Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка» 2020год
методическая разработка (младшая группа)
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя.Срок - 5 месяцев. Тема - Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя младшей группы | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» село Мамонтово
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка»
(Ф.И.О. педагога) _Жигальцова Ольга Николаевна
(специальность) Воспитатель
(образование) Высшее
(стаж педагогической работы) 7 лет
(квалификационная категория) 1 кв.категория
(курсы повышения квалификации) «Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» 23.06. 2016 «Использование it- технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» 24.05.2019
(дата начала работы над темой) Январь 2020 год
(предполагаемая дата окончания работы) Май 2020год
2020г
Тема: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка»
Цель: Повышение профессиональной компетентности и мастерства по теме; применение полученных знаний в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме «Нетрадиционные техники рисования», посещения открытых занятий педагогов ДОУ;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Оформить картотеку нетрадиционных техник рисования;
- Подготовить выступление на педсовете и методобъединении;
- Подготовить консультации и мастер - класс для родителей;
- Дать открытое занятие для педагогов ДОУ
Актуальность
На занятиях по рисованию я обратила внимание на нежелание детей рисовать, на отсутствие фантазии, воображения, на болезненное отношение к запачканным рукам краской. На предложение –« Давай порисуем» дети отвечают – Я не умею. Нетрадиционные техники рисования я применяла в работе с детьми старшего дошкольного возраста, но тогда у меня не вставал вопрос о развитии умения рисовать традиционным способом. Нетрадиционные техники рисования в данном случае, обогащали опыт изображения разных предметов у детей. Сейчас встал вопрос о применении нетрадиционных техник рисования для того, чтобы развивать у детей интерес к рисованию, к умению воображать, фантазировать, не боятся пробовать изображать разные предметы, находить в этом процессе удовольствие от полученного результата, развивать мелкую моторику и тактильное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги, развивать мышление, усидчивость. Я считаю, что дети умеют всё, просто им не показали, не дали попробовать, отбили желание негативным комментарием. Поэтому я поставила перед собой задачу более тщательно изучить виды и применение нетрадиционных способов рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста для их творческого развития.
Положительное влияние нетрадиционной техники рисования на творческое развитие ребенка происходит только в том случае, если педагог правильно использует методы и приемы работы с детьми.
Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию
Наглядные методы и приемы.
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: - показ жестом; - показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями. С детьми своей группы на начальном этапе мной использовался прием изображения вместе с ребенком, ведя его руку. При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке, детям не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучает детей ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В конце занятия я обязательно показываю несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их.
Словесные методы и приемы обучения
К ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. В своей работе беседу я использую в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения, словесные указания применяю редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действия.
Игровые приемы обучения
Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Обучение рисованию в своей группе я начинаю с игровых упражнений. Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения поставленной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Принципы построения работы по нетрадиционному рисованию:
1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
5.Принцип доступности материала.
6. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Предварительный этап
Январь: Изучение методической литературы
1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
4. Изучение интернет – ресурсов http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac191.htm
Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | С родителями | |
1.Непосредственно образовательная деятельность. 2.Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего возраста по художественному творчеству. Рисование нетрадиционными способами. 3. Рассматривание картин и книжных иллюстраций. 4.Беседы,чтение и обсуждение художественных произведений. 5. Дидактические игры. 6.Оформление выставок | 1.Выступления на педсоветах и методобъединениях. 2.Открытый показ НОД. 3.Мастер-класс по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста. 4.Консультация «Чудо нетрадиционной техники рисования» | 1. Консультации в родительском уголке. 2. Проведение родительского собрания «Волшебные краски». 3.Групповые и индивидуальные беседы. 4.Оформление выставок. 5.Создание книжек – малышек с использованием нетрадиционных техник рисования. |
Перспективное планирование работы по нетрадиционному рисованию в младшей группе
