

«Мишка в берлоге»

Учить рисовать образ спящего мишки. Закрепление навыков рисования ватными палочками и паралоном в изображении снега и сугробов. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать.

 Лист А3 тонированный.

Гуашь, ватные палочки, влажные салфетки. Паралон. Банки с водой, кист№4.

Май

35

Рисование ладошками

«Тюльпаны»

 Учить самостоятельно тонировать лист. Закрепление умений изображать изобразительные объекты ладошкой. Закрепление навыков рисования ватными палочками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать.

 Лист А3

Гуашь, ватные палочки, влажные салфетки 2 банки с водой, кист№8,4.

Родителям были предложены консультации:

  • «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии креативности детей»
  • «Развивайте творчество детей»
  • «Необычное рисование штампами».

 

Мастер класс для родителей:

  • «Изготовление поролонового тычка и способы рисования»
  • Беседа с элементами практикума «Рисуя –играем»
  • Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, ватные диски, коктейльные трубочки, нитки, свечи, пробки)                                        

Мониторинг

При проведении мониторинга в заключении проекта с детьми II-ой младшей группе, обследовалось 20детей, был отмечен рост творческого развития каждого ребенка, уверенные действия в изображение фруктов, самостоятельно брали материал. Уже не ждали помощи, советовались при затруднениях. Диагностика также проводилась в виде творческой игры «Поднос с фруктами». Задания проходило в дневное время, с подгруппой детей. Показатели дали нам возможность наметить работу на следующий год.

Заключение

 Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир творчества.

  Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения, уверенности в своих способностях.

   Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

                     Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).

                     Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

                     Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

                     Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

                     Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, ладошками, печатками из овощей, рисование штампом, картонным тубусом, вилками и т.д. Малышам очень нравится разнообразие техник. Работы стали более интересными, разнообразными содержательные, замысел богаче, украшают не только наш детский сад, но и радуют родителей. Приложение 1.

Детские работы принимали участие в различных творческих конкурсах, где занимали и призовые места. (Всероссийский интернет конкурс творческих работ «Осенний ежик» Семенов Максим, работа « Ежик в яблоках», Международный марафон творческих работ «Осенняя мастерская -2017» Николаева Ярослава ,работа «Деревья мои» и др.

 

                                   Список литературы:

 

1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,    планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998. 

4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая    группа. – М., 2010.

6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.  ТЦ Сфера, 2005.


  9.Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности. - СПб. 2014.

10.Костикова Н.М. Творчество с малышами рисование, лепка, игры с детьми до3лет. -Москва «Манн, Иванов и Фербер»2016

11. Гончарова Д. Школа фатазеров.Уроки творчества. Рисуем. Для детей 3-4лет ООО «Хатбер-пресс»,2013

 

                                                                                                                  Приложение1.

        

            

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта1. Вызвать у детей интерес к творческой...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого ...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы. План

В проекте представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным ...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта 1. Вызвать у детей интерес к тво...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы», уровень обр. орг., 2017г.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы», уровень организации с 01.10.2017г. по 28.02.2018г....