Месяц | Тема | Вид деятельности | Программное содержание | Оборудование и материалы |
Февраль | 1. «Зимнее дерево» | НОД | Рисование ладонью и пальчиками. Развивать умение выполнять технику – оттиск ладонью (крона дерева), рисование прямых и волнистых линий пальцами (снег и ствол дерева), прием – тычка пальцем (снежинки) | Белая плотная бумага, гуашь синего цвета, миски под краску, салфетки |
2. «Пушистик» | Совместная деятельность | Развивать умение изображать животных, используя технику рисования поролоновым тампоном. | Тонированный лист бумаги с силуэтным изображением зайчика, миска с гуашью, ватные палочки, салфетки. | |
3. «Угощение для снегиря» | НОД | Рисование пальчиками. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. | Плотный лист бумаги с изображением снегиря, миска с гуашью красного цвета, салфетки | |
1. «Цветы для мамы» | Совместная деятельность | Развивать умение изображать цветы (тюльпаны), используя технику оттиск ладони | Лист бумаги, миска с гуашью, салфетки | |
2. «Подводное царство» | Совместная деятельность | Познакомить с новой техникой рисования – по мокрому листу. Развивать умение смешивать цвета, чувство композиции. | Плотный лист бумаги, поролоновый тампон, миски с красками, кисти, салфетки | |
Март | 3. Дымковская игрушка» | НОД | Рисование ватными палочками. Развивать умение наносить узор по кругу, клетку, волнистые линии. Развивать цветовосприятие. | Белый лист бумаги с силуэтом дымковского оленя, мисочки с красками разного цвета, ватные палочки. |
4. «Подснежники» | Совместная деятельность | Оттиск печатками. Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину предмета. | Лист белой бумаги, гуашь, печатки, салфетки. | |
1. «Звездное небо» | Совместная деятельность | Печать поролоном по трафарету. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, печать по трафарету. | Тонированная бумага , гуашь, трафареты, поролоновый тампон, эскизы, иллюстрации. | |
2. «Птички – невелички» | Открытый показ НОД | Рисование ладошкой, пальчиками. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Лист бумаги, миска с гуашью, салфетки | |
Апрель | 3. «Тюльпаны» | Совместная деятельность | Рисование вилкой. Познакомить с новой техникой рисования, развивать умение оставлять оттиск вилкой на бумаге, дорисовывать стебель и листья , выбирая технику рисования самостоятельно. | Лист бумаги, миска с гуашью, пластиковые вилки, салфетки |
1. «Салют Победы» | Совместная деятельность | Рисование мятой бумагой по мокрому листу. Развивать умение передавать образ праздничного салюта, развивать цветовосприятие, умение смешивать цвета. | Тонкая бумага, Листы плотной белой бумаги, поролон, краски, салфетки. | |
2. «Цветущее дерево» | НОД | Рисование мятой бумагой, ватными палочками. Развивать умение мять бумагу, оставлять оттиск мятой бумагой (крона дерева), использовать разные техники рисования | Тонкая бумага, Листы плотной белой бумаги, ватные палочки, краски, салфетки. | |
Май | 3. «Цветущий луг» | Совместная деятельность | Развивать умение использовать разные нетрадиционные приемы рисования при создании рисунка. | Плотный лист бумаги, ватные палочки, тонкая бумага, печатки, поролоновые тампоны, краски, салфетки |
Практические выходы:
1.Выступление на педсовете (Февраль)
Тема : Представление индивидуального плана по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка». Форма представления - презентация.
2.Проведение родительского собрания «Волшебные краски» (Март). Форма проведения – мастер –класс.
3.Офрмление папки-передвижки «Нетрадиционная техника рисования – развитие творческой личности дошкольника»
4.Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности (Апрель). Тема: «Птички – невелички»
5. Создание картотеки. Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
6. Проведение мастер-класса для педагогов (Май) Тема: «Нетрадиционная техника рисования – развитие творческого потенциала педагога».
7. Отчет о проделанной работе.
Литература и интернет-ресурсы:
1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
4. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2011
5. интернет – ресурс http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac191.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей средней группы" на 2014-2015 год.
quot;Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования в средней группе"...
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...
Проект самообразования по теме нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возра...
План самообразования На тему: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.»
Тема самообразования: нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Актуальность: В истории педагогики проблема творчества всегда была акт...
Обобщение опыта работы по теме: "Нетрадиционные техники аппликации как средства развития творческой личности детей"
Обобщение опыта работы по теме: "Нетрадиционные техники аппликации как средства развития творческой личности детей"...
План работы по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё, что его интересует....
Индивидуальная программа саморазвития на тему: " «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества детей»
Индивидуальная программа саморазвития на тему :: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества детей»...